Финансовое планирование на предприятии (на примере ОАО «ЗАВОД ЖБК - 1»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические данные о неудачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.
Целью написания данной курсовой является: анализ процессов финансового планирования на предприятии ОАО «Завод ЖБК - 1». На основании полученных данных оценить эффективность работы планового отдела на предприятии.

Содержание работы

Введение. 5

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии 8
Финансы предприятия: функции, управление, принципы организации, финансовые отношения. 8
Система организации финансового планирования на предприятии. 16

Глава 2. Оценка системы организации финансового планирования на примере предприятия ОАО «ЖБК - 1». 25
2.1. Краткая характеристика открытого акционерного общества «ЖБК-1». 26
2.2. Финансовый план предприятия. Его содержание. 29
2.3. Финансовое планирование на предприятии ОАО «Завод ЖБК - 1». 35
2.4. Анализ финансового планирования на предприятии ОАО «ЖБК - 1». 38

Глава 3. Проблемы совершенствования финансового планирования на предприятиях. 49

Заключение. 53

Список использованной литературы. 56

Файлы: 1 файл

Planirov-e_Kursovik_Zinina.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

За прошедшие годы была создана неплохая материально-техническая  база производства, накоплен большой  опыт по производству и сбыту продукции, сформировался квалифицированный  кадровый потенциал. Предприятие стабильно развивалось в доперестроечный период и сейчас имеет достаточно стабильное финансовое состояние, занимая неплохие рыночные позиции и поддерживая имидж надежного делового партнера как в Мордовии, так и в соседних регионах. По мере оживления производства, наращивания объемов строительно-монтажных работ растет потребность в строительных материалах. Производители довольно активно реагируют на этот спрос, о чем свидетельствует рост конкуренции как со стороны республиканских производителей, так и производителей из соседних областей. В связи с этим руководство ОАО «ЖБК-1» постоянно озабочено поиском новых путей выживания и развития.

Деятельность ОАО «ЖБК-1»  непосредственно связана с внешней средой, от которой во многом зависит существование предприятия и его эффективная работа.

 

В качестве поставщиков  данного предприятия выступают:

    1. ОАО «Мордовметаллоторг» г.Саранск (листы круглые);
    2. ОАО «Мордоввтормет» (аккумуляторы, отводы, электрические двигатели, замки, гвозди и т.д.);
    3. ОАО «Мордовцемент» п.Комсомольский (цемент:202.7Т, 200.9Т, 207.6Т);
    4. ЗАО «Саранскдорснаб» (дизельное топливо Н.26, Н.286Т);
    5. ЧП Козлов А.Н. (щебень 280.2Т, 336.1Т и т.д.);
    6. «СХПК Рассвет», Ичалковский район (песок 985М3, СТР278) и т.д.

Необходимо отметить тот факт, что производство железобетонных изделий является энергоемким, поэтому большое значение имеет поставщик электроэнергии - ОАО «Мордовэнерго».

Основными потребителями  продукции ОАО «ЖБК-1» являются: ОАО «Саранскстройзаказчик», ОАО «Домострой», «Саранский ДСК», ООО «Гаражстрой», ОАО «Мордовметаллоторг», Горьковский автозавод и др.

Помимо всего  вышеперечисленного ОАО «ЖБК-1» выпускает  следующую продукцию:

    • предварительно – напряженные многопустотные плиты перекрытий;
    • стеновые панели, в том числе трехслойные с пенополистеролом;
    • дорожные и мостовые конструкции;
    • элементы лестниц, кольца стеновые для колодцев;
    • плиты и фундаменты для забора, плиты теплотрассы;
    • прессованные бордюры, поребрики, блочный кирпич, тротуарную плитку, цветную брусчатку;
    • товарный бетон, асфальтобетон, раствор, изделия ДОЦ (деревообрабатывающий цех).

Особым спросом  пользуется бетон, раствор, применяемый населением для строительства, подсобных помещений. Предприятие является основным поставщиком сборного железобетона для строительства крупнопанельных сооружений.

Основная поставленная перед коллективом предприятия цель – повышение эффективности производства путем снижения себестоимости выпускаемой продукции, что может быть достигнуто путем усовершенствования технологического процесса за счет использования энергосберегающих технологий.

