Ключевые основы бизнес планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Россия только накапливает опыт разработки этих планов, так необходимых и для получения финансирования, и для формулировки собственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности его предлагаемого объекта.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы бизнес планирования на предприятиях
1.1 Роль планирования финансово-экономической деятельности предприятий
1.2 Бизнес-план, как метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия
1.3 Структура бизнес-плана
1.4 Типы бизнес-планов
Глава 2 Разработка бизнес-плана «Организация предприятия общественного питания»
2.1 Резюме
2.2 Описание фирмы
2.3 Товары и услуги
2.4 Помещение и оборудование
2.5 Маркетинг
2.5.1 Анализ рынка
2.5.2 Анализ конкурентов
2.5.3 Структура проникновения на рынок
2.6 План производства
2.7 Организационный план
2.8 Финансовый план
2.8.1 План доходов и расходов
2.8.2 Определение предела безубыточности
2.8.3 Анализ расходов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 5-й курс.docx

— 143.39 Кб (Скачать файл)

В целом можно сделать  вывод, что перечисленные методики планирования весьма сходны и в основном дополняют друг друга, рассматривают бизнес-планирование с разных сторон и выделяет различные этапы планирования в качестве основных.

Особую роль в формировании бизнес-плана играют планы маркетинга. Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно  говорится о характере намечаемого  бизнеса и способах реализации проекта, благодаря которым можно рассчитывать на успех предприятия. Иными словами, цель этого раздела – разъяснить как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать  на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара или  услуг. Предприниматель должен представить  здесь свой бизнес как привлекательную  возможность для инвестиций, как  кредитный риск с заманчивыми  перспективами. Маркетинг-план может  быть сформирован по-разному в  зависимости от вида бизнеса и  сложности рынка.

Планы маркетинга обязательно включают в себя описание общей стратегии  маркетинга, политики ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объемов продаж.

При изложении тактики  реализации продукции, целесообразно  указать методы реализации (собственная  торговая сеть, торговые представители, посредники), которые фирма могла  бы использовать в ближайшее время  и в долгосрочной перспективе, а  также, любые специальные требования для реализации продукции. В бизнес-плане  должно быть указано, как будет проводиться  реализация, включая методы, транспортировку, страхование, кредитование, таможенные сборы и др.

В разделе «Реклама» составитель  бизнес-плана должен указать, каким  образом компания собирается привлекать внимание покупателей к выпускаемой  продукции.

Немалое место в бизнес-плане  отводится производственному планированию. Нужно, прежде всего, уделить должное  внимание анализу продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, поскольку вне зависимости от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг. Одна из задач этой части плана ¾ характеристика в сжатой форме основных параметров товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой. Важно, чтобы их привлекательные черты были освещены в простой и ясной форме (использование и привлекательность товаров и услуг, их разработка и развитие). Иногда бывает полезно представить список экспертов или потребителей, которые знакомы с упомянутым товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв. Такие сведения могут быть представлены в форме письма или отчета и включены в виде приложения.

Основной целью производственного  плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и  разработка мер по поддержанию и  развитию производства. В этот раздел необходимо включить такие сведения, как местоположение предприятия, виды требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе.

В финансовом плане рассматриваются  вопросы финансового обеспечения  деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе анализа текущей  финансовой информации и прогноза объемов  реализации продукции на рынках в  последующие периоды. Цель финансового  плана – сформулировать и представить  всеобъемлющую систему формулировок и проектировок, отражающих финансовые результаты деятельности компании. Этот раздел является наиболее важным для  инвестора, т.к. именно из него он узнает, на какую прибыль он может рассчитывать.

В финансовый план обязательно  включается оперативный план, отчет  о доходах, отчет о денежных потоках  и балансовый отчет [11].

Кратко охарактеризуем их. Оперативный план (отчет) отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых  рынков по каждому товару и рынку  за определенный период. На фирме этот документ разрабатывается службой  маркетинга. Совокупность показателей, предоставленная в оперативном  плане, позволяет продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать  в перспективе. Показатели определяются по каждому виду товара или услуги, что позволяет сравнивать их между  собой по экономической эффективности. Такой прогноз обычно составляется на три года вперед, причем данные для  первого и второго года следует  приводить поквартально, т.к. для  начального периода времени точно  известны будущие покупатели продукции. На каждый отчетный период рассматриваемая  совокупность показателей рассчитывается на основе специального рыночного исследования. Это важно для последующего планирования закупок оборудования, затрат на рекламу  и наем работников.

Таким образом, рассмотрев цели и сущность планирования, а также  различные аспекты практики составления  бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых  на предприятии.

 

1.3. Структура  бизнес-плана

 

Бизнес-план выступает основой  бизнес-предложения при переговорах  с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении  ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме  и структуре.

Он должен быть представлен  в форме, позволяющей заинтересованному  лицу получить четкое представление  о существе дела и перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жестко регламентированной формы его  представления и структуры. Однако, как правило, в нем предусматриваются  разделы, в которых раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта фирмы и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяются организационная и производственная структуры, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста фирмы. Объем и степень конкретизации разделов плана определяется спецификой компании и области ее деятельности.

Бизнес-план может иметь  следующую структуру:

  • аннотация;
  • резюме;
  • описание предприятия и отрасли;
  • описание продукции;
  • план маркетинга;
  • производственный план;
  • организационный план;
  • финансовый план;
  • график выполнения работ (календарный план);
  • анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;
  • приложения.

Бизнес-план начинается с  титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия- инициатора проекта, его название, а также  авторы проекта, время и место  подготовки бизнес-плана.

РЕЗЮМЕ Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с планом более 5 или 10 мину, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Таким образом, резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес. Пишется резюме в последнюю очередь, причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль и не используя жаргонные фразы.

Резюме должно включать следующую  информацию:

  • полное название, адрес и телефон предприятия- инициатора проекта;
  • описание предприятия, его специфических черт, какой путь развития прошло предприятие на сегодняшний день;
  • кратки сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к данному проекту, обладает управленческий персонал;
  • долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
  • тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
  • краткая характеристика конъюнктуры рынка;
  • преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы компании и ее финансовое состояние;
  • совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;
  • потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств;
  • ключевые экономические показатели эффективности проекта.

 

 

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ

Описание предприятия  и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления  о предприятии как объекте  инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного  проекта.

 Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

  • описание предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
  • краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
  • уставный капитал предприятия;
  • учредители и распределение капитала между ними;
  • организационная структура предприятия;
  • дочерние предприятия;
  • состав звена управления ( сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;
  • структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов;
  • описание текущего состояния предприятия , анализ баланса;
  • специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;
  • доля рынка продукции, представляемой предприятием;
  • потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;
  • позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположения источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);

 - при необходимости – согласие органов местной власти на реализацию проекта.

Описание и анализ состояния  и перспектив развития отрасли в  бизнес-плане решает две задачи:

а) изучение состояния и  тенденции развития отрасли как  объекта инвестирования;

б) получение исходной информации для прогноза объема производства и  реализации продукции и услуг  предприятия с учетом конкуренции.

Для решения первой задачи целесообразно провести анализ состояния  отрасли и описать возможные  тенденции ее развития. А также  описать предприятия отрасли  и развития соответствующих производств  в планируемых регионах сбыта  продукции внутри страны и за рубежом.

При описании отрасли необходимо отразить следующую информацию:

  • определение экономического сектора отрасли (наука, производство, распределение, услуги и т.п.);
  • перечень основной продукции и услуг, предлагаемых данной отраслью промышленности;
  • сезонность;
  • географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
  • описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие;
  • характеристика имеющихся основных клиентов;
  • характеристика потенциальных клиентов;
  • наиболее перспективные клиенты.

Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям:

  • номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;
  • конкурентоспособности продукции;
  • рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках;
  • состояние производственной базы конкурентов;
  • ценовая политика и политика в области сбыта;
  • сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.).

 

ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ

В данном разделе необходимо дать краткое описание потребительских  свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.

Информация о работе Ключевые основы бизнес планирования