Методы оценки эффективности IT-проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 17:10, реферат

Описание работы

Целью данной научно-исследовательской работы является исследование методов оценки эффективности IT-проектов.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов анализа IT проектов, изучение методов оценки их эффективности и применение этих методов на примере IT проекта ООО «ЭкоЗдрав».

Файлы: 1 файл

анализ эффективности айти проектов.docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)
  • Управление человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами в проекте (project human resource management) представляет собой функцию управления, направленную на обеспечение эффективного использования работников, принимающих участие в реализации проекта.

  • Управление материальными ресурсами

Управление материальными ресурсами в проекте (project resource management) представляет собой функцию управления, обеспечивающую приобретение и поставку необходимых материалов (оборотных активов) и оборудования (внеоборотных активов) для реализации проекта.

  • Управление контрактами

Управление контрактами (project contracts management) - это функция управления проектом, с помощью которой обеспечивается взаимодействие заказчика с другими участниками проекта.

  • Управление изменениями в проекте

Управление изменениями в проекте (project change management)-это функция управления проектом, обеспечивающая корректировку проекта на протяжении его жизненного цикла в связи с влиянием на его реализацию внешней и внутренней среды.

1.3.Роль IT проектов в развитии предприятия

В последние годы для России характерны бурное развитие информационных технологий и рост интереса к компьютерным системам, способным обеспечить эффективное управление предприятием. Особенно выделяется растущий спрос на интегрированные системы управления.           Автоматизация отдельных функций (бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции) и АСУ считаются уже пройденным этапом для многих предприятий, на которых автоматизация долгое время велась по трем достаточно обособленным друг от друга направлениям: АСУ (системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельности), САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУ ТП (системы автоматизации технологических и производственных процессов).   Создававшиеся изначально без комплексного плана, как правило, под требования различных подразделений, участков и процессов, отдельные автоматизированные системы не подчинялись единым целям и задачам предприятия, были плохо связаны между собой информационно, а чаще не были связаны вовсе, что не отвечало интересам предприятия как целостной системы. Многообразие используемых стандартных и нестандартных аппаратных и программных средств затрудняло или делало невозможным дальнейшую модернизацию систем. Реальный эффект от внедрения автоматизации часто оказывался при этом ниже ожидаемого.

Развитие математических методов, технических и программных средств позволяет в настоящее время принципиально решить задачу получения интегрального эффекта от внедрения информационных технологий на предприятиях. Появились возможности формировать высокоэффективные корпоративные информационные системы (КИС) для управления

предприятиями. Выросли масштабы и качественно изменилось содержание КИС.4

Статистика последних лет показывает, что более половины из 500 самых крупных компаний в мире выбрали в качестве единого стандарта для построения корпоративной информационной системы программные продукты фирмы SAP AG. Исследования Meta Group резюмируют, что первые выгоды от ERP-системы можно получить через 8 месяцев после запуска. Средняя годовая экономия от использования такого программного обеспечения составляет 1,6 млрд. долл. В 63 опрошенных компаниях разных размеров и отраслей средняя стоимость внедрения (total cost of ownership — TCO) ERP-системы составила 15 млн. долл. (минимальная — 400 тыс. долл., максимальная — 300 млн. долл.). В TCO входят затраты на аппаратное и программное обеспечение, профессиональные услуги и обучение персонала.

В настоящее время имеется множество примеров эффективного использования КИС и на российских предприятиях. Разнообразие корпоративных информационных систем и несокращающееся число разработчиков подчеркивают значимость этого рынка в современной экономике.

IBS и Microsoft объявили о совместном  продвижении комплексного решения  средней ценовой категории для  построения КИС на базе всего  лучшего.

Предлагаемый потребителям набор, сформированный по принципу best of breed (лучшие в своем классе решения), включает:

  • систему для управления финансово-хозяйственной деятельностью Navision Attain;
  • CRM-систему Siebel MME (MidMarket Edition);
  • системы финансово-экономического планирования Adaytum ePlanning и Comshare MPC;
  • системы анализа данных и управленческой отчетности на базе MS SQL Server 2000.