При этом открытое акционерное общество «ЖБК-1» активизирует работу в части технического развития и поддержания имеющегося производственного потенциала, обеспечения стабильности работы существующего оборудования. Планами технического развития предусмотрено также расширение номенклатурного ряда производимой продукции.

 По инициативе руководства «ЖБК-1» совместно с кафедрой строительного производства МГУ им. Огарева внедряется  производство трехслойных стеновых панелей. Они более экономичные и прочные. По новой технологии стали выпускать влаго- и морозоустойчивые бордюрные плиты.

 

 

 

 

 

 

2.2.  Финансовый  план предприятия. Его содержание

 

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются, прежде всего, доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.

При превышении доходов  над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана.

Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

Финансовый  план как экономический прогноз.

Руководство любого предприятия  независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Финансовый  план как основа для контроля.

По мере реализации заложенных в финансовый плане показателей  необходимо регистрировать фактические  результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый финансовый плановый контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Финансовый плановый контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам финансовый план был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается финансовый план.

Финансовый  план как средство координации.

Финансовый план представляет собой выраженную в стоимостных  показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Финансовый  план как основа для постановки задачи.

Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая  вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Финансовый  план как средство делегирования  полномочий.

Одобрение руководством предприятия финансовый плана подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные финансовый планом рамки. Если же финансовый планы на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.

Основой для составления  финансового плана является:

1. договоры с поставщиками  товарно-материальных ценностей  и покупателями;

2. экономические нормативы,  утвержденные законами (реклама, представительские), ставки налогообложения (расчет налогооблагаемой базы и применение ставок), нормы амортизации, ставки процентов за банковский кредит. Т. о. разработанные финансовые планы являются увязкой общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Основной документ финансового  планирования - план доходов и расходов или расчет валовой прибыли и  ее распределения. В общем виде этот план можно составить в следующей  форме (каждый показатель этого плана рассчитывается по специальным формулам дополнительно: расчет потребности в оборотных средствах, построение графика безубыточности, расчет валовой прибыли и т.д.).

План доходов  и расходов.

Расчет позволяет проверить  правильность налоговых и неналоговых платежей, определить необходимую потребность в денежных ресурсах для уплаты налогов, в том числе по авансам, осуществить оперативный финансовый контроль, определить в целом налоговый пресс на предприятие и корректировать налоговую политику предприятия (минимизация прибыли под налогообложение).

Задача данного документа  показать, как будет формироваться  и изменяться прибыль:

    • первый год — данные приводятся помесячно
    • второй год — данные приводятся поквартально
    • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых  показателей выделяются:

а) доходы от продаж товаров;

б) издержки производства товаров;

в) суммарная прибыль  от продаж;

г) общепроизводственные расходы (по видам);

д) чистая прибыль (строка в) минус строка г)).

Кассовый план.

Кассовый план (кассовая заявка) - план оборота наличных денег (поступления или выплаты через  кассу предприятия), включая поступления  в кассу (кроме поступлений из банка), расходы наличными,  расчет расходов на оплату труда.

Плановый бухгалтерский  баланс на конец планируемого года (сводный баланс активов и пассивов).

Составляется по форме  бухгалтерского баланса отчетного  периода с учетом плановых изменений  и корректировок. Он показывает, какое  было состояние активов и пассивов после окончания периода деятельности. Этот баланс позволяет инвесторам и акционерам видеть перспективу развития. Каждый раздел баланса (или финансового плана) может иметь соответствующие расшифровки или дополнения.

Назначение — главным  образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

Перечень предприятий дебиторов и кредиторов.

 Перечень предприятий  дебиторов и кредиторов позволяет выявить динамику состояния дебиторской и кредиторской задолженности, реальность получения денег, выявить неплатежеспособность дебиторов для последующего списания затрат на финансовые результаты.

 План движения  капитала.

План движения капитала: составляется в разрезе уставного  капитала, добавочного капитала, резервного капитала (фонда), фондов целевого назначения (потребления, накопления, страховой), нераспределенная прибыль. Остаток на начало, планируемое поступление (все источники), планируемое использование, остаток на конец.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

 

Прогноз объемов  реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

    • первый год — данные приводятся помесячно
    • второй год — данные приводятся поквартально
    • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии (на примере ОАО «ЗАВОД ЖБК - 1»)