Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны. Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие малого бизнеса в России…………………………………………….6
1.1 Что такое малый бизнес………………………………………………………6
1.2 История развития малого бизнеса в России………………………………….8
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса……………………….......17
1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России……………20
1.5 Большие проблемы малого бизнеса…………………………………………21
1.6 Будущее малого бизнеса…………………………………………………….23
2. Развитие сетевого бизнеса в России…………………………………………27
2.1 Сущность сетевого маркетинга и история его развития в России………..27
2.2 Преимущество сетевой компании перед "классической"………………….30
2.3 Истории самых успешных МЛМ компаний………………………………..33
2.4 Лица сетевого бизнеса или успешные предприниматели………………...40
Заключение………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………..44

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

Во второй половине 1990-х  годов оказались практически  исчерпаны ниши и возможности  сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов  до 2003 года) сопровождался сокращением  числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной  предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге  в 1990-е годы число малых фирм сократилось  до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса  и потери средств, в банках от трети  до половины фирм ушли с легального рынка.

Правительство не имело реальной стратегии поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной и производственной сферах. Созданные в рамках принятого  в 1995 году закона "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" фонды  практически не функционировали. Кредиты  малому бизнесу выдавались в основном "Европейским банком реконструкции  и развития" и другими зарубежными  структурами под высокий процент. Не развивался лизинг.

В 2001-2002 годах число малых  предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте - с 9,6 до 10,4%. Это позволило  увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов  человек, то есть создать 550 тысяч рабочих  мест. Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института  исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении  малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых  предприятий существует не более  одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число  занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.

Малый бизнес в России, можно  сказать, состоялся на всей территории страны13. Только в Москве по состоянию  на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.

Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий  от общего количества малых предприятий  города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн  руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн  руб. и более - 7,7% малых предприятий.

Темпы роста налоговых  поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих  общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов  малого бизнеса, применяющих специальные  режимы налогообложения, по которым  наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе  налогообложения14 прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному  налогу15 - 57,8%, или 205,2 млн руб16.

Не отстают и регионы. В Уральском федеральном округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса  и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Годовой оборот каждого предприятия  в среднем составляет 13 млн руб. В 2006 году оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32%, а объем  инвестиций в создание предприятий  малого бизнеса увеличился на 20%. На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в  целом по России этот показатель составляет порядка 47%.

В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. - индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в  сфере оптовой и розничной  торговли, услуг, строительстве и  на обрабатывающих производствах. В  малом предпринимательстве на сегодня  занято 77 тыс. жителей Тюменской  области, или 19,8% от трудоспособного  населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам прошлого года составил 558 млрд руб. Доля малого бизнеса в  ВВП области - 21%. Для сравнения: в  странах Европы этот показатель превышает 40%.

В Иркутске по состоянию  на 1 января 2007 года зарегистрировано 7166 малых предприятий с численностью 43 800 человек и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе  занят каждый четвертый, работающий в городе.

Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых  поступлений, собираемых на территории области.

В Ханты-мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий малого бизнеса в бюджет поступило более 100 млн руб. Более 22% экономически активного  населения округа заняты в малом  и среднем бизнесе.

По развитию малого предпринимательства  Свердловская область занимает 5-е  место в Российской Федерации. В  малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов  областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых  предприятий.

Все это говорит о том, что малый и средний бизнес живут, развиваются и достигают  положительных результатов практически  на всей территории нашей страны. Но все ли так безоблачно?

Введенные специальные режимы налогообложения, к сожалению, так  и не смогли ни упростить, ни облегчить  участи представителей малого и среднего бизнеса. Например, система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход17 для отдельных видов деятельности и система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) предполагают ведение бухгалтерского учета в  полном объеме.

А для этого требуются  работники высокой квалификации. Упрощенную систему налогообложения  организаций и индивидуальных предпринимателей в народе справедливо окрестили "непростая упрощенка". Незначительная стоимость активов или их полное отсутствие зачастую не позволяют представителям малого и среднего бизнеса привлечь кредитные средства. Это является сдерживающим фактором развития бизнеса. Федеральный закон № 88-ФЗ "О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права  граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для осуществления предпринимательской  деятельности, устарел и практически  не работает. Поэтому 6 июля 2007 года Государственной  Думой принят Федеральный закон  РФ. N 209-ФЗ "О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации"18

Новый закон (2007 года), в отличие  от старого (1995 года), предусматривает  финансовую, имущественную и налоговую  поддержку малых и средних  компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической  деятельности. Принятие этого закона привело к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных  актов, а именно в законы "О  бухгалтерском учете"19, "О финансовой аренде (лизинге)"20, "О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт"21.

