Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы - с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС – СУЩНОСТЬ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса
1.2 Историческое развитие малого и среднего бизнеса и формирование
функциональных групп в их структуре
1.3 Функции и значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КЫРГЫЗСТАНЕ
2.1 Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике Кыргызстана
2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Россия должна жить по принципу, что
государство обслуживает
2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.
Для оценки возможностей повышения темпов развития малого и среднего предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).
Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.
Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению страны из кризиса, является обеспечение ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, «челночные» рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом
сознании представление о
Потеря административного
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения
числа малых предприятий - низкий
уровень финансовой обеспеченности
большинства малых и средних
предприятий вследствие трудностей
с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Весьма остра проблема формирования
финансовой базы становления и развития
малого и среднего бизнеса. Для этого
им должны быть предоставлены определенные
льготы. Это могут быть льготы по
налогообложению. Но проводимая в нашей
стране налоговая политика не только
не эффективна, но экономически опасна.
Она идет вразрез с установленной
в мире практикой и современными
мировыми тенденциями развития экономики.
Неоправданно высокое налогообложение
“убивает” в России малое и
среднее предпринимательство (многочисленные
налоги и поборы нередко оставляют
предприятию лишь 5-10% полученной прибыли).
Общее направление
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в “коридорах власти”, так и не получив “добро” на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
К настоящему времени сделаны только
самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении
Комплекс первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
· нормативно-правовое;
· финансово-кредитное;
· обеспечение безопасности;
· информационно-техническое;
· организационное;
· кадровое и консультационное обеспечение;
· внешнеэкономическая
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть
формирование эффективных институтов
рыночной инфраструктуры, товарного
рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного
и венчурного предпринимательства,
информационной, консультационной и
аудиторской деятельности, а также
создание комплексной государственно-
Для реализации данных программ должны
быть привлечены не столько средства
государственного бюджета, сколько
возможности частного - отечественного,
а при необходимости и
Заключение
С развитием малого и среднего бизнеса
в Российской Федерации связывается
решение целого комплекса социально-
· реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
· обеспечение устойчивого
· увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это и долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую состыковку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долгого времени.
Малый и средний бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Рассмотрим преимущества и слабости малого бизнеса:
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны малого бизнеса |
|
Гибкость |
Высокорискованный характер |
|
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом |
Интуитивный характер и неспециализированное управление |
|
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынках |
Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
|
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. |
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |
|
Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но их место тут же занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года после создания фирмы.
Современному развитию малого предпринимательства поспособствовали законодательные шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.
Информация о работе Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике