Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 13:19, контрольная работа
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы, за исключением передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней, неналоговые доходы, другие перечисления. Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам других уровней по нормативам, устанавливаемым законом на срок не менее трех лет.
Доходы бюджетов субъектов
РФ формируются за счет собственных
и регулирующих налоговых доходов,
за исключением передаваемых в порядке
регулирования местным
Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:
Неналоговые доходы поступают
по одним видам полностью, а по
другим — по нормативам, устанавливаемым
законом. Полностью поступают
Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе в процентной доле, утвержденной представительным органом субъекта РФ на срок не менее 3 лет.
Местные бюджеты формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Налоговые доходы бюджетов
субъектов РФ должны составлять не
менее 50\% от суммы доходов
Расходы бюджетов зависят прежде всего от тех функций, которые призваны выполнять органы государственной власти и местного самоуправления. Из федерального бюджета финансируются деятельность федеральных органов власти, международная деятельность, национальная оборона, фундаментальные научные исследования, государственная поддержка важнейших отраслей, обслуживание государственного долга, федеральные инвестиционные программы и некоторые другие расходы.
Нормативы зачислений в бюджеты поступлений от федеральных налогов, \%
Виды налогов |
Федеральный бюджет РФ |
Бюджеты субъектов РФ |
1 |
2 |
3 |
1. Налог на прибыль (доход)
2. Подоходный налог с физических лиц
3. Налог на игорный бизнес
4. Налог на добавленную стоимость 1-й квартал 1999г.
с 1 апреля 1999 г.
5. Налог на добавленную стоимость на ввозимые товары, драгоценные металлы и камни, отпускаемые из Госфонда
6. Акцизы на нефть, газ, спирт, автомобили легковые
7. Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья, водку
8. Акцизы на ввозимые товары Акцизы на остальные товары
9. Лицензионный и |
По установленным ставкам в соответствии с законом РФ По установленным ставкам в соответствии с законом РФ
По установленным ставкам в соответствии с законом РФ
75
85
100
100
50
100
- В соответствии с законодательством РФ |
По установленным ставкам в соответствии с законом РФ
По установленным ставкам в соответствии с законом РФ
По установленным ставкам в соответствии с законом РФ
25
15
-
-
50
-
100
В соответствии с законодательством РФ |
10. Налог на покупку иностранных денежных знаков
11.Единый налог на вмененный доход
12.Налог на операции с
13.Платежи за пользование
14.Платежи за пользование
15.Плата за пользование
17.Плата за выбросы и сбросы
вредных веществ 18.Таможенные
пошлины, сборы, доходы от |
60
По нормативам в соответствии с законом РФ
100
По нормативам в соответствии с законом РФ
40
40
30
10
100
В соответствии с законодательством РФ |
40
По нормативам в соответствии с законом РФ
-
По нормативам в соответствии с законом РФ
60
60
70 (в том числе 50 — в бюджеты городов и поселков)
90
-
В соответствии с законодательством РФ |
Конституция РФ возлагает
на субъекты РФ, муниципальные образования
функции, связанные с обеспечением
экономического, социального развития
территорий, реализацией принимаемых
законов и других нормативно-правовых
актов. Для их выполнения из бюджетов
субъектов РФ финансируются деятельность
их органов власти, реализация региональных
целевых программ, развитие предприятий
в ведении субъектов РФ, оказание
финансовой помощи местным бюджетам
и прочие расходы, связанные с
осуществлением полномочий субъектов
РФ. Из местных бюджетов финансируются
органы самоуправления, учреждения образования,
здравоохранения, культуры, другие учреждения
в муниципальной собственности,
муниципальное жилищно-
Ряд видов расходов финансируются
совместно бюджетом России, бюджетами
субъектов РФ и бюджетами муниципальных
образований: поддержка отраслей промышленности,
сельского хозяйства, транспорта; правоохранительная
деятельность, научно-исследовательские
работы; охрана окружающей среды; развитие
рыночной инфраструктуры. Порядок согласования
распределения и закрепления
расходов совместного ведения
Отдельные виды расходов федерального бюджета могут передаваться в бюджеты субъектов РФ, а отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Средства, переданные в качестве обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
В настоящее время за счет региональных бюджетов финансируются расходы по народному хозяйству на 70%, образованию — 80, здравоохранению — 88%.
Основным содержанием планирования межбюджетных отношений является передача доходов в форме финансовой помощи бюджета одного уровня бюджету другого уровня.
Видами финансовой помощи могут быть:
1. Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
2. Субвенции — средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
3. Субсидии — средства,
предоставляемые бюджету
4. Бюджетная ссуда — средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более б месяцев (в пределах финансового года).
Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется:
а) на выравнивание минимальной
бюджетной обеспеченности. Финансовая
помощь на выравнивание минимальной
бюджетной обеспеченности субъектов
РФ предоставляется в виде дотаций.
