Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.

Содержание работы

Введение

1. Понятие малого бизнеса

2. Преимущества малого бизнеса

3. Недостатки малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

1.   Понятие малого  бизнеса

 

2.   Преимущества малого  бизнеса 

 

3.   Недостатки малого  бизнеса

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших  социально-экономических задач, таких  как создание рабочих мест, повышение  конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Кроме того малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению  качества банковского обслуживания, сервиса.

 

На самом деле вести  бизнес в России не так легко, как  многим может казаться. Номинально власти все-таки поддерживают малый  бизнес, предлагают программы развития, а на деле зачастую государство ставит немало препон. Явную поддержку в  нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные  органы власти. Однако роль местных  властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который  ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен содействовать  его развитию.

 

Таким образом, малое предпринимательство  сегодня - неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество в  целом не могут эффективно развиваться.

 

 

1. Понятие малого бизнеса

Определить, что такое  малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты  предусматривают программы поддержки  и развития малого бизнеса, правила  регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом, причисление предприятия к категории  малого бизнеса может дать ему  некоторые преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения. Здесь  и дальше, мы будет часто употреблять  термины «малый бизнес», «кредитование  малого бизнеса» и т.д. Определение  «малый бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад. Однако мы будем определять понятие «малый бизнес» с юридической  точки зрения, со стороны государства.

 

Принято считать так, что  малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской  деятельностью. Согласно принятому  в 2007 году Государственной Думой  РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством  сотрудников не более 15 челок. Малые  предприятия – организации с  количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством  работающих граждан от 101 до 250 уже  считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, материалы  нашего сайта подразумевают, что  малый бизнес включает в себя все  компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это  могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели.

 

Отметим также, что в настоящий  момент правительство планирует  установить дополнительный критерий определения  предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости. Зачем  это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в  несколько миллионов рублей в  день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.

 

Какие преимущества могут  у предприятий малого бизнеса. Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних  предприятий в области инновационных  технологий. Кредитование малого бизнеса  предусматривается рамками государственных  программ, фредов содействия малому предпринимательству.

2. Преимущества малого  бизнеса

Малое предпринимательство  – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня  выступает в роли катализатора негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции  и является альтернативой крупному бизнесу.

 

Попробуем рассмотреть вопрос на основе изучения соотношения конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса, это обусловлено актуальностью  и значимостью этой темы для формирования государственной политики развития конкуренции на разных уровнях. Важность таких разработок определяется также  незначительным количеством аналитических  работ, рассматривающих малый и  крупный бизнес именно с этой точки  зрения[1]. Рассмотрение малого бизнеса  как противоположность крупного, а понятия "малый" и "крупный" - как части единого целого предполагает также их анализ в разрезе основных отраслей экономики. Отраслевой анализ позволяет выявить те сферы, развитие малого предпринимательства в которых  должно стать приоритетным для органов  власти, в виду наличия существенных отраслевых различий в значимости малого предпринимательства и его эффективности  по сравнению с крупными и средними предприятиями.

 

Существуют отрасли, где  малое предпринимательство имеет  явные конкурентные преимущества относительно крупного, занимает доминирующее положение, как по численности, так и по объему выручки. К таким отраслям относятся  розничная, оптовая торговля и общественное питание. В промышленности, связи, транспорте и сельском хозяйстве доминируют крупные формы организации бизнеса, доля малого бизнеса в них незначительна. В строительстве и непроизводственной сфере малое предпринимательство  занимает чуть менее половины численности  и выручки.

 

Размеры субъектов малого предпринимательства - численность  и оборот - варьируются от отрасли  к отрасли. Самыми мелкими являются субъекты в сфере розничной торговли (5,9 чел., 903 тыс. руб.), связи (6,1 чел., 800 тыс. руб.), непроизводственной сфере (7,8 чел., 510 тыс. руб.) и транспорте (7,5 чел., 489 тыс. руб.). Наиболее крупные субъекты в сельском хозяйстве (28,8 чел., 1,2 млн. руб.), промышленности (14,8 чел., 2.3 млн. руб.). Наибольший оборот имеют субъекты предпринимательства  в оптовой торговле, несмотря на малую среднюю численность (6,0 чел., 5,3 млн. руб.)

