Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы - с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС – СУЩНОСТЬ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса
1.2 Историческое развитие малого и среднего бизнеса и формирование
функциональных групп в их структуре
1.3 Функции и значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КЫРГЫЗСТАНЕ
2.1 Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике Кыргызстана
2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с
принятием законодательных
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой
широкомасштабной приватизации и развития
всех видов предпринимательства, появления
множества собственников и
На сегодняшний день мы можем
судить о становлении шестого
этапа (с 1995г.) развития предпринимательства,
который в корне изменил
В большинстве стран, выделяющих сектор
малого предпринимательства или
малого и среднего бизнеса, используются
преимущественно три
- ограничение по статусу
Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %
Для юридических лиц -- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов. [3, стр. 30]
- ограничение по численности работников
Число постоянных работников не должно превышать 250 человек, т.е. численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия -- до пятнадцати человек. [4, стр. 30]
- ограничение по выручке.
С 1 января 2008 г. согласно постановлению
Правительства Российской Федерации
от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные
значения выручки от реализации товаров
(работ, услуг) за предшествующий год
без учета налога на добавленную
стоимость для следующих
микропредприятия -- 60 млн рублей;
малые предприятия -- 400 млн рублей;
средние предприятия -- 1000 млн. рублей.
малый бизнес предпринимательский рыночный экономика
1.3 Функции и значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.
Успех малого и среднего бизнеса в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений можно объяснить следующими причинами:
углубление специализации в
научных разработках привело
к тому, что во многих случаях
небольшие фирмы идут по более
простому или рискованному пути, работают
в неперспективных отраслях. Мелкие
и средние фирмы также охотно
берутся за освоение оригинальных нововведений,
поскольку при выпуске
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности всё более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.
Важность малых и средних предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие и средние предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых и средних предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких и средних
предприятиях отмечается более высокая
эффективность труда, малые фирмы
с меньшими затратами удовлетворяют
потребности в дефицитных видах
товаров и услуг на основе разработки
местных источников (сырья) и обеспечивает
при этом большую занятость. Они
увеличивают размеры
Итак, основные функции малого бизнеса можно разделить на экономические и социальные.
Экономические функции малого бизнеса:
· Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
· Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
· Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.
· Мобилизует сырьевые, трудовые и финансовые ресурсы.
· Обеспечивает рост налоговых поступлений.
Социальные функции малого бизнеса:
· Обеспечивает рост занятости.
· Снижает социальную напряженность.
· Стабилизирует уровень доходов населения.
Но все перечисленные
Глава 2. Малый и средний бизнес в России
2.1 Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике России
На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства.
Хотя в расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Уровень данного показателя, который можно было бы сопоставить со странами Западной Европы, достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24 соответственно).
В. Макурина, начальник управления развития банка «Новый Символ» выразила свою позицию в статье так: «Малому и среднему бизнесу легче перегруппироваться и сориентироваться, чтобы занять свободную нишу в экономике. «Входной билет» значительно дешевле, коммуникации проще. Еще совсем недавно многие инициативы разбивались о пороги бюрократического равнодушия или инвестиционной незаинтересованности в «мелочи». Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами, как я думаю, и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставление возможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства.» [5, стр. 31]
Здесь важно обратить внимание на оказание государством поддержки малому и среднему бизнесу.
У малого и среднего бизнеса есть своя организация -- «Опора России».
23 сентября 2009 года на заседании
форума «Опоры России» премьер-
-Сохранить для
-Освободить предприятия,
-Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг -- при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
-Освободить компании, работающие
в сфере образования и
-Передать в местные бюджеты
большую часть дохода от
-Продлить на три года
-Сделать действие лицензий на
предпринимательскую
-Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. -- 13 млрд руб. [6, стр. 31]
14 апреля 2011г помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил журналистам о том, что государство в 2011 г. окажет поддержку малому бизнесу в связи с переходом с единого социального налога на страховые выплаты:
"Этот вопрос обсуждался
А так же немаловажно кредитование малого бизнеса.
Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в 2009 году. Рейтинг актуален на 07.04.10г. [7, стр. 31]
Объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2009 году (тыс. руб.):
-Сбербанк (191 732 686.87)
-Банк Уралсиб (217 346 252.27)
-Россельхозбанк (200 140 044.30)
По этим данным можно сделать вывод о том, что на данный момент государством и крупнейшими российскими банками оказывается огромная поддержка малому и среднему бизнесу, а это открывает большие перспективы для развития.
Малые и средние предприятия, играющие
все большую роль в региональных
социально-экономических
Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого и среднего бизнеса на государственном уровне. Первое - поменять психологию власти к малому и среднему бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе - реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия, вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое - стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Информация о работе Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике