Кроме того, учащается
сокрытие заемщиками негативной
информации о своем положении.
В стабильной экономической ситуации банкам тоже регулярно
приходилось сталкиваться с информационными
искажениями в виде недостоверной отчетности
и иных данных об организации, о ее собственниках
и менеджерах, структуре компании, об аффилированных
лицах и их взаимосвязях, влияющих на юридические
риски сделок, об истории и перспективах
развития. Но в периоды кризисов негативные
тенденции усиливаются – для ряда организаций
фальсификация финансовой отчетности,
сведений о залоговом имуществе с целью
получения кредита становится альтернативой
немедленному банкротству.
Все эти проблемы
вызывают необходимость внесения
изменений в процессы управления
рисками.
Каждый банк
самостоятельно определяет направления
трансформации системы управления рисками, однако уже
сегодня, ориентируясь на опыт наиболее
устойчивых в период кризиса банков, можно
выделить ряд универсальных рекомендаций
по изменению в подходах к анализу кредитного
риска, которые позволят повысить эффективность
и надежность системы управления кредитным
риском в период кризиса.
2.2. Изменения во внутренних положениях
банков по оценке кредитного риска.
При кредитовании юридических
лиц
1. Если ранее на
этапе выдачи кредита основное
внимание уделялось предварительному
анализу кредитоспособности, то
теперь особое значение приобретает анализ судебных перспектив
погашения долга. Оценка правового риска
не должна оставаться отдельным элементом,
ее необходимо интегрировать в анализ
кредитного риска. При расчете «платы
за риск» (процентных ставок по кредитам)
в нее следует включить повышение затрат
на содержание юридических служб.
2. Анализ бизнес-планов
заемщика с темпами роста бизнеса
на 20-40% в год утратил актуальность,
в методологию оценки риска
необходимо внести блок оценки
антикризисных мер заемщика и
разработку схемы реструктуризации кредита.
3. В случае если
ретроспективный анализ финансовой
отчетности заемщика является
основой оценки его финансового
состояния, значимость этих данных
следует уменьшить по причинам:
- снижения возможностей прогнозирования на основе исторических данных в период смены трендов в экономике, особенно спроса и предложения, оказывающих влияние на показатели выручки, прибыли и пр;
- увеличения количества намеренно вносимых искажений в отчетность.
4. Важность правильной
оценки платежеспособного спроса
на продукцию заемщика в кризисный период
резко возрастает, что следует отразить
в методологии анализа. Необходимым становится
пересмотр списка отраслевых приоритетов
при кредитовании (что нередко влечет
изменение стратегии развития банка).
5. Расчет процентной ставки должен стать еще более точным
и отражать не столько желание кредитной
организации получить доход, сколько компромисс
между уровнем риска и возможностями заемщика.
6. Кризисное сжатие
потребления, сокращение планов
развития и затрат заемщика
должны быть адекватно отражены в сроках кредитования.
В период экономического роста банк мог
позволить себе выдать кредит на более
короткий, чем реально необходимый срок,
в расчете на возможности заемщика перекредитоваться
в другом банке. А во время кризиса неправильно
определение периода кредитования может
привести к неадекватной оценке возвратности
долга и к ошибкам при планировании собственной
ликвидности.
7. Следует внести коррективы
в процессы оценки стоимости,
ликвидности и возможности востребования
залогов (все в направлении снижения), а пересмотр
дисконтов проводить оперативно по мере
изменения рыночной ситуации.
8. Необходимы тщательный
анализ и пересмотр уровня
рисков, связанных со структурированием
кредитного продукта, в том числе
с юридической структурой заемщиков.
9. Анализ поведения
заемщика на стадии превращения
кредита в проблемный должен
быть направлен на выявление
реальной причины отказа от
возврата денежных средств. Что
это – невозможность или нежелание
погасить долг? Правильный и быстрый
ответ на этот вопрос – основа эффективности
действий по дальнейшему сопровождению
кредита, применения адекватных инструментов
работы с долгом.
Успех кредитной
работы в период кризиса требует
более глубокого понимания бизнеса
заемщика, чем в период роста,
а значит, и наличия квалифицированных специалистов,
готовых к принятию большой ответственности
и трудоемкой работе.
При кредитовании физических
лиц
Должны быть
изменены параметры скоринговых
систем, при этом необходимо учесть
ряд факторов и рекомендаций.
