Методы прогнозирования управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Целью моей работы я ставлю раскрыть основные понятия видов управленческих решений, методов прогнозирования, постараться отобразить практическое применение этим методам и дать оценку их эффективности. Учитывая то, что тема методы прогнозирования достаточно изученная, то при подготовке своей работы у меня не возникало проблем с источниками литературы.

Содержание работы

Введение
1. Прогнозирование как метод принятия управленческих решений……..5
1.1 Понятие и сущность прогнозирования………………………………….5
1.2 Виды прогнозов, задачи и функции прогнозирования………………..8
1.3 Принципы и выбор метода прогнозирования…………………………12
2. Классификация методов прогнозирования……………………………...15
2.1 Метод технологического прогнозирования……………………………15
2.2 Метод экспертного прогнозирования…………………………………..17
2.3 Метод изыскательского прогнозирования……………………………...22
2.4 Метод нормативного прогнозирования………………………………...23
2.5 Метод сценариев…………………………………………………………..24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная Разработка управленческого решения.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

1. Научный анализ  экономических, социальных, научно-технических  процессов и тенденций.

2. Исследование объективных связей социально-экономических и политических явлений и процессов.

3. Оценка объекта  прогнозирования.

4. Выявление  альтернатив развитию экономики  и социального развития.

5. Накопление  научного материала для обоснованного  выбора определенных решений. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций осуществляется за тремя стадиями:

* ретроспекция;

* диагноз;

* проспекция. Оценка  объекта прогнозирования базируется  на объединении аспектов детерминированности и неопределенности. При отсутствии одного из них прогнозирование теряет смысл. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений. При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего невозможное. Прогнозирование за своей сутью является беспрерывным процессом. Это выражается в необходимости уточнения прогнозов с учетом уточнения научных данных и новых экономических явлений, которые возникают в ходе выполнения народнохозяйственного плана. В процессе планирования разрабатываются прогнозы:

1. Выявление  действующего плана, результаты  которых позволяют вносить у  него определенные коррективы  и дают начальную базу для  планирования на следующий плановый  период.

2. Будущего планового  порядка, результаты, которых служат  научно-аналитическим материалом для разработки очередного плана.

3. На срок, который  превышает очередной плановый  период, которые дают оценку следствий  принятых плановых решений и  выявляют новые условия и проблемы  развития в долгосрочной перспективе.

Нужно также выделить такие функции как:

1. Специальные.

2. Обеспечивающие: прогнозирование; информацию;организацию.

3. Планирование.

4. Координации.

5. Регулирование.

6. Гуманистическая.

7. Консолидирующая.

8. Передачи социального  опыта.

Функции также  делятся на:

1. Нормативные  функции:

* в прогнозе  всегда соблюдаются определенных  показателей и норм;

* дают возможность  реализовать прогностическую модель;

* предостерегают  орган управления от субъективизма  в его деятельности.

2. Ориентационные  функции:

* выражаются в определении субъектом управления целей развития общества;

* более реалистическом  направлении и выборочном подходе  к информации.

3. Предупредительные  функции:

* информируют  орган управления о возможных  и реальных отклонениях объекта  от прогностической модели;

* дают возможность  анализировать факторы и причины,  которые обусловливают действие  руководящей системы, и своевременно  принимать меры к ним стабилизации. Реализовывая те или другие  функции прогнозирования, необходимо  определить подходы, которые составляют научную основу экономического и социального прогнозирования. В данное время используются два подхода. При поисковому (или исследовательскому) подходе конечной целью является определения возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, учитывая, что хранятся существующие тенденции развития этого объекта. При этом не принимаются во внимание условия, которые могут изменить эти тенденции. При нормативном подходе имеется в виду, что определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта в будущем понимается как цель. Например, при исследовательском подходе на базе имеющейся информации о росте потребления мы предусматриваем, насколько оно возрастает за период к уровню рациональных норм. При таком подходе исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденций за счет интенсификации производства, улучшение его структуры, повышение производительности работы и др. Любое предвиденное явление или процесс имеет свои истоки в настоящем и прошлому. Будущее состояние объекта прогнозирования формируется из уже известных элементов, хотя и в новых соотношениях, других связях. С увеличением периода прогнозирования эта зависимость прослеживается все слабее. Рассмотренные выше два научных подхода, которые реализуют функции прогнозирования, связанные между собой, они взаимно дополняют друг друга. Связь находит свое выражение в ряде общих черт. В обеих случаях необходимо проследить взаимосвязь между прошлым и будущим. При исследовательском и нормативном подходах хранятся наследственность между прошлым и настоящим, поскольку описать и определить достигнутое состояние можно только на основе изучения современного состояния, а с другой стороны, полученные результаты или прогнозируемые цели необходимо соотнести с реальными возможностями науки, техники, экономики.

