Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны. Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие малого бизнеса в России…………………………………………….6
1.1 Что такое малый бизнес………………………………………………………6
1.2 История развития малого бизнеса в России………………………………….8
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса……………………….......17
1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России……………20
1.5 Большие проблемы малого бизнеса…………………………………………21
1.6 Будущее малого бизнеса…………………………………………………….23
2. Развитие сетевого бизнеса в России…………………………………………27
2.1 Сущность сетевого маркетинга и история его развития в России………..27
2.2 Преимущество сетевой компании перед "классической"………………….30
2.3 Истории самых успешных МЛМ компаний………………………………..33
2.4 Лица сетевого бизнеса или успешные предприниматели………………...40
Заключение………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………..44

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

А к недостаткам малого бизнеса следующие его особенности:

по сравнению с крупными предприятиями малые предприятия  обладают более высоким уровнем  риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;

малые предприятия зависимы от крупных компаний;

слабая компетентность руководителей  и менее профессиональные работники;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении  кредитов;

малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной  базой;

несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых  предприятий к изменениям не велики;

малый бизнес имеет малую  склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

 

 

1.4 Особенности  развития малого бизнеса современной  в России

 

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.

К ним относятся:

совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов  деятельности;

отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;

низкий технической уровень  и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным  потенциалом;

относительно высокий  уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость  к сложной экономической обстановке;

неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих  малых предприятий выйти на международные  рынки, отсутствие полной и достоверной  информации о состоянии и конъюнктуре  рынка, неразвитость системы информационных, консультационных услуг

Важным экономическим  условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности  методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая  землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается  не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей  инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную  работу, но и возможность доступа  на них малых предприятий, повышения  их роли в формировании спроса, а  также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

Большим недостатком я  считаю, что экономика России продолжает оставаться высокомонополизированной: 4% промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали  около ѕ всей промышленной продукции24

 

1.5 Большие проблемы  малого бизнеса

 

Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно  условно разделить на внешние  и внутренние для предприятий.

Негативные внешние барьеры  в основном связаны с неразвитостью  правовой системы, отношений собственности  и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью  и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся  монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры - низкий уровень предпринимательской  и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.

Переход к ускоренному  развитию малого предпринимательства  требует, прежде всего, совершенствования  внешней среды малого бизнеса, в  первую очередь, законодательной и  нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой  поддержки малого бизнеса до недавнего  времени являлся федеральный  закон РФ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г, сейчас же такой основой  является федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" N 209-ФЗ25.

Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки  в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.

Остаются значительной налоговая  нагрузка, достаточно сложными процедуры  ведения учета и представления  отчетности, излишними налоговое  администрирование.

Существуют проблемы, которые  испытывают субъекты малого предпринимательства  в области имущественной поддержки:

отсутствие доступа к  информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);

длительность и сложность  процедуры оформления и регистрации  субъектами малого предпринимательства  сделок по использованию имущества;

высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;

отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.

Отсутствуют реальные возможности  в получении предпринимателями  необходимой информации по широкому спектру интересующих их вопросов:

нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок и условия  деятельности субъектов малого предпринимательства, а также полномочиям контролирующих органов;

состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе, сырьевых), необходимых для деятельности малых  предприятий;

государственном имуществе, сдаваемом в аренду и выставляемом на продажу;

Неблагоприятный предпринимательский  климат во многом вызван негативными  тенденциями в экономике.

К ним относятся:

отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;

перемещение мелкого и  среднего капитала из производства в  сферу преимущественно торгово-посреднических операций;

недолговечность большинства  малых предприятий, обусловленная  не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в  развитие производства;

вытеснение большинства  малых предприятий на периферию  технического прогресса;

уход мелких предприятий  в теневую экономику в целях  уклонения от неразумного налогообложения  и, вследствие, неспособности государства  обеспечить безопасность от криминальных структур.

1.6 Будущее малого  бизнеса

 

Какое оно - будущее малого бизнеса? Вряд ли сегодня кто-то сможет дать однозначный ответ на этот вопрос. В различных публичных изданиях можно встретить разные мнения на этот счёт. Так, например, участники  форума, проведённого в апреле 2007 года Общероссийской общественной организацией "Опора России" попытались обрисовать дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в России. Сегодня заниматься малым бизнесом в России, по большому счету, невыгодно. Этот давно известный  всем предпринимателям тезис озвучили, наконец, и представители федеральной  власти. Признание реального положения  вещей последовало на форуме от чиновника  весьма высокого ранга - заместителя  министра экономического развития и  торговли Андрея Шаронова. Так, по его  словам, уровень рентабельности26 малых  предприятий на сегодняшний день составляет всего лишь 1,8 процента, в то время как тот же показатель у средних и крупных фирм значительно  выше - 13,2 процента.

Примерно в это же время, выступая на встрече с общественностью  в гостинице "Ренессанс" в Самаре, бывший премьер Михаил Касьянов сделал следующее заявление: "В малом  бизнесе должно создаваться до 70% новых рабочих мест". Особенно важно то, что М. Касьянов долгое время находился на посту главы  правительства, хорошо разбирается  в экономических проблемах и  поэтому знает, что говорит.

Изучив эти и многие другие точки зрения, по поводу развития малого бизнеса в России, я хотела бы высказать своё мнение.