1. Изменения в отраслевой
принадлежности надежных работодателей
во многом зависят от региона
их расположения. Пересмотры отраслевых
приоритетов должны производиться
регулярно, по мере изменения
ситуации, а результаты использоваться
для кредитования юридических и физических лиц.
2. Качество ипотечных
кредитов падает пропорционально
ценам на недвижимость. Значительная
сумма первоначального взноса
является весомым аргументом
в пользу продолжения обслуживания
кредита даже при существенном
снижении цен на квартиры.
3. Если в конце прошлого
года основным фактором риска
была угроза потерять работу,
то сегодня нарастают риски
уменьшения реального и номинального
дохода, изменения структуры расходов
(увеличение суммы средств, используемых для поддержания минимально необходимого
уровня текущего потребления) вследствие
сохранения достаточно высокой инфляции
на потребительские товары.
4. Изменение условий
займа, отражающее повышение рисков,
может вызвать претензии регуляторов,
защищающих интересы потребителей
(например ФАС), даже в случае, если такая возможность
предусмотрена договором.
5. Истребование долга
по потребительским и карточным
кредитам иногда оказывается
экономически неэффективным с
точки зрения затрат, чем и
пользуются многие недобросовестные
заемщики. Таким образом, банк может определить нижнюю
границу суммы кредита, а которой риск
невозврата резко увеличивается, и скорректировать
свою политику.
Изменение скоринговых
карт необходимо не только
для выдачи новых кредитов, но
и для определения условий
реструктуризации ссуд, а также проведения переоценки
портфеля в новых условиях.
Для недопущения
так называемой кредитной волны
кризиса, помимо мер, предпринимаемых
банками, существенную помощь
может оказать государство. И
основная его деятельность на
финансовом рынке должна быть связана с восстановлением
доверия к банкам.
Восстановление
же доверия к рублю, поддержка
его курса должны рассматриваться
как мера, предпринимаемая для
снижения привлекательности валютных
спекуляций и, соответственно, активации
кредитования. Жесткое пресечение со стороны
государства «черного пиара» и рейдерства
– обязательное условие сохранения доверия
вкладчиков и инвесторов.
Признавая важнейшим
фактором поддержания экономического
благополучия страны кредитную
дисциплину заемщиков, органы власти должны не только продемонстрировать
недопустимость недобросовестного поведения,
проводя пропаганду и агитацию в указанном
направлении, но и применять жесткие меры
к неплательщикам, информируя о них общественность.
Это в дальнейшем будет способствовать
возможности активизации кредитования
и снижения процентной ставки для добросовестных
заемщиков.
Большим подспорьем
в борьбе банков с рисками
стало бы облегчение доступа
кредиторов к дополнительной
информации, необходимой для анализа
(например, к данным по статистике банкротств,
решения судов, отчетности предприятий
реального сектора экономики и т.д.).
Нельзя откладывать
и решение вопроса о выборе
дальнейшего пути работы с
проблемными долгами. Это, например, создание банка (фонда)
«плохих» долгов или рекапитализация
банков. При обеспечении не только крупным,
но и средним банкам доступа к средствам
государства предпочтительнее второй
вариант, поскольку в этом случае большая
часть банковской системы получит возможность
продолжить работу с выданными кредитами
и вернуть часть из них самостоятельно.
Для создания государственного банка
(фонда) потребуются не только денежные
ресурсы, но и множество квалифицированных
специалистов, умеющих работать с просроченными
долгами, а также время на создание и отработку
регламентов и процедур по оценке и обслуживанию
просроченных кредитов. И все эти ресурсы
дефицитны.
Вместе с тем
может оказаться целесообразным
одновременное применение обоих
методов. При этом банк (фонд) «плохих»
долгов может быть создан с участием не только государства, но и
частных банков и иных организаций, желающих
отдать некачественную задолженность
и готовых предоставить для проекта свой
опыт и кадры.
2.3. Изменения в подходах к анализу кредитного
риска на примере ОАО Банк ВТБ.
Итак, в сложившейся ситуации банкам
необходимо:
1. Пересмотреть действующую
кредитную политику банка с
точки зрения ее соответствия
ситуации на рынке: в период мирового финансового
кризиса, ухудшения экономической конъюнктуры,
серьезного замедления темпов роста экономики
России, «старая» (докризисная) кредитная
политика требует существенных корректировок.