К основным задачам  прогнозирования относятся:

· разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в  соответствии с результатами маркетинговых  исследований;

· выявление  основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;

· выбор показателей, оказывающих существенное влияние  на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;

· выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;

· прогнозирование  показателей качества новой продукции  во времени с учетом влияющих на них факторов;

· прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;

· оптимизация  прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;

· обоснование  экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой  продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

 

1.3 Принципы  и выбор метода прогнозирования

К основным принципам  прогнозирования относятся системность, комплектность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность. Принципы системности требуют взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона.

Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне. Корректировка прогнозов должна носить дискретный характер, причем оптимальные сроки обновления прогнозов могут быть выявлены только по результатам практического использования (ориентировочно два раза в пятилетку), т.е. результаты реализации прогнозов, уточнение потребностей, изменение тенденций развития объекта или прогнозного фона должны периодически поступать к разработчику прогноза.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера реальных процессов господствующих тенденций и оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта из множества альтернативных вариантов должен быть выбран наилучший. Принципы управленческого прогнозирования:

· вариативность (разработка под каждую возможную  задачу своего варианта прогноза);

· непрерывность (необходимость непрерывной корректировки  прогнозов по мере конденсации релевантной  информации);

· верификация (подтверждение истинности прогнозов опытным путем);

· рентабельность (экономический эффект от использования  прогноза должен превышать затраты  на его разработку);

· согласованность (для создания реальных прогностических  моделей необходимо согласование различных  типов прогнозов) и др.

Правильно подобранные  средства прогнозирования значительно  улучшают качество прогноза, поскольку:

· обеспечивают функциональную полноту, достоверность  и точность прогноза;

· уменьшают  временные и материальные затраты  на прогнозирование.

На выбор  метода прогнозирования влияют:

· сущность практической проблемы, подлежащей решению;

· динамические характеристики объекта прогнозирования  в рыночной среде;

· вид и характер имеющейся информации, типовое представление  об объекте прогнозирования;

· комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуги;

· период упреждения и его соотношение с предполагаемой продолжительностью рыночного, жизненного цикла, цикла разработки или модификации  товара, услуги;

требование  к результатам прогнозирования  и другие особенности конкретной проблемы. Все перечисленные факторы должны рассматриваться в системном единстве, лишь несущественные могут исключаться из рассмотрения. На практике, выбирая метод прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важных фактора -- затраты и точность. Следует выяснить, сколько средств выделено на подготовку прогноза, какова возможная цена спрогнозированных ошибок и выход. Лучший прогноз, как правило, представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости.

При выборе метода прогнозирования нужно учитывать:

· наличие статистических данных за необходимый период;

· компетентность прогнозиста, наличие электронно-вычислительной техники (ЭВТ);

· время, необходимое  для сбора и анализа информации.

В ряде случаев  для получения независимых прогнозов используются одновременно несколько методов. Требования к прогнозам:

· своевременность, с определенной степенью точности и  определенности других показателей;

· надежность, выраженная в знаковых единицах (долларах, единицах продукции, оборудовании, квалификации персонала и так далее) и зафиксированная на бумаге;

простота методики прогнозирования для использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация методов прогнозирования

Метод прогнозирования - это способ исследования объекта  прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.

К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экспертное прогнозирование, технологическое  прогнозирование, нормативное прогнозирование, метод сценариев.

Также во многих источниках приводится и такая схема

Но, рассмотрим подробнее каждый из методов, указанных  мною ранее.

2.1 Метод технологического прогнозирования

Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.

В основе изыскательского  прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании  при разработке прогноза информации.

Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.

Примером изыскательского  прогнозирования может служить  прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения  технологий, начиная от квантовой  электродинамики и кончая мгновенно  осуществляемой всемирной связью. Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

Примером нормативного прогнозирования может служить  прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения - условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.

В рамках технологического прогнозирования решаются такие задачи, как разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности, социальной и политической.

Информация о работе Методы прогнозирования управленческих решений