Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:51, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны. Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие малого бизнеса в России…………………………………………….6
1.1 Что такое малый бизнес………………………………………………………6
1.2 История развития малого бизнеса в России………………………………….8
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса……………………….......17
1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России……………20
1.5 Большие проблемы малого бизнеса…………………………………………21
1.6 Будущее малого бизнеса…………………………………………………….23
2. Развитие сетевого бизнеса в России…………………………………………27
2.1 Сущность сетевого маркетинга и история его развития в России………..27
2.2 Преимущество сетевой компании перед "классической"………………….30
2.3 Истории самых успешных МЛМ компаний………………………………..33
2.4 Лица сетевого бизнеса или успешные предприниматели………………...40
Заключение………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………..44
Во второй половине 1990-х
годов оказались практически
исчерпаны ниши и возможности
сверхприбыльной торгово-
Третий этап развития малого
предпринимательства (с 1996-1997 годов
до 2003 года) сопровождался сокращением
числа малых предприятий из-за
резкого снижения доходности самостоятельной
предпринимательской
Правительство не имело реальной
стратегии поддержки малого бизнеса,
особенно в инновационной и
В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте - с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест. Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.
Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны13. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.
Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества малых предприятий города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн руб. и более - 7,7% малых предприятий.
Темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения14 прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу15 - 57,8%, или 205,2 млн руб16.
Не отстают и регионы. В Уральском федеральном округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Годовой оборот каждого предприятия в среднем составляет 13 млн руб. В 2006 году оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32%, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса увеличился на 20%. На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47%.
В Тюменской области
В Иркутске по состоянию
на 1 января 2007 года зарегистрировано 7166
малых предприятий с
Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.
В Ханты-мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий малого бизнеса в бюджет поступило более 100 млн руб. Более 22% экономически активного населения округа заняты в малом и среднем бизнесе.
По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации. В малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых предприятий.
Все это говорит о том,
что малый и средний бизнес
живут, развиваются и достигают
положительных результатов
Введенные специальные режимы
налогообложения, к сожалению, так
и не смогли ни упростить, ни облегчить
участи представителей малого и среднего
бизнеса. Например, система налогообложения
в виде единого налога на вмененный
доход17 для отдельных видов
А для этого требуются
работники высокой
Новый закон (2007 года), в отличие
от старого (1995 года), предусматривает
финансовую, имущественную и налоговую
поддержку малых и средних
компаний, а также оказание помощи
в области внешнеэкономической
деятельности. Принятие этого закона
привело к необходимости
Это не единственный способ
поддержки малого и среднего бизнеса.
Согласно прогнозу социально-экономического
развития Российской Федерации на 2008-2010
годы, подготовленному Министерством
экономического развития РФ, из бюджета
Российской Федерации на финансирование
программы малого предпринимательства
ежегодно будет направляться около
4 млрд руб. Средства федерального бюджета,
предусмотренные на реализацию государственной
поддержки малого предпринимательства,
будут предоставляться
Субсидии22 из федерального бюджета в 2006-2007 годах предоставляются по результатам конкурсного отбора на финансирование следующих мероприятий:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта;
развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Финансовая поддержка по этим направлениям будет продолжена государством и в последующие годы
Не отстают и власти
в регионах. По мнению вице-президента
Союза предприятий малого бизнеса
Свердловской области Алексея Кабанова,
положительная динамика в развитии
малого предпринимательства в
Курганская торгово-
В Иркутской области принята
целевая программа "Поддержка
и развитие малого предпринимательства
в Иркутской области на 2006-2010 годы".
Объем ее финансирования на пять лет
составит 194,2 млн руб. По информации,
предоставленной Департаментом
предпринимательства, среднего и малого
бизнеса администрации
Во всех регионах начинают развиваться бизнес - инкубаторы (под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг). Основным нормативным документом, регулирующим деятельность бизнес-инкубаторов, создаваемых с привлечением средств федерального бюджета, является приказ Минэкономразвития России от 5 мая 2005 года № 93 "О мерах по реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства", который утвердил "Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе".
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у малого и среднего бизнеса есть надежда на светлое будущее. Но за место под солнцем надо бороться!
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса
Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.
К преимуществам малого бизнеса я отнесла следующие:
сравнительно более низкие
издержки управления, обусловленные
отсутствием лишнего
по мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям;
более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;
относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий;
малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда;
Работники малого предпринимательства
имеют высокий уровень
малый бизнес дает средства
к существованию большему количеству
людей, чем крупный23. Он обладает значительным
потенциалом в сфере