Это не единственный способ поддержки малого и среднего бизнеса. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному Министерством  экономического развития РФ, из бюджета  Российской Федерации на финансирование программы малого предпринимательства  ежегодно будет направляться около 4 млрд руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной  поддержки малого предпринимательства, будут предоставляться субъектам  Российской Федерации на конкурсной основе при условии финансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать  их к принятию новых, более эффективных, программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Субсидии22 из федерального бюджета в 2006-2007 годах предоставляются  по результатам конкурсного отбора на финансирование следующих мероприятий:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и  реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта;

развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий  в научно-технической сфере.

Финансовая поддержка  по этим направлениям будет продолжена государством и в последующие  годы

Не отстают и власти в регионах. По мнению вице-президента Союза предприятий малого бизнеса  Свердловской области Алексея Кабанова, положительная динамика в развитии малого предпринимательства в Уральском  федеральном округе обеспечивается за счет показателей тех малых  предприятий, которые были созданы 5-10 лет назад. Малые предприятия  изначально сталкиваются с множеством проблем. В связи с этим необходимо существенно увеличить денежные средства, выделяемые на финансирование образовательных бизнес-программ послевузовской поддержки молодежи в возрасте от 20 до 30 лет, нацеленных на создание собственного бизнеса.

Курганская торгово-промышленная палата организует деловые миссии курганских товаропроизводителей в другие российские регионы. Благодаря этому предприниматели  получают уникальную возможность пообщаться друг с другом и наладить сотрудничество, минуя цепочку посредников. Вместе с тем, по словам председателя Курганского  городского координационного Совета предпринимателей Ивана Камшилова, развитие предпринимательства сдерживается рядом факторов. Прежде всего это высокое налоговое бремя, сложность в получении финансовых средств, а также недостаточная информационная поддержка.

В Иркутской области принята  целевая программа "Поддержка  и развитие малого предпринимательства  в Иркутской области на 2006-2010 годы". Объем ее финансирования на пять лет  составит 194,2 млн руб. По информации, предоставленной Департаментом  предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора  Иркутской области, программа направлена на повышение конкурентоспособности  малых и средних предприятий  региона и выход их на всероссийский  уровень, а также на привлечение  инвестиций. Согласно проекту областная  администрация будет поддерживать в первую очередь малый и средний  бизнес в сфере глубокой лесопереработки, туризма, ЖКХ и производства строительных материалов. Программа позволит увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет.

Во всех регионах начинают развиваться бизнес - инкубаторы (под  бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов  малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и  оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг). Основным нормативным документом, регулирующим деятельность бизнес-инкубаторов, создаваемых  с привлечением средств федерального бюджета, является приказ Минэкономразвития  России от 5 мая 2005 года № 93 "О мерах  по реализации мероприятий по государственной  поддержке малого предпринимательства", который утвердил "Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку  предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства  в бизнес-инкубаторе".

Все вышеизложенное свидетельствует  о том, что у малого и среднего бизнеса есть надежда на светлое  будущее. Но за место под солнцем  надо бороться!

 

1.3 Экономическая  характеристика малого бизнеса

 

Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению  с крупным, оценим его роль в экономике.

К преимуществам малого бизнеса  я отнесла следующие:

сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений  в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятия, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой;

по мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень  формализации организации и понижают способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия  являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к  изменяющимся условиям;

более низкая потребность  в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на требования местных рынков;

малые предприятия лучше  знают уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей преимущественно  на региональный рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик  местного рынка;

относительно более высокая  оборачиваемость капитала малых  предприятий;

малые предприятия требуют  меньше капиталовложений. У них меньшие  сроки строительства, небольшие  размеры, им быстрее и дешевле  перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания машинного  и ручного труда;

Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также возможности  реализовать свои идеи, проявить свои способности

малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный23. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства  населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном  производстве из-за его технологических  и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а  также лица, желающие трудиться после  основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных  доходов.

Информация о работе Малый бизнес в России