Бизнес-план развития муниципального учреждения (на примере МУ «УФКСиТ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является, расширение, углубление и закрепление теоретических знаний и практических навыков в составлении бизнес-плана развития муниципального учреждения. Задачи данного исследования следующие:
-изучить сущность государственных финансов; -рассмотреть особенности управления муниципальными предприятиями;
-рассмотреть финансовое планирование на муниципальных предприятиях; -раскрыть понятие бизнес-план как основа развития предприятия; -охарактеризовать муниципальное учреждение; -проанализировать основные показатели деятельности данного учреждения; -оценить его финансовое состояние; -исследовать направления развития спорта и молодежной политики в ПМР; -разработать бизнес-план изучаемого муниципального учреждения.

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА I. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность государственных финансов 5
1.2. Особенности управления муниципальными предприятиями 11
1.3. Финансовое планирование на муниципальных предприятиях 18
1.4. Бизнес – план как основа развития предприятия 33
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУ «УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» 42
2.1. Общая характеристика 42
МУ «Управление физической культуры, спорта и туризма» 42
2.2. Анализ основных показателей деятельности МУ «УФКСиТ» 50
2.3. Оценка финансового состояния МУ «УФКСиТ» 55
ГЛАВА III. БИЗНЕС-ПЛАН РАЗВИТИЯ СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ МУ «УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» 56
3.1. Направления развития спорта и молодёжной политики 56
Заключение 71
Список литературы 76

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные  обязательства.

Между фирмами  и банками по поводу получения и использования кредита.

Между фирмой в  целом и ее структурными подразделениями.

Между государством и общественными организациями.

Между государством и населением по поводу получения  населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д.

Финансовые ресурсы  являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть  создается при распределении  национального дохода. Финансовые ресурсы  мобилизуются в государственных  централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов. Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.

Финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

1.2. Особенности управления муниципальными предприятиями

 

Муниципальные предприятия играют важную роль в системе жизнеобеспечения городов. От уровня их работы зависит не только благополучие и настроение миллионов людей, но и общая социально-экономическая ситуация в каждом муниципальном образовании, в регионе и в стране в целом. Муниципальные предприятия являются ядром муниципального сектора экономики. Муниципальные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения, не имеют права собственности на закрепленное за ними собственником (муниципалитетом) имущество. Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности. Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В  учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее, систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель - производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей в наем.

Природа государственных  и муниципальных предприятий  находит свое выражение в их фирменном  наименовании, которое должно содержать  указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций. В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется гражданским кодексом, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Собственник имущества  унитарного предприятия имеет широкие  полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать  решение о его создании, реорганизации  и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

в) назначать  на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию  имущества.

Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника. До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, т.е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков. Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации. Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в гражданском кодексе используется понятие дочернего предприятия. Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы:

1. Единственным  учредителем дочернего унитарного  предприятия может быть только "материнское" унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены гражданским кодексом и уставом учредителя, так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы "материнским" унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип "никто не может передать больше прав, чем имеет сам". Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия. Ответственность учредителя по обязательствам дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как "предпринимательское учреждение". Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Приднестровья на базе имущества, находящегося в государственной собственности. Согласно Гражданскому кодексу, собственник имущества муниципального предприятия имеет значительные полномочия по управлению данным унитарным предприятием. В частности, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия. Но на практике местные администрации не в полной мере пользуются своими правами, не осуществляют надлежащий контроль за эффективностью управления муниципальными предприятиями, за сохранностью имущества и использованием его по назначению. Недостаточная эффективность деятельности муниципальных предприятий приводит к недополучению доходов в местный бюджет. 

На местное самоуправление возложены такие функции, как:

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
  • содержание и развитие учреждений социальной сферы;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; 
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории;
  • организация транспортного обслуживания населения и др.

Органы местного самоуправления обязаны также создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, деятельности учреждений культуры, организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта. Решение перечисленных задач предполагает осуществление хозяйственной деятельности. Муниципальные  предприятия работают неэффективно, находятся в кризисном финансовом состоянии, «съедая» значительную долю и без того скудных местных бюджетов, многие из них доведены до банкротства. В конечном итоге, от этого страдает население. Средства массовой информации переполнены сообщениями о замерзающих городах и поселках, отключениях электроэнергии, проблемах водоснабжения, городского транспорта, состояния улиц и дорог, уборки территории городов, вывоза и переработки бытовых отходов и т.д.  Все это свидетельствует о необходимости совершенствования управления муниципальными предприятиями и их имущественными комплексами.

Роль государственных предприятий в экономике Приднестровья все еще значима. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в целях модернизации Приднестровской экономики явилась определяющим фактором рыночных реформ, и, в частности, приватизации. Именно недостаток государственного финансирования стимулировал практически полную приватизацию этого важнейшего сектора. Однако менее конкурентоспособные отрасли приднестровской экономики не представляются все еще инвестицонно привлекательными. В этой связи обсечение прозрачности деятельности предприятий машиностроения, энергетики, пищевой промышленности и ряда других отраслей окажут положительный эффект для привлечения зарубежных инвестиций.  Повышение требований к качеству управления, стандарты которого задаются ведущими международными корпорациями, вынуждают реформировать систему управления на многих государственных предприятиях. Внедряются передовые методы контроля за издержками производства, совершенствуется система логистики, повышается экологичность производств. Учитывая роль государственного сектора в экономике и Приднестровья, и многих других стран, с одной стороны необходим рост качества управления госсектора в целом, а с другой - последовательная работа по повышению эффективности управления на отдельных предприятиях.  Важно совершенствовать систему статистического наблюдения за предприятиями государственного сектора, в частности выработки единого статистического инструментария формирования выборки госпредприятий и их последующего наблюдения. На отдельных предприятиях должны внедряться стандарты корпоративного управления. Важно также последовательно реализовывать ранее принятые решения по приватизации и вовлечению в оборот неэффективно используемого государственного имущества.

 

 

1.3. Финансовое планирование на муниципальных предприятиях

 

В условиях рыночных отношений, когда в полной мере реализуются  принципы самостоятельности и ответственности  предприятий за результаты своей  деятельности, возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться успеха на рынке, расширения производственно-хозяйственной деятельности и социального развития коллектива. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма. Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).

Посредством финансового  планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а  также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Объектом финансового  планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции. Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы - это  планы формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней. Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

Информация о работе Бизнес-план развития муниципального учреждения (на примере МУ «УФКСиТ»)