Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС – СУЩНОСТЬ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса
1.2 Историческое развитие малого и среднего бизнеса и формирование
функциональных групп в их структуре
1.3 Функции и значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КЫРГЫЗСТАНЕ
2.1 Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике Кыргызстана
2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

Россия должна жить по принципу, что  государство обслуживает потребности  и запросы общества, а не наоборот.

2.2 Проблемы и перспективы  развития малого и среднего  бизнеса в России

В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности  того пли иного предприятия зависят  не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и  др. Поэтому конкурентоспособности  придается огромное значение.

Для оценки возможностей повышения  темпов развития малого и среднего предпринимательства и влияния  этого процесса на экономическую  динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).

Малые предприятия сталкиваются с  большими трудностями при осуществлении  инвестиционного проектирования и  проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать  конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень  инфляции, степень конкуренции, свободные  рыночные ниши и т.п.

Для страны таких масштабов, как  Россия, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут  стать лишь связующим звеном, которое  обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера  услуг, в том числе технические  услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий  мер, способствующих выведению страны из кризиса, является обеспечение ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров  для торговли стали импортные  закупки, «челночные» рейсы в  развивающиеся страны, а также  товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя  от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве  как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о  спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная  неразбериха привели к тому, что  законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем  не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового  капитала - все это затрудняет продолжение  эффективной деятельности и вынуждает  направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых и средних  предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность  налоговой системы. Негативное воздействие  на развитие малого и среднего бизнеса  в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного  оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что  только часть зарегистрированных предприятий  малого и среднего бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого  им должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей  стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение  “убивает” в России малое и  среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют  предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей  роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние  предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны  налоговые льготы на период становления  малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного  налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более  низкие ставки налогов должны применяться  для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько  экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается  ни на каком уровне и ни одна программа  не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в “коридорах власти”, так и не получив “добро” на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и  организационном обеспечении формирования малого и среднего предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых и средних  предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых и средних предприятий.

Комплекс первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

· нормативно-правовое;

· финансово-кредитное;

· обеспечение безопасности;

· информационно-техническое;

· организационное;

· кадровое и консультационное обеспечение;

· внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе  должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой  политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных стартовых  условий в развитии предпринимательской  деятельности.

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько  возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования  государственных ресурсов должно стать  не выделение прямых инвестиций, а  страхование и предоставление гарантий под кредит. Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства  должна сочетать оптимизацию налоговых  льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного  климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной  поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для  вновь создаваемых, а также развитию существующих малых и средних  предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий  от налогообложения. Предстоит упростить  систему учета и отчетности субъектов  малого предпринимательства в целях  получения основной информации, необходимой  для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается  формирование гарантийного и лизингового  фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты  и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов  средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки  малого и среднего предпринимательства, используется для осуществления  региональных инвестиционных программ.

Заключение

С развитием малого и среднего бизнеса  в Российской Федерации связывается  решение целого комплекса социально-экономических  задач, а именно:

· реализация конституционного права  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной, не запрещенной  законом, экономической деятельности;

· обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;

· увеличение занятости и повышение  качества и уровня жизни населения.

Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, большой  интерес к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в  системе антикризисных мер. Это  и долговременное направление структурной  политики, естественным образом обеспечивающей органическую состыковку воспроизводственных  и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной  стратегии экономического роста  в течение долгого времени.

Малый и средний бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства  к этой сфере экономики зависит  и развитие всей России в целом.

Рассмотрим преимущества и слабости малого бизнеса:

 

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны малого бизнеса

 

Гибкость

Высокорискованный характер

 

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом

Интуитивный характер и неспециализированное управление

 

Использование незанятых  ресурсов на неформальных рынках

Ограниченный доступ к  высококачественным ресурсам

 

Зависимость от поддержки  крупных фирм и государства.

Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и  достижениям НИОКР

 
     

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий  гибнет в первый срок своего существования, но их место тут же занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года после создания фирмы.

Современному развитию малого предпринимательства  поспособствовали законодательные  шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой  системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные  инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.

Информация о работе Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике