Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование оптимизации бизнес-процессов Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк России».
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи: проанализировать основы бизнес-процесса; рассмотреть виды, уровни, принципы и шаги оптимизации бизнес-процессов; изучить способы оптимизации бизнес-процесса.
Предметом исследования выступает бизнес-процесс предприятия и его оптимизация.
Объект исследования - Западно-Сибирского банк ОАО «Сбербанк России».
Установлено, что процедура оптимизации предусматривает добавление или сокращение работ и их изменение, реструктуризацию самого процесса выполнения работ, применение структурной схемы, изменение соответствия работ и исполнительных звеньев. Проведение изменений на уровне бизнес-процессов требует учета причинно-следственных связей между работами и последовательности их выполнения во времени.
Можно согласиться с теми специалистами, которые утверждают, что оптимизация – это сравнительно небольшие изменения, направленные на улучшение существующих бизнес-процессов. Оптимизация нужна, если в целом бизнес-процессы работают, не приносят больших проблем и потерь (не угрожают существованию предприятия), и, следовательно, нет потребности в коренных изменениях.
При внесении изменений в деятельность компании руководитель вынужден балансировать между двумя крайностями. С одной стороны, есть опасность сломать непродуманным решением налаженные и устоявшиеся процессы. С другой стороны, есть желание повысить эффективность максимальным образом, то есть разрушить все «до основанья, а затем…» построить что-то кардинально новое. На второй парадигме основывался активно пропагандируемый еще несколько лет назад реинжиниринг бизнес-процессов [25, с. 169].
1.2 Оптимизация бизнес-процессов
Понятие оптимизация бизнес-процессов можно сравнить с реинжинирингом бизнес-процессов. Реинжиниринг - это коренная перестройка ключевых бизнес-процессов предприятия. Это полный отказ от существующих принципов организации ключевых бизнес-процессов и замена их на кардинально новые. Цель реинжиниринга – резкое снижение стоимости бизнес-процессов, затрат времени их проведения, количества сотрудников, участвующих в них. При реинжиниринге обычно меняется и организационная структура компании, задачи ее подразделений.
Исследование практики функционирования предприятий различных отраслей промышленности позволило констатировать, реинжиниринг бизнес-процессов вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий [18, с. 77].
М. Хаммер и Дж. Чампи, авторы термина «реинжиниринг», определяют реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы» [25, с. 134]. Иначе говоря, в отличие от оптимизации, когда речь идет о небольшом усовершенствовании бизнес-процессов предприятий – на 10-100%, реинжиниринг – это кардинальное повышение эффективности бизнес-процессов, в десятки или даже в сотни раз. Справедливо отмечено, что реинжиниринг – способ выживания современных предприятий промышленности в условиях жесткой конкурентной борьбы, как на российском, так и на мировом рынках.
В данной курсовой работе рассматривается оптимизация бизнес-процессов и чтобы иметь, четкое понимание разницы между оптимизацией и реинжинирингом бизнес-процессов, различия между ними представлены в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Различия между реинжинирингом и оптимизацией бизнес-процессов
№ |
Наименование параметра |
Оптимизация |
Реинжиниринг |
1 |
Уровень изменений |
Наращиваемый |
Радикальный |
2 |
Начальная точка |
Существующий процесс |
«Чистый лист» |
3 |
Частота изменений |
Непрерывно/единовременно |
Единовременно |
4 |
Требуемое время |
Короткое |
Длительное |
5 |
Направление |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
6 |
Охват |
Узкий, на уровне функций |
Широкий, межфункциональный |
7 |
Риск |
Умеренный |
Высокий |
8 |
Основное средство |
Статистическое управление |
Информационные технологии |
9 |
Тип изменений |
Культурный |
Культурный/Структурный |
Источник: [25, с. 253]
Выбор метода изменения бизнес-процессов – оптимизация или реинжиниринг – определяется тем, насколько показатели предприятия отстают от запланированных. Если затраты превышают запланированные на 10-15% или времени на обслуживание клиентов тратится на 10-15% больше, чем хотелось бы – достаточно оптимизации (например, автоматизировать работу склада или разработать новые правила по повышению качества обслуживанию клиентов). Реинжиниринг нужен в случаях, когда продолжение работы по существующим бизнес-процессам ведет к существенным финансовым потерям (например, существенное падение прибыли из-за того, что появились конкуренты, которые обслуживают клиента в 10 раз быстрее) [21, с. 199].
По словам специалистов в области
информационных технологий оптимизацию
бизнес-процессов следует
а) оценка фактических показателей затрат, качества вашей продукции, уровня обслуживания клиентов и оперативности работы менее чем на 15 % отличается от желаемого;
б) анализ показал, что проблемы предприятия не требуют кардинальной перестройки структуры и ключевых бизнес-процессов;
в) бизнес-процессы описаны, у каждого сотрудника есть реально действующая инструкция по его действиям во всех бизнес - ситуациях, и требуется автоматизация деятельности (создание или развитие информационной системы).
Следует проводить реинжиниринг бизнес-процессов, если:
а) предприятие теряет (или скоро начнет терять) клиентов;
б) внутренние проблемы и сбои нарастают и начинают представлять собой угрозу успешной деятельности предприятия.
В свете изучаемой проблематики
важно помнить, что кардинальные
изменения второстепенных процессов,
как правило, не приводят к значительным
изменениям в производственно-
Обычно предлагаются следующие критерии выбора бизнес-процессов для оптимизации:
а) стратегическая важность процесса для предприятия;
б) финансовая значимость бизнес-процесса для предприятия;
в) значимость бизнес-процесса в рамках системы управления предприятием;
г) периодичность выполнения процесса;
д) ожидания внешних и внутренних потребителей продукции, производимой процессом.
Основываясь на некоторых практических предложениях, оптимальность внутренних бизнес-процессов предприятий следует измерять по следующим критериям:
а) продолжительность выполнения бизнес-процесса или отдельных его процедур;
б) стоимость всего процесса и его процедур;
в) ключевые показатели результативности процессов;
г) полнота, адекватность и своевременность поступающей/передаваемой информации;
д) результативность управления информационными потоками;
е) наличие дублирования функций;
ж) избыточность согласующих звеньев;
з) логические ошибки / «узкие места»;
и) степень участия ведущих
к) распределение ответственности за результат выполнения бизнес-процесса.
Кроме того, процедура оптимизация
бизнес-процессов выступает
- прогнозного управления, предусматривающего
упреждение и подавление
- саморегулирования и адаптации,
- управления резервами и
- идентификация
наиболее эффективного
Как справедливо отмечают некоторые специалисты, внедрение единой информационной системы, охватывающей все аспекты ведения производственно-коммерческой деятельности, позволяет:
- получить
базу знаний предприятия,
- учитывать
и анализировать все
- унифицировать и ускорить разработку модулей автоматизации финансово-хозяйственной и административной деятельности предприятия, возможность отчуждения знаний разработчиков системы, использовать опыт команды разработчиков, повысить взаимозаменяемость.
В результате оптимизации бизнес-процессов можно добиться:
- Сокращения временных затрат на решение типовых проблем;
- Снижения издержек производства;
- Повышения
качества и скорости
- Оптимизации методов работы с клиентами;
- Уменьшения затрат на обучение персонала;
- Высвобождение рабочего времени и средств для решения стратегических или нестандартных проблем.
Можно выделить четыре главных принципа оптимизации бизнес-процессов.
1) У
оптимизации должна быть
2) При оптимизации «рыбу чистят с хвоста». Данный принцип означает, что оценивать оптимальность надо от частного к общему, выявляя отдельные недостатки, объединяя их в группы и оперативно устраняя. А если лично вам ближе подход от общего к частному, то вам нужен реинжиниринг, то есть комплексное, системное, «до основания…».
3) Решения по оптимизации - неоднозначны.
Другими словами, велика
4) Сотрудники не любят оптимальные процессы. Неизбежным следствием настоящей оптимизации процессов является усиление эксплуатации исполнителей, поэтому неизбежно явное и неявное, часто даже неосознаваемое людьми сопротивление.
Из данных принципов достаточно логично следуют условия и шаги проведения оптимизации:
а) Перед тем как начинать работу по оптимизации, необходимо описать существующие в компании бизнес-процессы «как есть» (создать их модели). Описания должны быть четкими, однозначными и затрагивать уровень, на котором видна конкретная работа сотрудников. Объем моделей может быть разным: как по отдельно выделенному бизнес-процессу, так и по группе взаимосвязанных бизнес-процессов. Безусловно, чем больше процессов описано в модели, тем лучше и шире можно оценить их оптимальность;
б) Оценивая оптимальность, в первую очередь надо анализировать каждую часть бизнес-процесса, выполняемую конкретным исполнителем (далее мы будем называть ее процедура). Оценивая ее, надо проверять, к каким результатам приводит правильное выполнение, какие данные или материалы исполнитель получает в итоге, что он с ними делает, насколько оптимальны его действия, а также время работы и продолжительность выполнения процедуры;