Ранее я говорила и о  важной роли малого бизнеса, и о проблемах  которые стоят на пути его развития. И вот к какому выводу я пришла.

Несмотря на всевозможные программы и системы поддержки  малого бизнеса27, прогнозируя дальнейшее его развитие нельзя забывать о закон  Парето28: тенденцию, поглощения корпорациями всё больше сфер бизнеса, которое  происходит в геометрической прогрессии нельзя не заДействительно, обладая огромными финансовыми ресурсами, можно практически монополизировать любые сферы бизнеса.

Чтобы не быть голословной  приведу пример:

Практически весь продуктовый  бизнес, у нас поглощается сетевыми игроками: "Седьмой континент", "Копейка", "Пятёрочка", "Перекрёсток" и т.д. - все они не только ориентированны на гипермаркеты, но идут в каждый квартал, открывая небольшие магазинчики. "Седьмой континент" запустил проект - 7 шагов: Их магазин в семи шагах от Вас.

По большому счёту понятно; конкурировать с ними никто не сможет, при желании они будут  ассортиментом и ценами, "убивать" любой локальный магазин. Огромные объемы, единая служба доставки, позволяют  им не только снижать себестоимость29, но и диктовать поставщикам ценовую  политику. (Например, "Седьмой континент" в договоре прописывает штраф  за поставку в другую сеть, товара дешевле, чем им).

Если посмотреть трезво, то любой бизнес по продажам может  захватить игрок с большими деньгами. Он просто снизит себестоимость за счёт объемов и централизованности. Под это могут попасть и бабушки с семечками, и цифровые студии, и палатки около дома. Это вопрос желания и времени.

Самое сильное в их позиции, не прибыль от каждой точки, а суммарный  доход. Например, у "Евросети" 25% палаток  убыточно, но они их всё равно  держат, что бы место не занял  конкурент. Потом любой арендодатель всё равно предпочтёт работу с  сетью, хотя бы из-за отсутствия проблем  с платежами. Они готовы платить  много, и вовремя.

Я считаю, глобализация рынка  продаж несколькими игроками - вопрос времени. Когда фирма делает замкнутый  круг оборота товара, она завоёвывает  рынок. Они и поставляют и продают. Причём многие начинают и сами производить. При этих возможностях, у них остаётся главный козырь в давлении на производителя - объём. Неужели нет выхода, и малый бизнес вскоре превратится в обслуживание корпораций?

Мне кажется будущее малого бизнеса за интеллектом. Выход из сложившейся ситуации для малых  предприятий я вижу в создании эксклюзивной продукции. Продукт, не имеющий  аналогов - не имеет и конкуренции  в ценовой политике. Интеллектуальная собственность, не имеющая аналогов, не имеет и конкурентов. Это находит  отражение во многих областях. Если вы делаете лучший дизайн, то вам  всё равно, сколько он будет стоить. Вы лучшие, и поэтому можете устанавливать  свою цену. Уникальный продукт будет  иметь и уникальную цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие сетевого  бизнеса в России

2.1 Сущность сетевого  маркетинга и история его развития  в России

Сетевой маркетинг30 - вид  бизнеса, предполагающий распространение  товаров через сеть независимых  дистрибьюторов. Часто его называют MLM - Multi-Level Marketing, а также многоуровневый маркетинг.

Суть сетевого маркетинга - продвинуть товар, организовать товарооборот методом личных рекомендаций клиентов компании.

Сетевой маркетинг - это партнерство. С одной стороны выступает компания организатор (иногда это производитель, но, как правило, посредник), с другой стороны выступает частное лицо. Для компании - организатора результатом такого партнёрства является реализация продуктов компании через дистрибьюторов - методом прямых продаж. Что позволяет ей сократить многие из расходов (например, реклама, аренда помещений), а дистрибьютору: развивать свой бизнес "под крылом" стабильной известной компании.

Компания берет на себя производство (заказ) продукции, бухгалтерию, начисление вознаграждений, и ряд  других функций. Частное лицо (независимый  дистрибьютор), обеспечивает сбыт. В  принципе, эта же схема реализована  во многих "классических компаниях". Разница состоит только в форме  и размере вознаграждений за организацию  сбыта.

Кто-то его безумно любит, кто-то ругает и ненавидит, кто-то просто боится. И у каждого на это есть свои причины. Давайте попробуем  разобраться какие.

Россия впервые встретилась  с сетевым маркетингом в 1989 году на земле города Новосибирска. Именно там появились первые дистрибьюторы  компании "Herbalife", чья продукция быстро распространилась по всей стране. Впрочем, так же быстро распространился и негативный имидж самого MLM, и ничего удивительного в этом нет. Если в США и других западных странах MLM уже давно вошёл в практику повседневной жизни31, а все крупные университеты имели кафедру сетевого маркетинга и развитую систему обучения дистрибьюторов, плюс законы против финансовых пирамид, то в России сетевой маркетинг упал абсолютно на сырую почву. В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками тысячи людей, не поняв ни философии, ни стратегии этого бизнеса (да и откуда было понять, если первые переводные книги по сетевому маркетингу появились лишь годы спустя32).

Вступая в серьёзное и  совершенно незнакомое дело без подготовки, десятки тысяч россиян неминуемо  терпели крах и покидали сетевой  бизнес, виня в этом кого угодно и  что угодно, только не себя. В первую очередь винили, конечно, сам MLM.

Информация о работе Малый бизнес в России