Необходимость и цели исследования социальных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 02:02, контрольная работа

Описание работы

Необходимость и цели исследования социальных ,экономических и политических процессов
Актуальность данной темы обусловлена как повышением сложности самой общественной жизни, нарастающими процессами дифференциации и интеграции всех элементов социальной структуры, так и развитием и усложнением методов исследования социальной реальности.
Понятие «социальный» и соответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», то есть принадлежащий обществу, а не природе.
В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

Файлы: 1 файл

Необходимость и цели исследования социальных.docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)

4. Кризис - стадия возникновения  ряда ограничений в положительной  динамике, вызванных исчерпанностью  ресурсов или утратой интереса  к участию в процессе, конфликтом  его инициаторов или участников  и прочее.

5. Отрицательная динамика  возникает в результате нарастания  факторов сопротивления, вызванных  отсутствием средств, поддерживающих  положительную динамику, сменой  вектора последующих изменений  или элиминацией инициатора процесса.

6. Депрессия - стадия, характеризующаяся  неопределенностью ситуации, способной  либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику  отрицательную.

Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представленную либо в виде непрерывного кумулятивного  процесса, либо в форме цикла [4].

1.2 Сущность и  содержание социально-экономических и политических процессов

Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической  и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия  для решения текущих социальных проблем. Становление экономики  и политологии как научных  дисциплин, формулирование ряда базовых  закономерностей и исследовательских  принципов позволило обрести  реальную методологическую основу для  изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими [6].

Понятие «экономический процесс» отражает процесс развития материального  производства, присущих ему производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений между  людьми, в том числе отношений  собственности на средства производства, обмена деятельностью на базе существующего  разделения труда и отношений  распределения материальных благ.

Особенностью социально-экономических  процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих  субъектов), крупных национально-государственных  систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

В основе социально-экономических  процессов лежит цикл «инновации - инвестиции», который определяет логику развертывания волн экономической  конъюнктуры на каждом из рассматриваемых  уровней. Лежащая в основе этого  цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва [5].

Понятие «политический процесс» весьма многогранно и выражает главным  образом борьбу различных социальных сил (классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную  власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и иных интересов. От того, насколько  легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость.

Основу политических процессов  составляет оппозиция «вызов - реакция». Она содержит комплекс непрерывно возникающих  в обществе проблем, последовательно  разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и  программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

«Реакция» в структуре  политического процесса заключается  в создании властью такой линии  поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных  социальных групп с целью обеспечения  равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может  привести к ее трансформации или  полной замене ее носителя.

Политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти. Политика реализуется в рамках политических систем. Исследователи  отмечают, что понятие «политической  системы» имеет два взаимосвязанных  аспекта [13].

Во-первых, «политическая  система» как научная категория, представляет собой некоторое теоретическое  построение, инструмент, позволяющий  выявлять и описывать системные  свойства различных политических процессов. В этом случае данная категория служит средством системного анализа политики. С ее помощью можно исследовать  любое политическое образование: государство, политическую партию, организацию, профсоюз, то есть те, которые являются большой  или малой политической системой.

Во-вторых, «политическая  система» показывает реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий: государство, партии, средства массовой информации, общественно-политические объединения, отношения в политической сфере, политическую культуру [16].

Анализ различных подходов к понятию «политическая система» позволяет утверждать, что в структуре  политической системы как зарубежными, так и отечественными политологами выделяются следующие подсистемы:

- политические организации (институциональная подсистема);

- политические нормы (нормативно-регулятивная подсистема);

- политические отношения и деятельность (функциональная) и коммуникативная подсистема;

- политическое сознание и культура (культурная подсистема).

Идеология всегда первична по отношению к политике. Поэтому  политика в определённом смысле может  быть представлена как специализированная социальная технология, направленная на решение тех задач, которые  обоснованы и сформулированы в соответствующей  идеологической доктрине.

