Инструменты управления в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях поступательного развития экономики роль и значение малого предпринимательства устойчиво возрастает. Отсутствие заметной позитивной динамики в развитии малого предпринимательства в России свидетельствует о наличии определенных трудностей и проблем, препятствующих и ограничивающих возможности интенсивного развития малого бизнеса, который является одним из определяющих условий экономического роста. Несмотря на определенное улучшение конъюнктуры внутреннего товарного рынка и переориентацию потребителя на отечественные товары за последние несколько лет, переход малого предпринимательства в новое качественное состояние не завершен.

Файлы: 1 файл

Инструменты управления в малом бизнесе.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Источник: составлено автором

 

 

Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - это отдельный сегмент внешней среды малого предприятия, на который оно имеет (или хочет иметь) выход.

Реализация стратегии развития предприятия как залога поступательного развития малого бизнеса приведет к трансформации отдельных сегментов внешней среды в СХЦ. Они должны представлять собой обособленные структуры, отвечающие одновременно как за краткосрочные, так и за долгосрочные результаты хозяйственной деятельности предприятия. На них будет возложена ответственность за выработку стратегических позиций малого предприятия в выборе вида деятельности, разработке конкурентоспособных видов предлагаемых услуг и организации эффективных продаж.

СХЦ могут интегрироваться в деятельность малых предприятий частично или полностью. Частичная интеграция более известна в мировой практике под названием «двойной структуры». В данном случае структура СХЦ будет дополнением к традиционной структуре.

При двойной структуре одна из них будет использоваться для получения прибыли от хозяйственной деятельности, а другая — для стратегического развития. Подразделения, имеющие стабильный доход, могут быть объединены под началом управляющего, отвечающего за текущую производственно-хозяйственную деятельность, а хозяйственные подразделения, занятые развитием новых стратегических областей деятельности, могут быть объединены под началом управляющего стратегическим развитием.

Обе структуры будут подчиняться общему руководству вошедших малых предприятий. Помимо создания необходимого экономического потенциала для стратегического развития двойная структура будет иметь еще одно преимущество. Она позволяет предпринимателям образовать два независимых и самостоятельных руководящих органа, которые не вступают в конфликт между собой в процессе работы.

Одной из наиболее заметных современных тенденций деятельности СХЦ является выделение этих структурных подразделений в самостоятельные хозяйственные единицы в торговле и общественном питании. Особенно активно это востребовано там, где участники работают в одной ассортиментной линии или представляют собой элементы одного технологического процесса.

Механизм внедрения рыночных технологий управления, основанных на использовании адаптированных научных концепций маркетинга, логистики и аутсорсинга к особенностям развития малого предпринимательства сферы услуг  региона.

Автором обоснована необходимость и целесообразность использования разработок по маркетингу и логистике в организации предпринимательской деятельности малыми предприятиями. Реализация данных подходов нашла отражение в содержательном описании модели маркетинговой логистики, основной целью которой является обеспечение необходимой рациональности (оптимальности) управления потоковыми процессами и реализация дополнительных резервов за счет осуществления эффективных вариантов взаимодействия производительных сил с целью более полного удовлетворения потребностей потребителей.

Маркетинговая логистика должна охватывать всю систему планирования и управления малыми предприятиями, присутствуя во всей цепочке движения товаров, материалов и транспорта. Одно из важных преимуществ внедрения концепции маркетинговой логистики в малом бизнесе заключается в более эффективном управлении бизнесом в целом и повышении уровня взаимодействия и координации всех элементов системы.

Предложенный автором подход к внедрению маркетинговой и логистической технологий основан на использовании аутсорсинга. Общая схема модели принятия стратегического решения о необходимости внедрения аутсорсинга малым предприятиям, разработанная автором, отражена на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: составлено автором

 

Результатом внедрения аутсорсинга является построение цепочки создания стоимости, где каждый бизнес-процесс отображает затраты на его организацию и экономию от использования аутсорсинга. Для оценки важности функций и бизнес-процессов можно использовать матрицу «уровень – качество компетенций» (рис. 4).

Функции или бизнес-процессы, оказавшиеся в квадрате 1, могут быть без каких-либо ограничений переданы аутсорсеру. К ним можно отнести обслуживающие и вспомогательные процессы.

К группе 2 относят функции, развитие которых способно стать конкурентным преимуществом в будущем, но в настоящий момент они не имеют большого значения для малого предприятия. В этом случае аутсорсер может снизить степень риска, ускорить процесс этого преобразования.

К группе 3 относятся те операции, которые для малого предприятия составляют основные конкурентные преимущества. Эти операции не стоит передавать аутсорсеру, так как это будет связано с большой степенью риска.

Группа 4 включает операции, резервы которых исчерпаны. Аутсорсер в этом случае может обеспечить сокращение затрат на их реализацию. В каждом отдельном случае подход будет индивидуальным.

 

Источник: составлено автором

Практика показала, что аутсорсинг обеспечивает малым предприятиям более гибкое и своевременное реагирование на изменения покупательского спроса и приоритеты покупательских предпочтений.

3. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Вклад автора в проведенное исследование состоит в постановке и решении следующих задач по направлениям:

                       исследование проблем развития малого бизнеса в общей структуре предпринимательства, семантики понятий «предпринимательство», «малый бизнес», «малое предпринимательство»;

                       изучение специфики и анализ механизма государственного и негосударственного регулирования малого предпринимательства;

                       концептуальный подход к оценке привлекательности малого бизнеса и  комплексная методика проведения исследования;

                       практические рекомендации по внедрению современных технологий управления малыми предприятиями в условиях ужесточения конкурентной среды, основанных на использовании научных концепций маркетинга, логистики, аутсорсинга.

4. СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1 Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

                  предложена авторская интерпретация понятия «предпринимательская деятельность» как особой системы хозяйствования, основу которой составляет поиск новых возможностей по удовлетворению существующих на рынке потребностей, либо по формированию новых потребительских стоимостей с целью обеспечения устойчивого развития хозяйственных систем, их стабильного присутствия на потребительском рынке и получения личной выгоды предпринимателем.

                  разработана методика оценки привлекательности малого бизнеса на основе  системы факторов – индикаторов;

                  на основе проведенного анализа законодательной базы федерального и регионального уровней государственного и негосударственного регулирования предпринимательской деятельности выявлены противоречия в реализации полномочий участников, предложена система мер по развитию государственного и негосударственного регулирования малого предпринимательства;

                  предложена методика выбора оптимальной стратегии развития малого предприятия на основе выделения стратегических зон хозяйствования;

                  разработан механизм внедрения маркетинговой, логистической и аутсорсинговой технологий в систему управления малыми предприятиями.

4.2. Практическая значимость результатов проведенных исследований заключается в разработке системного методического подхода к внедрению и использованию рыночного механизма управления предпринимательскими структурами малого бизнеса, основанного на маркетинговой, логистической и аутсорсинговой технологиях. Результаты исследования использовались в практической деятельности общественных организаций г. Волгограда как основы для разработки рекомендаций по поддержке и развитию малого предпринимательства в регионе, бизнес – структур, функционирующих в секторах: торговля и общественное питание.

4.3. Апробация результатов диссертационного исследования. Основные выводы и рекомендации по теме диссертации апробированы автором на Международных, всероссийских и региональных научно – практических конференциях в гг. Пенза, Москва, Волгоград, Астрахань в 2002-2007 гг.

4.4. Публикации по теме диссертации. По теме диссертационного исследования опубликовано 19 работ общим объемом 10 п.л., в т.ч. авторские 1,9 п.л., наиболее значимые являются:

1. Полянская, Я.В., Жабина. С.Б. Маркетинговая логистика – инструментарий эффективного предпринимательства [Текст] / Полянская Я.В., Жабина С.Б. // Материалы международной научно – практической конференции «Современные проблемы торговли, расширения ассортимента и контроля качества потребительских товаров и продуктов общественного питания» // Санкт – Петербург: СПбТЭИ, 2002, 0,3 п.л., из них авт. 0,2 п.л.

2. Полянская. Я.В., Жабина. С.Б. Роль предпринимательской логистики в современных условиях развития транзитивной экономики [Текст] / Полянская Я.В., Жабина С.Б. // Материалы круглого стола «Вклад в развитие экономики региона». Президентская программа подготовки управленческих кадров // Волгоград: Изд-во: ООО «Волгоградское научное издательство, 2003, 0,4 п.л., из них авт. 0,2 п.л.

3. Полянская. Я.В., Жабина, С.Б., Находкин, Н.Н., Семененко, М.П. Современные тенденции развития рынка услуг: торговли, ресторанного бизнеса, туризма. Коллективная монография [Текст] / Полянская Я.В., Жабина С.Б., Находкин Н.Н., Семененко М.П. // Волгоград: ООО «Волгоградское научное издательство», 2004, 7 п.л., из них авт. 0,6 п.л.

4. Полянская, Я.В. Логистические аспекты в организации эффективной работы торгово-посреднических услуг [Текст] / Полянская Я.В. // Международная научно – практическая конференция «Экономика, государство и общество в XXI века». «Румянцевские чтения», ч.2 // Москва: РГТЭУ, 2004, 0,1 п.л.

5. Полянская, Я.В., Жабина, С.Б., Подкуйко, Е.Ю. Стратегическое развитие предприятий в условиях конкурентного рынка [Текст] / Полянская Я.В., Жабина С.Б., Подкуйко Е.Ю. // Президентская программа: вклад в развитие экономики региона, г. Волгоград 12-13 апреля 2004 г., Материалы круглого стола // Волгоград: Изд-во ООО «Волгоградское научное издательство», 2004, 0,7 п.л., из низ авт. 0,2 п.л.

6*. Полянская, Я.В., Жабина, С.Б. «Возьмемся за руки друзья» [Текст] / Полянская Я.В., Жабина С.Б. // Научно – практический журнал «Российское предпринимательство», №5 // Москва, 2005, 0,4 п.л., из них авт. 0,2 п.л.

7*. Полянская, Я.В., Жабина, С.Б. Развитие региональных торговых сетей в условиях конкурентной среды [Текст] / Полянская Я.В., Жабина С.Б. // Вестник СГЭА // Самара, 2005, 0,3 п.л., из них авт. 0,1 п.л.

8. Полянская, Я.В., Жабина, С.Б. Экономическая функция малого бизнеса в сфере торговли [Текст] / Полянская Я.В., Жабина С.Б. // В сб. научных статей Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития менеджмента, логистики и коммерции в условиях новой экономики» // Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006, 0,4 п.л., из них авт. 0,2 п.л.

9*. Полянская, Я.В., Егорова, Т.Д. Проектирование работы предприятия на основе имитационного моделирования [Текст] / Полянская Я.В., Егорова Т.Д. // Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. Научный журнал // Астрахань, 2006, в печати, 0,4 п.л., из них авт. 0,2 п.л.

* - входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типография «Армада Плюс»

Зак. №  205/07 100 экз.



Информация о работе Инструменты управления в малом бизнесе