Именно в кредитной политика банка определяются
основные принципы осуществления кредитного
процесса и управления кредитным риском
в банке.
На Фоне дефицита ликвидности и роста доли просроченных
кредитов ВТБ внес существенные изменения
в кредитную политику и процедуры.
Главной задачей
управления кредитными рисками
в банке является максимально
точная оценка вероятности погашения
предоставляемого заемщику кредита, а также уровня потерь по кредиту,
в случае дефолта заемщика, в целях принятия
оптимального кредитного решения.
При этом банк
реализует следующие дополнительные
меры по управлению рисками:
- уточняются процедуры оценки кредитного риска, в т.ч. корректируются критерии оценки качества заемщиков, уточняются параметры системы внутреннего рейтингования заемщиков;
- повышаются требования к финансовой устойчивости (рейтингу заемщика), к оценке прогнозов движения денежных средств, качеству и ликвидности обеспечения;
- проводится актуализация оценки имущества, принятого в залог по кредитным операциям, уточняются правила определения залоговой стоимости имущества с учетом существенного снижения стоимости отдельных видов активов.
В рамках данной
работы, рассмотрим подробно процедуру анализа и оценки
кредитного риска.
Основу методологии
оценки кредитного риска и
приемлемости его величины составляют:
- определение уровня кредитного риска, принимаемого банком на заемщика, на основе его кредитного рейтинга, определяемого в соответствии с нормативными актами банка по ранжированию различных категорий клиентов;
- определение категории качества ссуды, исходя из требований Банка России по формированию целевых резервов, а также собственной методологии, устанавливаемой внутренними документами банка;
- оценка кредитных рисков на заемщика с учетом уровня отраслевых, региональных и страновых рисков;
- дифференциация подходов при оценке рисков кредитования в зависимости от категории клиента и вида кредитного продукта;
- возможность использования инструментов хеджирования принимаемых банком кредитных рисков;
- определение обоснованного размера необходимого банку капитала для принятия кредитного риска на клиента, а также в целом по кредитному портфелю банка.
В процессе
управления кредитными рисками банк применяет методы количественной
оценки, основанные в том числе на анализе
статистических данных по потерям, с учетом
классификации заемщиков, а также рейтинга
клиентов. К числу анализируемых показателей
в рамках оценки рисков относятся:
- ожидаемые потери – как мера вероятных потерь по кредитному портфелю, определенная на основе статистических анализа исторических данных о потерях с учетом кредитного рейтинга, срока сделки и наличие обеспечения;
- неожидаемые потери, покрываемые экономическим капиталом, необходимым банку для покрытия потерь в случае форс-мажорных потерь по кредитному портфелю.
Всем заемщикам
присваивается рейтинг. Результаты ранжирования клиента определяют
условия проведения кредитной сделки
(срок, сумма, вид кредитной сделки, стоимостные
параметры, обеспечение и иные условия,
направленные на снижение риска конкретной
кредитной сделки).
Основная проблема
данного метода анализа кредитного
риска в том, что его эффективность
зависит от стабильности экономической
ситуации. В нашей быстроменяющейся экономике, зависимой
от большого количества факторов, применение
статистических методов не всегда способствует
точному прогнозированию ситуации. Что
и показали недавние кризисные события.
Финансовый кризис выявил потребность
в совершенном прогнозировании путем
разработки более формализованных процедур,
позволяющих производить оценку будущих
рисков.
На основе собираемых статистических
данных о дефолтах, финансовом состоянии
заемщиков и их рейтингов банк осуществляет
валидацию моделей ранжирования заемщиков
и готовит необходимые корректировки
таких моделей для более точной оценки
кредитоспособности клиентов и их разнесению
по различным рейтинговым классам.
В соответствии с рекомендациями Базельского
комитета по банковскому надзору «Система
внутреннего контроля в банках, основы
организации» для обеспечения эффективной
оценки риска и, соответственно, системы
внутреннего контроля предусматривается,
что менеджмент банка должен постоянно
оценивать риски, влияющие на достижение
поставленных целей, и реагировать на
меняющиеся обстоятельства и условия.
Органы управления, подразделения и должностные
лица банка в рамках их компетенции, на
постоянной основе анализируют материалы
проверок подразделения внутреннего контроля,
внешних аудиторов и надзорных органов
на предмет содержащейся в них информации
относительно кредитных рисков и принимают
соответствующие меры.