 

Наибольший объем основных средств имеют субъекты предпринимательства  в промышленности (1,3 млн. руб.) и транспорте (1,2 млн. руб.), наименьший - в общественном питании (75 тыс. руб.), связи (118 тыс. руб.), непроизводственной сфере (129 тыс. руб.) и розничной торговле (218 тыс. руб.)[2].

 

Из представленных данных можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство  в целом менее эффективно, чем  крупный и средний бизнес. Тем  не менее, существуют отрасли, в которых  показатели эффективности у малого бизнеса выше, чем у крупного и  среднего. Так, выручка на одного работника  в строительстве в малом бизнесе  выше, чем у крупных и средних  предприятий. Фондовооруженность малого бизнеса во всех отраслях ниже, чем  аналогичный показатель крупного и  среднего бизнеса. Однако фондоотдача  в большинстве основных отраслей - в общественном питании, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве  и непроизводственной сфере - выше, чем в крупном и среднем  бизнесе.

 

Малые предприятия - юридические  лица демонстрируют более высокую  степень организации и эффективности, чем индивидуальные предприниматели.

 

Исследование также выявило  наличие качественно разнородных  групп внутри сектора малого предпринимательства. При наличии определенной стабильно  работающей группы субъектов малого предпринимательства, подавляющее  большинство малых бизнесов ведутся  собственниками неэффективно и неорганизованно. Около половины всех зарегистрированных субъектов малого предпринимательства  являются фиктивными, т.е. не ведут хозяйственной  деятельности. Из оставшейся половины действующих субъектов предпринимательства, одна треть концентрирует в себе около 90% экономической активности, а на две трети приходится лишь 10%. Таким образом, основная экономическая  нагрузка приходится лишь на 15% всех зарегистрированных субъектов малых предприятий, и  около 35% выполняют социальные функции  и формируют конкурентную среду. Общее количество "экономически активных" субъектов предпринимательства  можно оценить в 8-10 тысяч.

 

Торговля и общественное питание являются традиционно “малыми” секторами, с которым крупному бизнесу  конкурировать сложно. С нашей  точки зрения, приоритет в развитии малого бизнеса должен быть отдан  именно этим отраслям. Во-первых, организация  малого бизнеса в торговле и общепите не требует существенных капитальных  вложений и человеческих ресурсов; средние размеры численности  и оборотных средств в этих отраслях невелики. Промышленное предприятие  скорее “вырастет” из торгового путем  обратной вертикальной интеграции или  диверсификации; такие процессы уже  идут в Воронежской области, примером может быть организация производства жалюзи на базе бывших дилеров западных фирм. Создание же промышленного предприятия  “с нуля” - крайне рискованное начинание, особенно в условиях существующего  дефицита кадров и административных барьеров, и при наличии сильной  конкуренции со стороны крупных  предприятий. Во-вторых, технология торговли и общественного питания относительно стандартна. В отличие от технологий промышленности, торговым технологиям  можно обучить широкие массы  потенциальных и стартовых предпринимателей, поэтому возможности стимулирования малого бизнеса за счет общественных программ повышения квалификации в  этой сфере значительно выше, чем  в промышленности.

 

В ближайшее время на развитие рынка торговли и общественного  питания в области окажут влияние  следующие тенденции:

 

- повышение жизненного  уровня и изменение культуры  потребления приведет к появлению  новых рыночных возможностей  для предпринимателей в сфере  торговли и общественного питания;

 

- развитие крупных розничных  и дистрибьюторских сетей значительно  ослабит конкурентные позиции  непрофессиональных форм розничной  и оптовой торговли. “Базарные”  формы торговли будут заменяться  на цивилизованные; те предприниматели,  которые не смогут вовремя  сориентироваться и сделать соответствующие  инвестиции, будут вынуждены уйти  с рынка;

 

- процессы вертикальной  интеграции в промышленности  будут стимулировать создание  организованных форм оптовой  торговли, что приведет к потере  самостоятельности существующих  оптовых структур[3].