Необходимость внедрения современных ИТ обусловлена особенностями нынешнего этапа развития производства, среди которых следует выделить:

  • постоянное совершенствование качества продукции и услуг – основной цели деятельности промышленного предприятия;

  • обеспечения совмещенного проектирования основного объекта и компьютерной подготовки его производства;

  • повышение роли решений и инициативы каждого исполнителя;

  • ликвидация деления на производственные подразделения для организации работы направленной на достижение конечных результатов в рамках конкретного проекта.5

Сегодня положение дел по внедрению ИТ и ИС на промышленных предприятиях характеризуется крайней неопределенностью, которая связана:

  • С непрерывным увеличением объема технологических предложений, требующих высоких инвестиций, и соответственно с усилением зависимости от внешних услуг (например, от поставщиков программного обеспечения). Внутрипроизводственные инвестиции на нужды ИТ растут опережающими темпами по сравнению с другими затратами предприятия. При этом высшее руководство предприятия мало осведомлено об общих расходах в сфере ИТ. Так, например, компетентные решения руководства охватывают примерно лишь 5% соответствующих затрат.

  • С изменением роли ИТ в хозяйственной деятельности многих предприятий. При выполнении внутрипроизводственных процессов функция ИТ перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей. Реализация же современных высокопроизводительных организационных проектов, например "виртуальных организаций" без жесткой привязки производственных участков к определенному месту, требует полного использования потенциала ИТ с помощью телекоммуникационных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ IT-ПРОЕКТА  

2.1 Основные принципы оценки эффективности IT-проектов

В основу оценок эффективности IT-проектов могут быть положены те же основные принципы, что и при оценки любых других инвестиционных проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых и региональных особенностей:

  • рассмотрение IT-проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода);

  • моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществление IT-проектов денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;

  • сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

  • учет фактора времени;

  • учет всех наиболее существенных последствий проекта;

  • учет наличия разных участников проекта;

  • учет влияния инфляции;

  • учет влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта;

  • многоэтапность оценки.

В современных условиях достаточно быстро развивается рынок новых IT-проектов, которые используются для организаций самого различного профиля, с разнообразными организационными структурами управления, с разной численностью работающих. Их разработка и внедрение требует больших единовременных затрат, эксплуатационных расходов, затрат живого труда. При обосновании целесообразности осуществления таких крупных затрат инвестор обычно требует проведения расчетов по оценке эффективности проводимых мероприятий. 

Для этого необходимо установить: 

  • факторы, действие которых обеспечивает эффективность;

  • направления действия этих факторов; 

  • показатели для количественного измерения степени влияния этих факторов;

  • методы расчета этих показателей. 

Основными факторами являются повышение качества проведения вычислительных работ, повышение надежности функционирования вычислительных ресурсов, сокращение сроков создания и освоения новых информационных технологий, увеличение объемов и сокращение сроков переработки информации, повышение производительности труда разработчиков и пользователей вновь созданных информационных технологий.  
         Для определения направления действия этих факторов надо выяснить на что влияет разработка и внедрение конкретной ИСУ, а именно на: 

  • эффективность труда отдельных работников управления; 

  • эффективность управленческой деятельности подразделений; 

  • эффективность процесса управления при выработке конкретного управленческого решения; 

  • эффективность отдельного звена иерархической системы управления; 

  • эффективность методов управления; 

  • эффективность внедряемого бизнес-процесса;

  • эффективность всей системы управления в целом. 

Основным при расчете этих показателей является определение результатов и затрат по каждому году расчетного периода.

При этом проблемным является вопрос определения результата (дохода) от внедрения и использования или продажи данного IT-проекта.

 Можно выделить следующие  подходы к определению результативности (результатов): 

  • когда результат (доход) от производственной деятельности и результат от внедрения и использования IT-проекта совпадает; 

  • когда результат от внедрения и использования IT-проекта составляет долю от результата эффективности производства в целом; 6

  • когда можно определить результат от внедрения (продажи) IT-проекта; 

  • когда эффективность нового IT-проекта можно определить с помощью построения разработку дерева целей и их количественной оценки; 

  • когда определяется результат от разработки и внедрения конкретного управленческого решения, использующего новый IT-проект; 

  • когда определяется результат деятельности управленческого персонала на всех иерархических уровнях (или отдельном уровне), использующих новый IT-проект.

После анализа этих подходов можно выбрать показатели и определить методы их расчета для определения результата при оценке эффективности нового IT-проекта. 
        Эффективность управленческих решений в области информационных технологий выражается прежде всего в улучшении экономических показателей управляемого объекта, а также в улучшении функционирования самой системы управления. Эффективность обеспечивается в результате использования оптимизационных и эвристических методов и моделей управления, повышения приспосабливаемости организации к внешним и внутренним условиям его существования, повышения достоверности и оперативности информации, используемой для принятия управленческих решений.

Информация о работе Методы оценки эффективности IT-проектов