Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 256.96 Кб (Скачать файл)

Введение 

Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.

В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

    Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов  трех  уровней:

    • Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • Второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • Третий уровень - местные бюджеты.

   Бюджетная классификация РФ включает:

    • -         классификацию доходов бюджетов РФ;
    • -         функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    • -         экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    • -        классификацию источников внешнего финансирования дефицита
    • федерального бюджета;
    • -        классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    • -        классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов;
    • -        ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Определение экономической  сущности бюджета помогает понять его  роль и значение в условиях перехода к рынку. Взаимоотношения предприятий и организаций с бюджетом в этих условиях представляют собой постоянно обновляющий процесс. Экономическая сущность бюджета является отправным методологическим пунктом в совершенствовании бюджетного планирования, более полном использовании особенностей его доходов и расходов в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

    1.   СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ  БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ   

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Непосредственное составление  бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.

Составление бюджета по доходам  должно учитывать действующую налоговую  систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.

      Перед бюджетным  планированием выдвигаются следующие  основные задачи:     

· установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным

образованиям РФ, выявление  размеров направления собственных  ресурсов хозяйства;

·    организация работы по мобилизации денежных накоплений и других

финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

·   осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет  две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

 

 

 

 

   1. 2.   УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА                   

  Участниками бюджетного  процесса являются:               

    • -        Президент Российской Федерации;
    • -        органы законодательной (представительной) власти;
    • -        органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
    • -        органы денежно-кредитного регулирования;
    • -        органы государственного и муниципального финансового контроля;
    • -        государственные внебюджетные фонды;
    • -        главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
    • -  иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации  совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

  Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджете получателе и, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

    Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

   Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

 

2. Планирование межбюджетных отношений

В процессе формирования доходов  и осуществления расходов между  органами государственной власти России, субъектов РФ и местного самоуправления устанавливаются межбюджетные отношения. Они базируются на определенной законом  их компетенции в области регулирования  бюджетного процесса.

Основы бюджетных отношений  заложены Указом Президента РФ «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с  бюджетами субъектов РФ». Они  включают следующие принципы:

    • разграничение на постоянной основе и распределение согласно нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
    • распределение расходов по уровням бюджетной системы;
    • равенство бюджетных прав во взаимоотношениях с бюджетами более высокого уровня;
    • выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Узловым моментом является обеспечение гарантий финансовой самостоятельности, бюджетного федерализма, позволяющих  региону решать социально-экономические  задачи, с изъятием при необходимости  у него излишних доходов для перераспределения.

Механизм бюджетного федерализма  в настоящее время реализуется  в форме сочетания постоянного  закрепления части налоговых  и неналоговых доходов за бюджетами  каждого уровня с ежегодными прямыми  расчетами между федеральным и региональными бюджетами по распределению доходов. Он выполняет только функции перераспределения и не решает экономических задач (перелив капитала, рабочей силы и т. д.).

 Параметры по доходам  и расходам предопределяются  первичным распределением полномочий  органов управления на каждом  уровне. Регионы получают законодательно  установленный уровень доходов  и статьи расходов для того, чтобы реализовать программы  развития территории, в том числе  и долгосрочные.

Необходимость перераспределения  обусловлена как объективными, так  и субъективными факторами. К  первым относится наличие существенных природно-экономических различий между  регионами, ко вторым — недостатки методического характера при  закреплении за бюджетами доходов.

Между регионами наблюдаются  глубокие различия по производственному  потенциалу, эффективности экономики, уровню жизни населения. Так, если весь ресурсно-сырьевой потенциал России принять за 100%, то более 50% приходится только на 10 регионов (Кемеровская область. Красноярский край, Республика Саха, Пермская область, Белгородская область. Иркутская область. Свердловская область, Мурманская область. Магаданская область. Приморский край). По производству валового регионального продукта на душу населения различия между регионами достигают 100 раз (Ямало-Ненецкий автономный округ — 456,6 тыс. руб., Ингушская Республика — 0,6 тыс. руб., Республика Саха — 18 тыс. руб.. Республика Дагестан — 1,1 тыс. руб. и т. д.). Десять регионов из ,89 производят 44% всего ВВП РФ, а 17 регионов — 58%.

Существенные разрывы  в социально-экономическом развитии регионов угрожают экономической и  политической стабильности общества, поэтому государство проводит региональную политику, нацеленную на обеспечение  равного доступа к основным социальным благам гражданам независимо от места  проживания.

Межбюджетные отношения  в связи с этим получают два  направления.

1. Образование доходной части федерального бюджета с учетом нормативного распределения налоговых и неналоговых поступлений между федеральным и региональными бюджетами.

2. Получение из федерального  бюджета регионами средств исходя  из необходимости финансирования  плановых затрат и выравнивания  социального развития.

Доходы формируются в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством. Собственные доходы закрепляются на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими бюджетами (налоговые, неналоговые поступления, безвозмездные перечисления). Регулирующие доходы образуют федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или  местные бюджеты на год, а также  на долговременной основе.

Информация о работе Межбюджетные отношения