Ее размеры определяются на основе
нормативов финансовых затрат на предоставление
государственных услуг и
б) на финансирование отдельных целевых расходов. На финансирование отдельных целевых расходов предоставляются субвенции. Деньги направляются на финансирование федеральных целевых программ; капитальных вложений; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней; других целевых расходов;
в) на финансирование кассовых разрывов. Кассовые разрывы обусловливаются сезонным характером затрат или поступлением доходов. На покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ, предоставляются бюджетные ссуды на возмездных и безвозмездных условиях сроком до 6 месяцев. Если они не возвращаются до конца финансового года, то остаток ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета.
Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана на аналогичные цели.
Источниками средств для оказания финансовой помощи региональным бюджетам служат создаваемые для этого специальные фонды.
1. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) предназначается для выравнивания их бюджетной обеспеченности. В федеральном бюджете на 1999 г. фонд образуется за счет 14% общего объема налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, кроме доходов, контролируемых ГТК РФ.
Формирование ФФПР осуществляется нарастающим итогом на последнюю отчетную дату, предшествующую планируемому месяцу, исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет налоговых доходов, с одновременным уточнением плановых показателей по субъектам РФ.
Распределение средств ФФПР осуществляется на основе нормативно-долевого метода расчетов. Исходной информацией служат данные за предыдущие годы с учетом индексации и дополнительных расходов согласно принятым за прошедший период решениям;
по доходам — данные за предшествующие плановому 1—2 года. Критерием выступает сложившаяся разница между среднедушевыми бюджетными доходами в целом по России и субъекту РФ. Если этот показатель в регионе ниже, чем по России, то он получает право на трансферт из ФФПР. Конкретная для региона величина определяется исходя из соотношения доходов и расходов бюджета региона и аналогичного показателя по РФ. Правда, такие расчеты законодательной силы не имеют, что оставляет почву для торга, лоббирования. Но в любом случае должна обеспечиваться обоснованная потребность каждого субъекта РФ в расходах (на душу населения) для финансирования здравоохранения, образования, содержания жилищно-коммунального хозяйства, рассчитанных по единой методике, но с учетом природно-экономических условий субъектов РФ.
В федеральном бюджете на 2010г. доли субъектов РФ в ФФПР составили: наибольшие — Дагестан — почти 7%, Алтайский край — 6,2, Приморский край — 4%; наименьшие — Вологодская область — 0,15%, Белгородская — 0,23, Ненецкий национальный округ — 0,12%.
Средства выделяются только регионам, выполняющим требования бюджетного и налогового законодательства. Субъекты РФ, определяющие особенности своих финансовых взаимоотношений с федеральными органами на основании двухсторонних договоров (соглашений), могут получать средства из ФФПР в виде субвенций в соответствии с указанными договорами.
Размер перечисленных
средств субъектам РФ уменьшается
на стоимость имущества, передаваемого
на договорной основе из федеральной
собственности в собственность
субъектов РФ, а также на стоимость
находящихся в федеральной
Правительство РФ разрабатывает комплекс мер, способствующих повышению заинтересованности субъектов РФ в максимальной мобилизации их финансовых ресурсов, оптимизации расходов и снижении дефицита бюджетов и усилению контроля уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
1.2. Фонд целевых субвенций (ФЦС).
Фонд целевых субвенций (ФЦС) образован в составе расходов федерального бюджета (на 2010 г. — в сумме 7,1 млрд руб.). Средства фонда направляются на:
Однако сложившийся механизм
не полностью решает задачи межбюджетных
отношений по выравниванию условий
для социального развития, компенсации
расходов региональных бюджетов. Налоговые
доходы между федеральным и
В 2004 г. трансферты из федерального бюджета получали 64 региона, в 2007 г. — 81 регион. Почти все регионы получают средства из федерального бюджета, т. е. являются реципиентами. И почти все отчисляют по 40—45% сумм собираемых налогов в федеральный бюджет. Регионов-доноров имеется немного, так как велика концентрация налоговых поступлений в небольшом их числе; 10 регионов формируют 50% доходной части федерального бюджета, а Москва, Московская и Самарская области — почти 35%.
Механизм бюджетного федерализма не работает надежно из-за отсутствия четких его критериев, выделения регионам недостаточной доли регулирующих доходов, несовершенства методики распределения средств. Фактически средства бюджетам другого уровня передаются самым простым способом — на разницу между наличием собственных средств и требующимися суммами расходов. Это не стимулирует расширение собственной доходной базы регионов, работу по сбору налогов, так как прирост доходов по сравнению со среднероссийским уровнем попадает под перераспределение. Кроме того. Центр не должен отвечать за финансовые обязательства регионов, не согласованные с ним (сверх тех, которые предусмотрены федеральным законодательством).
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 утверждена Концепция реформирования межбюджетных отношений. Основой для построения более эффективной их модели становятся показатели валового регионального продукта, уровня бюджетной, в том числе социальной, обеспеченности населения регионов, программное финансирование под обязательства по целевому использованию средств, применение связанных трансфертов.
Критериями финансовой помощи
регионам признаются бюджетные нормативы,
гарантирующие минимальную
Минимальная бюджетная обеспеченность
отражает минимально допустимую стоимость
услуг органами управления в расчете
на душу населения за счет бюджетов.
Минимальные государственные
Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Они дифференцируются по регионам с учетом их объективно обусловленных особенностей.
Финансирование расходов
по обеспечению минимальных