Инструменты управления в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях поступательного развития экономики роль и значение малого предпринимательства устойчиво возрастает. Отсутствие заметной позитивной динамики в развитии малого предпринимательства в России свидетельствует о наличии определенных трудностей и проблем, препятствующих и ограничивающих возможности интенсивного развития малого бизнеса, который является одним из определяющих условий экономического роста. Несмотря на определенное улучшение конъюнктуры внутреннего товарного рынка и переориентацию потребителя на отечественные товары за последние несколько лет, переход малого предпринимательства в новое качественное состояние не завершен.

Файлы: 1 файл

Инструменты управления в малом бизнесе.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)


23

 

 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

ПОЛЯНСКАЯ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЬЕВНА

 

 

 

Развитие инструментов управления предпринимательскими структурами в малом бизнесе

 

 

 

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(10. предпринимательство)

 

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань - 2007

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» на кафедре «Производственный менеджмент и организация предпринимательства»

 

Научный руководитель:               доктор экономических наук, профессор

Карлина Елена Прокофьева

 

Официальные оппоненты:              доктор экономических наук, профессор

Цатхланова Тамара Тавиновна

 

кандидат экономических наук, доцент

Гримашевич Ольга Николаевна

 

Ведущая организация:               ГОУ ВПО «Санткт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

 

Защита состоится «29» мая 2007 г. в 9.00 ч. на заседании Регионального диссертационного совета КМ 307.001.03 при Астраханском государственном техническом университете по адресу: 414025, г. Астрахань, ул. Татищева, 16, ауд. 319 шестого учебного корпуса.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Астраханского государственного технического университета.

 

Автореферат разослан «28» апреля 2007 г.

Автореферат размещен на сайте http://www.astu.org/science/autoreport/

 

 

Ученый секретарь регионального

диссертационного совета                                                                                    Потапова И.И.

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1.1. Актуальность темы исследования

В условиях поступательного развития экономики роль и значение малого предпринимательства устойчиво возрастает. Отсутствие заметной позитивной динамики в развитии малого предпринимательства в России свидетельствует о наличии определенных трудностей и проблем, препятствующих и ограничивающих возможности интенсивного развития малого бизнеса, который является одним из определяющих условий экономического роста. Несмотря на определенное улучшение конъюнктуры внутреннего товарного рынка и переориентацию потребителя на отечественные товары за последние несколько лет, переход малого предпринимательства в новое качественное состояние не завершен.

Недостаточное внимание, уделяемое предпринимателями современным технологиям управления, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования малых предприятий.

Определяющее значение в данном процессе приобретает адаптация рыночных технологий управления к специфическим особенностям развития малого бизнеса с целью активизации коммерческой, инвестиционной деятельности предприятий малого бизнеса, способствующей максимизации степени покупательской удовлетворенности.

Современные рыночные технологии управления предполагают использование маркетинговых, логистических, аутсорсинговых инструментов в организации предпринимательской деятельности, которые до настоящего времени не получили должного развития в системе  управления предпринимательскими структурами.  Наличие различных точек зрения на проблемы разработки механизма управления современными предпринимательскими структурами в малом бизнесе, отсутствие практических рекомендаций по внедрению современных технологий управления в деятельность малых предприятий и обусловили актуальность темы диссертационного исследования.

1.2. Степень разработанности проблемы

Различным аспектам развития предпринимательства в условиях формирования рыночного пространства в России посвящены труды многих российских ученых: Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Агеева, А. Блинова, А. Бусыгина, Н. Волгина, В. Горфинкеля, А. Крупанина, Т. Корякиной, М. Лапусты, А. Омарова, О. Осипенко, Н. Петракова, Г. Попова, В. Попкова, А.Е. Савченко, Ю. Старостина, В. Швандера, Т. Цатхлановой, В. Яковлева и др.

Развитию технологий предпринимательства посвящены работы зарубежных экономистов, таких как: А. Смит, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Милль, Д. Риккардо, И. Шумпетер.

Разработкой вопросов управления в рыночных системах занимались как зарубежные, так и отечественные ученые, среди них: И. Ансофф, В. Грибов, В. Горфинкель,  Т. Коно, Ж. Ламбен, А. Майзель, И. Пивоваров, А. Романов, В. Рубе, И. Синяева, Н. Сирополис, Дж. Б. Хейвуд и др.

Вместе с тем, исследования, содержащие научно – методические разработки системного использования маркетинговой, логистической и аутсорсинговой технологий в малом предпринимательстве, практически отсутствуют, что обусловило выбор темы диссертационного исследования и предопределило цель и задачи.

1.3. Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по внедрению  современных инструментов управления предпринимательскими структурами в малом бизнесе.

Для достижения этой цели в работе были поставлены и реализованы следующие задачи:

      изучены сущность и эволюция развития предпринимательства в системе рыночного хозяйства; выявлены характерные особенности развития малого бизнеса на различных этапах формирования рыночной экономики;

      на основе специфики организации малого предпринимательства предложены методики оценки привлекательности бизнеса;

      проведен анализ систем государственного и негосударственного регулирования малого бизнеса;

      разработан алгоритм выбора стратегии развития бизнес – структур в малом предпринимательстве;

      сформулирован системный подход к внедрению и развитию современных технологий маркетинга, логистики и аутсорсинга в системе управления малыми предприятиями.

1.4. Предмет и объект исследования

Предмет исследования – система организационно-экономических отношений, складывающихся в процессе организации и управления развитием субъектов малого предпринимательства.

Объектом исследования являются малые формы предпринимательства сферы услуг Волгоградской области.