Содержание политического  процесса может быть различным: разработка какой-либо концепции, формирование определённого  общественного мнения, создание новых  структур управления и тому подобное. В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступают государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные, студенческие, женские, сельскохозяйственные, ветеранские и другие), классы и социальные слои общества, силовые структуры, средства массовой информации, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население вцелом. Объектом политики является социум, общество в целом [18].

В политике объект и субъект  зачастую совпадают. Например, государственная  власть оказывает воздействие на политический процесс с целью  добиться необходимых для себя результатов. Но и на государственную власть, в свою очередь, оказывается воздействие других участников политического процессакоторые трансформируются из объектов в субъектов с целью каким-либо образом в нужных для себя целях повлиять на государственную власть.

В результате происходящих рассмотренным образом диалектических взаимодействий между субъектами и  объектами политики происходит изменение  характеристик политического процесса, раскрывается движение, динамика, эволюция как политической сферы социума  в целом, так и отдельных её составляющих.

Таким образом, социально-экономические  и политические процессы - это изменения  в обществе, отображающиеся на его  благосостоянии, политической и экономической  стабильности, условиях безопасности и прочее. Функционирование обеих  групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным  характером социальных изменений, в  структуре которых социально-экономические  свойства процессов дополняются  политическими [11].

Выделяются следующие  типы экономических и политических изменений:

1. Функционирование - в его  рамках структуры и институты  изменяются так, что их основные  параметры не выходят за рамки  общепринятых базовых значений  и показателей. В качестве примеров  функционирования как политических  процессов можно привести избирательный  процесс в рамках Конституции  и принятого законодательства, а  экономических - использование органов  власти для исполнения бюджета.  При таких изменениях традиции  и преемственность обладают превосходством  над любыми новациями.

2. Развитие - в этом случае  происходит изменение базовых  параметров экономических и политических  систем и институтов. Считается,  что эти изменения должны вести  к положительным последствиям  для их систем (экономический  рост, рост уровня благосостояния  населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).

3. Упадок - при нём подвергаются  трансформации основные параметры  системы, но при этом с негативными  последствиями (распад политического  режима, экономический кризис) [14].

Выделяются следующие  особенности экономических и политических процессов:

– их ненормативный характер, то есть происходят не только планируемые  изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии; [18].

– каждый тип экономических  и политических изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и  цикличностью стадий. Так, избирательный  процесс характеризуется повторением  стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны;

– любой экономический  и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления [16].

Исследуя социально-экономические, и политические процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие  их свойства.

1. Активность деятельностиповедения выражается в том, что как организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели; делать выбор путей и средств достижения целей; прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия; воздействовать на другие системы доступными им средствами; обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.

2. Динамизмявляется атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающемся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы.

3. Многомерность - это  процессы являются чрезвычайно  сложными, что существенно затрудняет  их понимание и объяснение. Постижение  природы социальных процессов  возможно через использование  междисциплинарных подходов, позволяющих  отобразить многослойный характер  общественной жизни.

4. Многовекторность - этосоциальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.

5. Неравномерность - этодинамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.

6. Распределенностьвыражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам и рабочим местам, а также имеет место разбиение деятельности организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными потоками; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.

7. Происходит проявление  организационноймногоуровневой структурыоргана управления, реализующего механизмы процессов управления.

8. Целеустремленностьозначает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; продолжать преследовать одну и ту же цель при изменении внешних условий, средств и методов.

9. Целостностьсистемы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы [20].

Поэтому системное объединение  социальных, экономических и политических процессов в единый управленческий механизм, деятельность которого направлена на достижение устойчивого развития социально-экономического объекта, характеризуется масштабом и направленностью происходящих в обществе социальных процессов.

2. Основные подходы к исследованию социально-экономических и политических процессов

2.1 Исследование  социально-экономических и политических  процессов

социальный политический управленческий решение

Представители основных подходов к исследованию социально-экономических  и политических процессов исходят  из присущего им теоретического видения  социально-экономических и политических процессов и соответствующей  методологии их исследования.

Информация о работе Необходимость и цели исследования социальных