Инструменты управления в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях поступательного развития экономики роль и значение малого предпринимательства устойчиво возрастает. Отсутствие заметной позитивной динамики в развитии малого предпринимательства в России свидетельствует о наличии определенных трудностей и проблем, препятствующих и ограничивающих возможности интенсивного развития малого бизнеса, который является одним из определяющих условий экономического роста. Несмотря на определенное улучшение конъюнктуры внутреннего товарного рынка и переориентацию потребителя на отечественные товары за последние несколько лет, переход малого предпринимательства в новое качественное состояние не завершен.

Файлы: 1 файл

Инструменты управления в малом бизнесе.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

На основе проведенного исследования выявлены основные черты становления малого бизнеса в условиях социально – рыночной трансформации, наиболее значимыми из которых,  по мнению автора,  выступают:

-  создание условий для саморегулирования рыночной экономики посредством формирования рациональной структуры и пропорций рыночного хозяйства;

- мобилизация дополнительных финансовых и производственных ресурсов населения в активный хозяйственный оборот, которые могут быть максимально задействованы и направлены в общественное производство только при наличии малого бизнеса;

- формирование конкурентной среды, поскольку малый бизнес антимонополен по своей природе;

- обеспечение населения потребительскими товарами и услугами, поскольку дифференциация, индивидуализация и рост потребностей населения требуют быстрой смены ассортимента, освоения новых видов продукции, развития производства мелкими партиями;

- увеличение производительного потенциала рыночной экономики за счет эффективных форм реализации научно-технического прогресса, учитывая интенсивное внедрение малых предприятий на рынок интеллектуальной продукции, высоких технологий в наукоемкие отрасли;

-  участие в решении проблемы занятости и смягчение социальной напряженности при демократизации рыночных отношений.

Анализ динамики развития малого бизнеса в России показал, что количество предприятий малого бизнеса в России увеличилось в 2005 году до 994 тысяч, а количество занятых на них составило 13,4 % от общей численности занятых в экономике.

Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг. Наибольший удельный вес по количеству предприятий малого бизнеса с частной формой собственности занимает такой вид деятельности как «Торговля и общественное питание» - 94,7%, доля которой в разрезе отраслей экономики составляет – 47,5%.

Распределение количества предприятий малого бизнеса по формам собственности, характеризуется следующими данными ( табл. 1).

Тенденции развития малого бизнеса в Волгоградской области аналогичны общероссийским. В 2005 году в Волгоградской области осуществляли деятельность 13,7 тыс. малых предприятий с численностью работающих 132,6 тыс. человек, 11,6 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств, которые в сельскохозяйственных районах составляют до 90 % хозяйствующих субъектов, 92,7 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Динамика распределения субъектов малого бизнеса по г. Волгограду и Волгоградской области свидетельствует о снижении их количества в районах области и увеличении в г. Волгограде.

 

Рис 1. Структура малого предпринимательства Волгоградской области

(на 01.01.2005 г.)

Общая численность занятых в секторе малого бизнеса - более 307 тыс. человек, что составляет 30 % экономически активного населения Волгоградской области. Согласно статистическим данным в Волгоградской области наблюдается небольшой, но стабильный рост количества малых предприятий. Плотность распространения предприятий малого бизнеса составляет 4,5 единицы на одну тысячу жителей Волгоградской области, что превышает показатель по Южному федеральному округу (3,8), но ниже общероссийского (6,0).

Существующее распределение субъектов малого бизнеса по отраслям экономики указывает на необходимость направления усилий на поддержку местных товаропроизводителей. Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в бюджеты всех уровней по Волгоградской области в среднем составляет 12 - 16 %; по г.Волгограду - 16 %, по районам области данный показатель колеблется от 4,8 до 11 - 20 %. Несмотря на значимость малого предпринимательства в сфере услуг, на его долю приходится всего 22,9 % товарооборота  (рис 2.), что свидетельствует о наличии проблем, связанных с организацией, функционированием и управлением субъектами предпринимательства в данном секторе экономики.

Рис. 2. Динамика структуры общего объема товарооборота предприятий малого бизнеса  Волгоградской области в 2005г.

Методика оценки привлекательности малого предпринимательства.

В процессе исследования автором проанализированы количественные и качественные критерии, определяющие границы бизнеса и предложены факторы – индикаторы, балльная оценка которых позволяет определить степень привлекательности малого бизнеса.

Сущность данного метода заключается в том, что каждый конкретный фактор-индикатор (благоприятствующий предпринимательской деятельности, либо сужающий ее потенциал) оценивается определенным количеством баллов (от 0 до 10), сумма которых отражает результаты оценки степени конкурентоспособности данного субъекта малого бизнеса по сравнению с другими.

При этом для каждого субъекта малого предпринимательства набор факторов конкуренции и их значимость различается. Каждый фактор-индикатор характеризуется определенным набором показателей, которые оцениваются в зависимости от вектора направленности влияния на привлекательность субъекта малого бизнеса.

Данный подход был использован для оценки привлекательности малого бизнеса г. Волгограда (на примере общественного питания) (табл. 1). 

                                                                                                           

                                                                                                     Таблица 1.

Оценка факторов привлекательности малого бизнеса г. Волгограда
(на примере общественного питания)

Факторы-индикаторы

Оценка в баллах

Используемые при оценке
критерии

I. Устойчивость рынка:

1.1 динамика продаж: стабильная, падение, рост

8 (рост)

прогноз динамики объема продаж

1.2 степень товарного насыщения

4 (дефицит)

коэффициент дефицитности (количество посадочных мест на 100 жителей района)

1.3 эластичность спроса: эластичный, неэластичный

2 (неэластичный)

коэффициент эластичности спроса

II. Характер спроса:

2.1 массовость

10 (массовый)

продукция массового потребления

2.2 постоянство спроса: постоянный, случайный

10 (постоянный)

без значительных сезонных колебаний

2.3 уровень спроса: высокий, низкий

8 (высокий)

стабильность объема продаж

III. Уровень малого бизнеса в отрасли:

3.1 доля купли – продаж: нормальная, низкая

6 (выше 20%)

доля оборота по массовой продукции выше (ниже) 20%

3.2 специализация предпринимателей: да, нет

6 (да)

основная доля продукции реализуется специализированными предпринимателями

IV. Уровень концентрации предпринимателей малого бизнеса: высокий, нормальный

8 (высокий)

основная доля продукции реализуется малым количеством предприятий (80:20); равномерное распределение долей продаж между предпринимателями

V. Конкуренция со стороны импорта: да, нет

2 (нет)

зарубежные компании

VI. Региональная замкнутость рынка: значительная/ низкая доля транспортных затрат в цене

6 (менее 25%)

доля транспортных затрат в цене более (менее) 25%

 

Источник: составлено автором

С помощью предложенной методики можно оценить привлекательность малого бизнеса в определенном секторе экономики, а результаты использовать для разработки и реализации программ по поддержке малого бизнеса в различных сферах экономики.

Механизм разделения полномочий в системе государственного и негосударственного регулирования малого предпринимательства.

Анализ современного состояния государственного и негосударственного регулирования малого предпринимательства в сфере услуг Волгоградской области позволил выявить недостатки функционирования данной системы и предложить меры по их устранению.

Механизм государственного регулирования малого предпринимательства должен включать систему взаимосвязанных методов: правовых, административных, нормативных, организационно-экономических, планирования и прогнозирования, бюджетных, финансовых, кредитно-банковских, налоговых, ценовых, эффективность функционирования которых возможна лишь при их реализации одновременно и в адекватных формах на межгосударственном, государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Обоснован вывод о том, что развитие малого предпринимательства должно сопровождаться более развитым механизмом негосударственного регулирования. Среди основных мер качественных изменений системы предложено:

     формирование контура мониторинга системы негосударственного регулирования;

     анализ статистики состояния региональной системы негосударственных органов управления;

     внешний аудит качества и результативности общественной деятельности структур;

     первичный опрос предпринимателей с целью изучения границ потребности в органах негосударственного регулирования и формирования критериев оценки эффективности принимаемых решений;

     создание единой информационной базы по составу  и перечню исполняемых функций негосударственными структурами;

     разработка системного подхода к сбалансированности региональной структуры участников негосударственного регулирования предпринимательства;

     построение модели системы негосударственного регулирования с учетом региональных особенностей и ее адаптации к современным целям и функциям поддержки предпринимательства.

Обоснование выбора стратегии развития малых предприятий.

В процессе исследования автором рассмотрен основной понятийный аппарат стратегического развития бизнес – структур и алгоритм выбора стратегии, дана обобщающая характеристика основных базовых стратегий развития малых предприятий, уточнены доминирующие принципы, определяющие выбор стратегии предпринимательской структурой, предложена методика исследования предприятий малого бизнеса, гарантирующая актуализацию и оптимизацию стратегического развития бизнес – структуры.

Стратегия развития в малом бизнесе — это размещение ограниченных ресурсов по видам деятельности, обеспечивающих максимально высокую конкурентоспособность в течение максимально длительного периода с минимальной степенью риска. Выбор конкретной стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможностей предприятия постоянно обновлять свои функции.

Базовые стратегии развития субъектов малого предпринимательства должны выбираться в соответствии со стадиями роста и развития предприятия. При этом стадии роста необходимо рассматривать как последовательную смену стадий: «интенсивный рост» — «интегративный рост» — «рост посредством диверсификации».

Стадии роста в малом бизнесе демонстрируют, что в процессе функционирования всей системы наступает такая ситуация, когда при некоторых внешних угрозах и внутренних слабостях предпринимательская структура может перейти от успешного развития к ухудшению своей финансово-хозяйственной деятельности (таблица 2).

Автором предложен механизм формирования базовых стратегий на основе  выделения стратегических зон хозяйствования (CЗХ).

 

Таблица 2.

Характеристика основных базовых стратегий развития

малых предприятий

Стадии роста

Стадии развития

Стратегии

реализации

1. Интенсивный рост

 

•проникновения на рынок (развитие первичного спроса; увеличение доли рынка; приобретение рынков; зашита положения на рынке; рационализация рынка; организация рынка)

 

•развития рынка (выделение новых целевых сегментов);

освоение новых каналов сбыта; проникновение (экспансия) на новые географические рынки.)

 

•развитие через товары (добавление новых характеристик товаров; расширение товарного ассортимента; обновление гаммы товаров; улучшение качества; приобретение новых видов и новых свойств товаров рационализация ассортимента товаров.)

2. Интегративный рост

 

•стратегия интеграции «назад» (стабилизация и защита источников поставки товаров; интеграция с поставщиками товаров для защиты рынка)

•стратегия интеграции «вперед» (контроль над выходными каналами; изучение спроса и предпочтений потребителей товаров;

•стратегия горизонтальной интеграции (усиление позиций комплекса путем поглощения конкурентов)

3. Рост посредством

диверсификации

Стадия выживания (базовый рынок в стадии спада; угроза банкротства)

• концентрическая диверсификация (добиться эффекта синергии и расширение потенциального рынка)

• чистая диверсификация (обновление своего портфеля и освоение новых видов деятельности)

Информация о работе Инструменты управления в малом бизнесе