Организационно-правовые формы предприятий Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в Беларуси.
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;
Поставленные задачи были выполнены путём анализа экономической литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Особенности формирования и ответственности предприятий различных организационно-правовых форм в Республике Беларусь…………………….. 5
1.1.Организационно-правовые формы коммерческих предприятий…………..5
1.2 . Хозяйственные товарищества……………………………………………....7
1.3. Хозяйственные общества…………….……………………………………. 11
1.4. Производственные кооперативы (артели)…………...………………..…. 19
1.5. Унитарные предприятия………………………………………………..…. 21
1.6. Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий…… 24
1.7. Общественные и религиозные организации (объединения)……….…... .25
1.8. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………….. 26
1.9. Потребительский кооператив……………………………………..…........ 28
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Формирование и обоснование бизнес идеи…………………………………....30
Заключение………………………………………..……………………………...39Приложение…………………………………………………………………...... 41
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

1) общее собрание акционеров

2) совет директоров (наблюдательный совет)

3)единоличный исполнительный  орган (генеральный директор)

4) коллегиальный исполнительный  орган (правление, исполнительная  дирекция, исполнительный директор)

5) ревизионная комиссия (орган внутреннего контроля за  финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества)

6) счётная комиссия (постоянно-действующий  орган общего собрания).

Собрание акционеров является высшим органом управления обществом. Именно через участие  в нём владельцы голосующих акций  реализуют право на участие в  управлении делами общества. Однако собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Федеральным законом к его компетенции, причём перечень вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров.

Общее собрание акционеров избирает совет директоров и его председателя. Совет директоров назначает единоличный, а при необходимости – и коллегиальный исполнительный орган. Рассмотрим особенности акционерных обществ как одной из организационных и финансово-экономических форм хозяйствования.

Эти особенности состоят  в следующем:

  • Общества используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов через выпуск акций для того, чтобы начать дело;
  • Ограниченная ответственность. Акционер в случае банкротства акционерного общества рискует потерять деньги, которые он потратил на приобретение акций;
  • Участие акционеров в управлении обществом (выше дана характеристика их возможностей в управлении акционерным общество);
  • Право акционеров на получение ежегодного дохода в виде дивиденда;
  • Использование возможностей стимулирования персонала (предоставление преимущественного права управляющим и работникам на приобретение акций, их продажу в рассрочку, со скидкой и т.д.).

Во всём мире эта организационно-правовая форма представляет собой более совершенный механизм организации экономической деятельности. Положительными чертами акционерных обществ являются: разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли – акции; ограниченная ответственность акционеров по обязательствам общества в размере стоимости акции; уставная основа объединения, которая позволяет легко менять число участников и размеры акционерного капитала; разделение функции общего руководства (собрание акционеров) от управления хозяйственной деятельностью (дирекция общества) и т.п.

Характерные черты АО:

• является юридическим  лицом;

• несет имущественную  ответственность перед кредиторами;

располагает имуществом, полностью обособленным от имущества  отдельных акционеров;

• владеет наличным акционерным  капиталом, разбитым на части (акции).

Преимущества АО:

• способны привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций, ограничивают ответственность партнеров-акционеров стоимостью акций при общем экономическом  интересе;

• снижают предпринимательские  риски;

облегчают переливы капиталов из отрасли в отрасль.

 

1.4. Производственные  кооперативы (артели)

 

Определённое место  в системе коммерческих организаций  принадлежит производственному кооперативу (артель). Эта организационно-правовая форма хозяйствования представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля и др.), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Такие кооперативы несут  субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива (как и в хозяйственных товариществах) и осуществляют свою деятельность на основе устава с формированием органов управления (аналогично хозяйственным обществам). Но в отличие от последних управление производственным кооперативом осуществляется по принципу “один человек – один голос” и не зависит от величины его имущественного взноса.

Устав кооператива кроме общепринятых сведений должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибылей и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. В зарубежных странах эти кооперативы не получили столь значительного развития. Они не ориентированы на получение доходов и прибыли, их целью является оказание помощи членам кооператива и нуждающимся.

Преимущества производственного  кооператива в том, что прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. Законодательством не ограничивается число членов кооператива, что дает физическим лицам возможность организовывать кооперативы необходимого размера. Равные права всех членов в управлении кооперативом (поскольку каждый из них имеет только один голос) повышают заинтересованность кооператоров в успешной деятельности своей организации, стимулируют их личную инициативу.

Недостатки производственного  кооператива заключаются в том, что число членов в кооперативе  должно быть не менее 5 человек, а это  существенно ограничивает возможности их создания. Каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

 

1.5. Унитарные  предприятия

 

В ГК РБ содержится отдельный  параграф, посвящённый статусу государственных  и муниципальных унитарных предприятий. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации (предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия  должен содержать помимо общепринятых сведений, информацию о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

ГК РБ предусматривает  установление минимального размера  уставного капитала унитарных предприятий. Если стоимость чистых активов окажется ниже минимума, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия  классифицируются по характеру прав, на основе которых за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В данном случае различие состоит в том, что первые более самостоятельны (автономны). Эти предприятия не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на государственном уровне, их устав утверждается Правительством РБ.

Особенности унитарного предприятия по сравнению с другими  коммерческими организациями:

• в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен  принцип унитарности, т. е. соответствующая  коммерческая организация не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником  этого имущества остается учредитель такой организации, т. е. государство;

• имущество унитарного предприятия неделимо, и ни при  каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том  числе между работниками унитарного предприятия.

• право ответственности  сохраняется за учредителем, и имущество закрепляется за унитарным предприятием лишь на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

• во главе стоит единоличный  руководитель, назначаемый собственником  либо уполномоченным им органом и  им подотчетен.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - это предприятие, создаваемое по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительный документ унитарного предприятия - его устав, утверждаемый собственником предприятия. Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Собственник-учредитель должен:

а) назначить директора;

б) утвердить устав унитарного предприятия;

в) реорганизовать или ликвидировать  унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

г) осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

д) получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.

Некоторые особенности, не согласовываемые  учредителем унитарного предприятия. Без согласия собственника-учредителя унитарное предприятие не вправе:

а) продавать недвижимое имущество;

б) сдавать его в аренду;

в) вносить недвижимое имущество  в качестве вклада в уставный капитал  других обществ и товариществ. В  то же время, движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находится в  полном распоряжении унитарного предприятия.

Определение унитарного предприятия на праве оперативного управления - государственное казенное предприятие, создаваемое по решению Правительства РБ на базе имущества, находящегося в государственной собственности.

Учредительный документ - устав, утверждаемый Правительством РБ.

Собственник-учредитель вправе изъять:

• излишнее имущество;

• неиспользуемое имущество;

• используемое не по назначению имущество.

Казенные предприятия не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование унитарного предприятия  на праве оперативного управления должно содержать указание, что предприятие  казенное.

Некоторые отличия прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоят в содержании и объеме правомочий, получаемых ими от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет  большую самостоятельность в  управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления. Учредители унитарных предприятии, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РБ несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

 

1.6. Организационно-правовые  формы некоммерческих предприятий

 

Некоммерческие организации  – это юридические лица, у которых  извлечение прибыли не является основной целью, а полученная от предпринимательской  деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага.

Юридические лица, которые  относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий Беларуси