1.5. Теоретическая и методологическая основа исследования

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции, представленные в классических и современных работах зарубежных и российских экономистов, посвященных теоретическим и практическим проблемам развития малого предпринимательства, определению роли малого бизнеса в формировании инфраструктуры региона, проблемам государственного и негосударственного регулирования предпринимательства, технологиям рыночного управления, основанным на научных инструментах маркетинга, логистики и аутсорсинга.

1.6. Методы исследования

В процессе исследования автором использовались следующие методы научного познания: системный и статистический анализ и синтез, сравнительный анализ, метод экспертных оценок, собственные наблюдения автора.

 

1.7. Информационная база исследования

Информационную базу исследования составили материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Волгоградской области, Департамента потребительского рынка г. Волгограда, структурных подразделений Администрации Волгоградской области, аналитические справочники серии «Бизнес Тезаурус», издания Ресурсного Центра малого предпринимательства, а также отечественные и зарубежные периодические источники и материалы научно-технических совещаний, семинаров, конференций и симпозиумов по исследуемой проблеме.

Нормативно-правовой базой работы явились Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, методические и инструктивные документы федерального, регионального и отраслевого уровней.

1.8. Структура и объем работы

В соответствии с логикой исследования диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 130 источников, 5-ти приложений. Диссертация изложена на 145 страницах текста, содержит 7 таблиц, 13 рисунков.

Во введении раскрыта актуальность темы, степень ее разработанности, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, его методология и информационная база. Обоснована научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации «Теоретико-методические подходы к оценке сущности малого предпринимательства» исследован эволюционный процесс развития понятийного аппарата, раскрывающего сущность «предпринимательства», «малого бизнеса» и определена роль малого предпринимательства в формировании системы рыночного хозяйства, дана характеристика особенностей развития малого предпринимательства в современных условиях развития рынка, проанализированы тенденции и выявлены проблемы становления малого предпринимательства в России и Волгоградской области.

Во второй главе «Формирование и совершенствование системы управления бизнес – структурами в малом бизнесе» проанализированы существующие и предложена адаптированная методика оценки привлекательности малого бизнеса, исследован механизм государственного и негосударственного регулирования малого предпринимательства, предложены мероприятия по его совершенствованию.

В третьей главе «Внедрение современных технологий управления предпринимательскими структурами в малом бизнесе» сформирован механизм внедрения современных технологий управления предпринимательскими бизнес – структурами, включающий в себя выбор стратегии развития предприятия, внедрение и использование маркетинга и логистики в системе управления, адаптированных к специфическим особенностям малого предпринимательства, алгоритм применения аутсорсинга как одного из наиболее эффективных путей формирования всей модели управления малым предприятием в условиях быстроменяющихся условий конкурентного рынка.

В заключении излагаются основные теоретические и практические выводы, полученные в ходе разработки темы диссертации.

 

2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Авторская интерпретация сущности и особенностей развития предпринимательства и малого бизнеса в системе рыночного хозяйства. Условия и проблемы, определяющие тенденции развития малого предпринимательства в России и Волгоградской области, его современную структуру, сдерживающие и усложняющие оценку динамики происходящих количественных и качественных изменений.

2. Методика оценки привлекательности малого бизнеса с учетом предложенных критериев отнесения хозяйствующих субъектов к микро-, малому и среднему бизнесу.

3. Механизм разделения полномочий в системе государственного и негосударственного регулирования малого предпринимательства, обеспечивающего эффективность управления бизнес – структурами в малом бизнесе.

4. Методика выбора стратегии развития малых предприятий, основанная на теории разработки базовых стратегий при помощи выделения стратегических зон хозяйствования.

5. Механизм внедрения современных рыночных технологий управления, основанных на использовании адаптированных научных концепций маркетинга, логистики и аутсорсинга к особенностям развития малого предпринимательства сферы услуг региона.

Особенности развития предпринимательства и малого бизнеса в системе рыночного хозяйства. На основе анализа научных трудов и обобщения практики организации предпринимательской деятельности автором выявлены общие черты и характерные особенности терминов «малый бизнес» и «предпринимательство». Малый бизнес исторически и логически сложился как специфический неотъемлемый элемент рыночной экономики, который составляет начальную форму предпринимательства; его современные формы организации образовались в процессе эволюции товарного производства и он присущ всем современным моделям рыночного хозяйства. Определено, что малый бизнес и предпринимательство связаны между собой как форма и содержание, как уровни хозяйствования и производства в экономической системе. Автором предложена уточненная формулировка современного предпринимательства как особой системы хозяйствования, основу которой составляет поиск новых возможностей по удовлетворению существующих на рынке потребностей, либо по формированию новых потребительских стоимостей с целью обеспечения устойчивого развития хозяйственных систем, их стабильного присутствия на потребительском рынке и получения личной выгоды предпринимателем. Выделены основные характеристики этого вида хозяйственной деятельности: инновационность, ориентация на потребителя, гармонизация частных и общественных интересов, разумная рисковая деятельность, творческая энергия и стратегическое лидерство.

Используя методологию исследования генезиса экономических систем, проведен анализ малого бизнеса, этапов его развития в России и регионе. Выделено 3 этапа развития: формирование предпосылок возникновения бизнеса в процессе развития товарного производства и товарного обращения; зарождение и становление малого бизнеса как закономерного результата развития капитала, усиления взаимосвязей между субъектами производства и потребления; трансформация и развитие малого бизнеса в неотъемлемый элемент современной рыночной экономики.

Информация о работе Инструменты управления в малом бизнесе