 

А теперь основные «конкурентные  преимущества» малого бизнеса:

 

Близость к клиенту. В  отличие от крупных «многопалубных»  компаний, в малом бизнесе практически  все находятся на «линии огня»  — в повседневном общении с  клиентами. Этопозволяет им быстрее  и более гибко реагировать  на запросы клиентов, и, как результат, предпочтение нередко отдается их товарам  и услугам. И это несмотря на то, что их продукты бывают дороже и  ниже по качеству.

 

Способность постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость  от клиента и поставщиков, необходимость  непрерывно изыскивать новые возможности  снижении расходов препятствуют бюрократизации и стагнации.

 

Низкие накладные расходы. Установлено, что в традиционной организации по мере ее расширения объем решаемых управленческих задач  растет в геометрической прогрессии и соответственно имеет место  рост удельных накладных расходов на постоянно увеличивающийся управленческий аппарат. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.

 

Использование «малых ниш». По мере насыщения рынков сбыта возрастает важность открытия новых товарных ниш. В отличие от крупных компаний, руководствующихся идеей масштабности бизнеса, их мелкие конкуренты не упускают возможности вхождения в подобные микрониши. Работая на первом этапе  с минимальной прибылью, они нередко  добиваются расширения данной ниши, которая  со временем может стать новым, крупным  источником дохода.

 

Инновационный потенциал. Как  уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания быстро и адекватно реагировать на изменения  в бизнес-среде, в технологии и  предпочтениях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые  постоянно идти на риск ради движения вперед.

 

Возможность объединять усилия. Чтобы противостоять крупным  конкурентам, мелкие компании идут на объединение усилий (краткосрочное  или долгосрочное) и создание различного рода альянсов, сетей, кластеров.

 

Важно помнить, что вы действуете в зоне высокого риска, где достижение успеха является скорее исключением, чем  правилом. В этой связи очень полезно  иметь «запасной парашют» — по крайней мере еще одно направление  бизнеса, на которое вы сможете переключиться  в случае, если первое окажется бесперспективным. Если вы создаете свой малый бизнес, то вам полезно, во-первых, определиться с тем, к какой из вышеперечисленных  категорий может быть отнесен  ваш новый бизнес, и соответственно выстраивать стратегию развития. Очень важно иметь ясное и  реалистичное представление о своих  ключевых компетенциях и ответить себе на важнейшие вопросы: почему клиенты  предпочтут мои продукты или услуги, а не конкурентов? Что меня выгодно  отличает от них? Затем следует решить, на какие конкретно конкурентные преимущества вы сделаете ставку. В-третьих, нужно выстроить долгосрочное видение (описать то, чего бы вы хотели достичь  через 5-10 лет) и незамедлительно  переходить к действиям[4].

3. Недостатки малого бизнеса

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого бизнеса. Первая – это причины  общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественного  организационного характера. Рассмотрим те аспекты экономической политики, которые выступают причинами  первой группы.

 

Главная сложность при  ее анализе связана с тем, что  изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений  возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.

 

Особенностью стихийного рынка является функционирование главным  образом в сфере обращения, а  не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда  как большинство населения –  низкую покупательскую способность. В  этой ситуации у производителя нет  стимула производить товары, так  как они не имеют сбыта. Это  ведет к сворачиванию производства.

 

Есть и другая особенность  – характер рынка напрямую влияет и на характер капиталовложений. При  стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, которые  называют «короткими» деньгами. Они  «делаются» в короткое время и  обладают большой подвижностью. В  отличие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в  производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу.

Информация о работе Малый бизнес