Финансовое планирование на предприятии (на примере ОАО «ЗАВОД ЖБК - 1»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические данные о неудачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.
Целью написания данной курсовой является: анализ процессов финансового планирования на предприятии ОАО «Завод ЖБК - 1». На основании полученных данных оценить эффективность работы планового отдела на предприятии.

Содержание работы

Введение. 5

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии 8
Финансы предприятия: функции, управление, принципы организации, финансовые отношения. 8
Система организации финансового планирования на предприятии. 16

Глава 2. Оценка системы организации финансового планирования на примере предприятия ОАО «ЖБК - 1». 25
2.1. Краткая характеристика открытого акционерного общества «ЖБК-1». 26
2.2. Финансовый план предприятия. Его содержание. 29
2.3. Финансовое планирование на предприятии ОАО «Завод ЖБК - 1». 35
2.4. Анализ финансового планирования на предприятии ОАО «ЖБК - 1». 38

Глава 3. Проблемы совершенствования финансового планирования на предприятиях. 49

Заключение. 53

Список использованной литературы. 56

Файлы: 1 файл

Planirov-e_Kursovik_Zinina.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две  схемы организации работ по составлению  планов: по методу break-down  (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый план, который в последствии может войти составной частью в общий план предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Составление планов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию планов различных подразделений.

Процесс планирования.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому план по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование  потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использования  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование  потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно  включить финансовое планирование в  процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет  завоевать новые рынки и расширить  производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование  источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

Важный момент финансового планирования - его стратегия. Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разрабатываются по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия.

Особое внимание при  разработке финансовой стратегии уделяется  полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному  снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых  определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех  финансовой стратегии предприятия  гарантируется при взаимоуравновешивании  теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Содержанием стратегии  финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила “двадцать на восемьдесят”, т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Реализация финансовой стратегии в её конкретном механизме функционирования финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться  следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Основные типы финансовых планов и  принципы их составления.

Различают следующие  типы финансовых планов:

  • оперативный - составляется в форме кассовой заявки или планов движения денежных ресурсов предприятия (составляется на один месяц с подекадной или ежедневной разбивкой);
  • текущий - все расчеты ведутся на один год с разбивкой по кварталам. Такой план включает в себя план доходов и затрат, план получения платежей и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиционный план, план обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д.
  • перспективный (стратегический) рассчитывается на 5-10 лет или на программу.

Законодательство не предусматривает формальное указание на составление данных планов, но косвенно  регулирует процесс их составления. Например, план движения денежных средств в годовой отчетности, заполнение кассовой заявки при расчете с банком, инвестиционный план при получении бюджетных ассигнований и т.д.; через налоги и получение льгот определенным категориям предприятий. Как правило, на малом предприятии разрабатываются только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на какую-либо перспективу состояние ресурсов, производства выручки (можно рассчитать только на стабильном малом предприятии).

Оперативные и текущие  планы начинают разрабатываться, как  правило, со средних предприятий  целью развития которых является расширение сферы деятельности и  закрепление на рынке. Цель разработки: наиболее эффективное использование прибыли и нахождение дешевых привлеченных или заемных ресурсов.

Перспективные планы  разрабатываются ограниченно, только на конкретные программы. Перспективные, текущие и оперативные разрабатываются на крупных предприятиях, концернах и ТНК. Цель их составления: освоение рынков, как внутренних, так и за рубежных; выпуск новых видов продукции, наиболее эффективное использование свободных денежных средств или прибыли; оптимизация системы налогообложения.

Примером сочетания  перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято  разрабатывать в развитых капиталистических  странах при создании нового предприятия  или обосновании производства новых  видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Также различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений  распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используют краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой план можно разделить на месячные или квартальные планы.

Основой долгосрочного  финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор  и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры.

Процесс составления  финансовых планов основывается на следующих  принципах:

    • все виды финансовых планов на предприятии должны быть тесно связаны между собой и составлять единую систему;
    • непрерывность планирования;
    • единоначалие - при принятии каких-либо решений собственник - главное лицо;
    • данные финансовых планов являются коммерческой тайной предприятия и вся информация, связанная с расчетами, предназначается только для внутреннего использования. Первоначальный этап разработки бизнес-плана - это финансовый план (план финансовых ресурсов предприятия), затем - производство, снабжение, реализация. Т. о. финансовый план - завершающий этап;
    • принцип научности;
    • обеспечение соответствия потребностям рынка, т.е. учет конъюнктуры, платежеспособного спроса, платежеспособности, возможности нормальных расчетов;
    • соответствие сроков получения и использования средств;
    • обеспечение возможности маневрирования при недостижении запланированной реализации или при превышении плановых затрат;
    • обеспечение эффективности (рациональности) вложений капитала в новые инвестиции должно давать больше, чем в действующих условиях;
    • инвестиции и затраты должны обеспечиваться самым дешевым способом финансирования (собственные средства и бюджетные ассигнования);
    • поддержания платежеспособности предприятия в любой период, в любое время.

Основой для финансового  планирования является принцип самофинансирования - использование собственных ресурсов, т.е. может рассчитываться коэффициент самофинансирования:

К = собственные источники /привлеченные источники = (прибыль + амортизация) /привлеченные источники.

Реально коэффициент  зависит от трех источников: собственных, государственных, привлеченных. Для  нормального значения этого коэффициента (по теории) доля собственных средств должна быть не меньше 50% общих финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка системы  организации финансового планирования  на примере предприятия ОАО « Завод ЖБК - 1»

 

2.1. Краткая  характеристика ОАО  «Завод ЖБК-1»

 

Открытое акционерное  общество «Завод ЖБК-1» (далее                   ОАО «ЖБК – 1») является крупным производителем строительных материалов (сборного железобетона, бетонных изделий, блочного кирпича) в Республике Мордовия. Государство имеет долю в капитале данного предприятия в размере 10%, то есть 10% акций находятся в собственности  Фонда имущества Республики Мордовия. В общем объеме выпуска железобетонных изделий по Республике Мордовия ОАО «ЖБК-1» занимает 35% (за 2004г.), а по производству сборных железобетонных конструкций и деталей для крупнопанельного домостроения является лидером в республике.

Открытое акционерное  общество «ЖБК-1» было создано в  соответствии с утвержденным Государственным  комитетом Мордовской ССР по управлению государственным имуществом приказом № 129-пр от 19 октября 1992 г. Планом приватизации государственного имущества завода железобетонных конструкций – 1 ТСО «Мордовстрой» на неопределенный срок. Общество является коммерческой организацией и имеет в качестве основной цели извлечение прибыли.

Основными видами деятельности открытого акционерного общества «ЖБК-1»  являются:

    • производство товарного бетона и раствора, строительных деталей и конструкций, асфальта и другой продукции производственно-технического назначения;
    • выполнение строительно-монтажных работ (малоэтажные здания и сооружения второго уровня ответственности, кроме крупных комплексов промышленного и гражданского назначения);
    • все виды торговых и посреднических операций;
    • участие в деятельности других юридических лиц путем приобретения их акций, внесение паевых взносов;
    • оказание услуг производственного и бытового характера;
    • производство и реализация товаров народного потребления;
    • приобретение и продажа, аренда и сдача в аренду имущества и прав;
    • оказание складских услуг;
    • организация работы столовой.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии (на примере ОАО «ЗАВОД ЖБК - 1»)