Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:41, реферат
Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
Введение
1. Понятие малого бизнеса
2. Преимущества малого бизнеса
3. Недостатки малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие малого бизнеса
2. Преимущества малого бизнеса
3. Недостатки малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Малый бизнес в России играет
большую роль в формировании стабильной
рыночной структуры, развитии экономического
сектора. Помимо этого малый бизнес
выполняет большой ряд
На самом деле вести
бизнес в России не так легко, как
многим может казаться. Номинально
власти все-таки поддерживают малый
бизнес, предлагают программы развития,
а на деле зачастую государство ставит
немало препон. Явную поддержку в
нашей стране оказывает Президент,
Правительство и федеральные
органы власти. Однако роль местных
властей в развитии малого бизнеса,
чаще всего негативная. В первую
очередь из-за оказываемого давления
контрольных процедурных
Таким образом, малое предпринимательство сегодня - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться.
1. Понятие малого бизнеса
Определить, что такое
малый бизнес – не простая задача,
но очень важная. Ведь текущие законопроекты
предусматривают программы
Принято считать так, что
малый бизнес – это совокупность
микропредприятий и малых предприятий,
занимающихся предпринимательской
деятельностью. Согласно принятому
в 2007 году Государственной Думой
РФ закону «О развитии малого и среднего
предпринимательства» микропредприятиями
признаются компании, с количеством
сотрудников не более 15 челок. Малые
предприятия – организации с
количеством сотрудников от 16 до
100 человек. Компании с количеством
работающих граждан от 101 до 250 уже
считаются представителями
Отметим также, что в настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости. Зачем это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.
Какие преимущества могут
у предприятий малого бизнеса. Прежде
всего, существуют законопроекты, направленные
на поддержу развития малых и средних
предприятий в области
2. Преимущества малого бизнеса
Малое предпринимательство – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня выступает в роли катализатора негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу.
Попробуем рассмотреть вопрос
на основе изучения соотношения конкурентных
преимуществ малого и крупного бизнеса,
это обусловлено актуальностью
и значимостью этой темы для формирования
государственной политики развития
конкуренции на разных уровнях. Важность
таких разработок определяется также
незначительным количеством аналитических
работ, рассматривающих малый и
крупный бизнес именно с этой точки
зрения[1]. Рассмотрение малого бизнеса
как противоположность
Существуют отрасли, где
малое предпринимательство
Размеры субъектов малого предпринимательства - численность и оборот - варьируются от отрасли к отрасли. Самыми мелкими являются субъекты в сфере розничной торговли (5,9 чел., 903 тыс. руб.), связи (6,1 чел., 800 тыс. руб.), непроизводственной сфере (7,8 чел., 510 тыс. руб.) и транспорте (7,5 чел., 489 тыс. руб.). Наиболее крупные субъекты в сельском хозяйстве (28,8 чел., 1,2 млн. руб.), промышленности (14,8 чел., 2.3 млн. руб.). Наибольший оборот имеют субъекты предпринимательства в оптовой торговле, несмотря на малую среднюю численность (6,0 чел., 5,3 млн. руб.)
Наибольший объем основных средств имеют субъекты предпринимательства в промышленности (1,3 млн. руб.) и транспорте (1,2 млн. руб.), наименьший - в общественном питании (75 тыс. руб.), связи (118 тыс. руб.), непроизводственной сфере (129 тыс. руб.) и розничной торговле (218 тыс. руб.)[2].
Из представленных данных
можно сделать вывод о том,
что малое предпринимательство
в целом менее эффективно, чем
крупный и средний бизнес. Тем
не менее, существуют отрасли, в которых
показатели эффективности у малого
бизнеса выше, чем у крупного и
среднего. Так, выручка на одного работника
в строительстве в малом
Малые предприятия - юридические
лица демонстрируют более высокую
степень организации и
Исследование также выявило
наличие качественно
Торговля и общественное
питание являются традиционно “малыми”
секторами, с которым крупному бизнесу
конкурировать сложно. С нашей
точки зрения, приоритет в развитии
малого бизнеса должен быть отдан
именно этим отраслям. Во-первых, организация
малого бизнеса в торговле и общепите
не требует существенных капитальных
вложений и человеческих ресурсов;
средние размеры численности
и оборотных средств в этих
отраслях невелики. Промышленное предприятие
скорее “вырастет” из торгового путем
обратной вертикальной интеграции или
диверсификации; такие процессы уже
идут в Воронежской области, примером
может быть организация производства
жалюзи на базе бывших дилеров западных
фирм. Создание же промышленного предприятия
“с нуля” - крайне рискованное начинание,
особенно в условиях существующего
дефицита кадров и административных
барьеров, и при наличии сильной
конкуренции со стороны крупных
предприятий. Во-вторых, технология торговли
и общественного питания
В ближайшее время на развитие рынка торговли и общественного питания в области окажут влияние следующие тенденции:
- повышение жизненного
уровня и изменение культуры
потребления приведет к
- развитие крупных розничных
и дистрибьюторских сетей
- процессы вертикальной
интеграции в промышленности
будут стимулировать создание
организованных форм оптовой
торговли, что приведет к потере
самостоятельности
А теперь основные «конкурентные преимущества» малого бизнеса:
Близость к клиенту. В отличие от крупных «многопалубных» компаний, в малом бизнесе практически все находятся на «линии огня» — в повседневном общении с клиентами. Этопозволяет им быстрее и более гибко реагировать на запросы клиентов, и, как результат, предпочтение нередко отдается их товарам и услугам. И это несмотря на то, что их продукты бывают дороже и ниже по качеству.
Способность постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно изыскивать новые возможности снижении расходов препятствуют бюрократизации и стагнации.
Низкие накладные расходы.
Установлено, что в традиционной
организации по мере ее расширения
объем решаемых управленческих задач
растет в геометрической прогрессии
и соответственно имеет место
рост удельных накладных расходов на
постоянно увеличивающийся
Использование «малых ниш».
По мере насыщения рынков сбыта возрастает
важность открытия новых товарных ниш.
В отличие от крупных компаний,
руководствующихся идеей
Инновационный потенциал. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес-среде, в технологии и предпочтениях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые постоянно идти на риск ради движения вперед.
Возможность объединять усилия. Чтобы противостоять крупным конкурентам, мелкие компании идут на объединение усилий (краткосрочное или долгосрочное) и создание различного рода альянсов, сетей, кластеров.
Важно помнить, что вы действуете
в зоне высокого риска, где достижение
успеха является скорее исключением, чем
правилом. В этой связи очень полезно
иметь «запасной парашют» — по
крайней мере еще одно направление
бизнеса, на которое вы сможете переключиться
в случае, если первое окажется бесперспективным.
Если вы создаете свой малый бизнес,
то вам полезно, во-первых, определиться
с тем, к какой из вышеперечисленных
категорий может быть отнесен
ваш новый бизнес, и соответственно
выстраивать стратегию
3. Недостатки малого бизнеса
Можно выделить две группы
причин, сдерживающих развитие малого
бизнеса. Первая – это причины
общеэкономического характера, заложенные
в экономической политике государства,
вторая – частного, преимущественного
организационного характера. Рассмотрим
те аспекты экономической
Главная сложность при
ее анализе связана с тем, что
изначально не была четко определена
концепция развития рыночных отношений.
Мировая практика свидетельствует,
что в развитии рыночных отношений
возможны две тенденции: формирование
регулируемого рынка или
Особенностью стихийного
рынка является функционирование главным
образом в сфере обращения, а
не в сфере материального
Есть и другая особенность – характер рынка напрямую влияет и на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, которые называют «короткими» деньгами. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу.