Особенности бизнес-планирования на примере промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в изучении теоретических и методологических основ бизнес-планирования на примере развития условного химического предприятия по производству минеральных удобрений с учетом реальной рыночной конъюнктуры.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих основных задач проекта:
изучение проблем экономики и планирования финансово хозяйственной деятельности путем анализа существующих подсистем функционирования;
•анализ рыночной конъюнктуры;
разработка проекта бизнес плана
•разработка предложений по совершенствованию экономической модели производственно-хозяйственной деятельности подразделений и всей системы компании в целом;
•оценка финансового положение предприятия и соответствия имеющихся финансовых Объектом проектирования выступает условное химическое предприятие, производящее минеральные удобрения. Непосредственно, предмет проектирования - бизнес-план развития данного предприятия с учетом реальной текущей рыночной конъюнктуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть ……………………………………………….5
1.1 Понятие планирования …………………………………………………..5
1.2 Задачи и содержание бизнес-плана ……………………………………..6
1.3Структура бизнес-плана…………………………………………………..7
2. Проектная часть……………………………………………………………13
Глава 2. Анализ отечественного рынка минеральных удобрений………...14
2.2 Планирование производственной мощности условного химического предприятия………………………………………………………………...…17
2.3 Профиль производственной мощности…………………………………..19
2.4 Сводный технико-экономический показатель……………..……………20
Заключение…………………………………………………………………….22
Литература……………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Biznes-Planirovanie_1_5.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

В резюме бизнес-плана, как правило, указывается:

·цель плана,

·потребность в финансах и их предназначение,

·краткое описание бизнеса и его целевого клиента,

·что делает бизнес фирмы непохожим на бизнес конкурентов,

·что именно должно вызывать доверие к фирме и ее бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и т.д.),

· кроме того, выдержки из основных финансовых предложений.

 
План маркетинга

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка - одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, параграф бизнес-плана, посвященный рынку и маркетингу, часто является наиболее трудным для написания.

Данный раздел призван объяснить своим потенциальным инвесторам и партнерам основные элементы своего маркетинга, т.е. для каждого товара (услуги) необходимо разработать свои собственные планы маркетинга. В данный раздел бизнес-плана любой предприниматель обязательно включает такие пункты, как цели и стратегии маркетинга, ценообразование, схема распространения товаров, методы стимулирования сбыта, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и ее товарах.

Предпринимателю необходимо убедиться, а, кроме того, и убедить инвестора в существовании рынка для своей продукции, в том, что он его понимает и сможет продавать свою продукцию.

В плане предприятия маркетинг занимает центральное место и предполагает обоснование основных позиций предприятия в направлении обоснования инструментов маркетинга. Исходной базой для этого плана служат данные о состоянии рынка.

Важным моментом является выбор инструмента исследования.

Кроме того, маркетинг привязан к горизонту планирования по времени. При разработке плана маркетинга нужно предусмотреть воздействие внутренних и внешних факторов. Выбор стратегии и формирование плана маркетинга увязывается с задачами и целями предприятия - ростом собственного капитала.

В плане маркетинга отображаются следующие основные элементы:

·Перечень товарной продукции или услуг для потребителя.

·Цена продукта и выбор стратегии ценообразования.

·Каналы сбыта продукции.

·Способы и формы организации рекламной компании.

·Рекламный (маркетинговый) бюджет.

Цели и стратегии маркетинга.

При рассмотрении данного пункта бизнес-плана необходимо на основе раздела "Резюме" детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг) в отдельности или в ассортименте, по проникновению на конкретные рынки, по выпуску новых товаров (услуг), по конкурентной борьбе на рынках сбыта и т.д. Целесообразно также определить, будет ли товар (услуги) первоначально внедряться на международном, общегосударственном или местном уровнях. После этого необходимо определить конкретные стратегии маркетинга для достижения каждой из поставленных целей. Существует 5 возможных концепций по определению стратегии маркетинга:

·концепция совершенствования производства, которая утверждает, что товары (услуги) найдут сбыт на рынке, если они будут широко распространены и доступны по цене;

·концепция совершенствования товара, утверждающая, что найдут сбыт те товары (услуги), которые отличаются наилучшим качеством, лучшими характеристиками;

·концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что товары (услуги) найдут сбыт на рынке, если фирма затратит значительные усилия и средства на сферу сбыта и стимулирования продаж;

·концепция маркетинга, утверждающая, что товары (услуги) найдут сбыт, если фирма верно определит нужды и потребности выбранного ею сегмента рынка и удовлетворит их более эффективно, чем конкуренты;

Ценообразование.

Процесс формирования фирмой рыночных цен на свои товары включает как минимум семь этапов: постановку задач ценообразования, определение спроса, оценку издержек, проведение анализа цен и товаров конкурентов, выбор метода установления цен, определение окончательной цены и правил ее будущих изменений, учет мер государственного регулирования цен.

Прежде чем приступить к рассмотрению методик ценообразования необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Экономисты выделяют 4 типа рынков, каждый из которых определяет свои способы в области ценообразования:

·на рынке чистой (совершенной) конкуренции продавцы не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, поскольку роль маркетинговых исследований, политики цен, рекламы и стимулирования сбыта минимальна;

·на рынке монополистической конкуренции продавцы, чтобы выделиться чем-то, помимо цены, широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи;

·на олигополистическом рынке продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинга друг друга, и поэтому олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цены;

·а на рынке чистой монополии монополист может установить цену с расчетом на покрытие издержек и получения хороших доходов, или любую другую.

Оценка риска

Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, которые угрожают ее существованию. Для любого предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться фирма.Открытие возникших негативных факторов перед потенциальными инвесторами может подорвать кредит доверия к проекту и лишить его финансирования. С другой стороны, определение и обсуждение риска в проекте демонстрируют квалификацию разработчиков и поднимают доверие инвесторов. Поэтому определение и обсуждение главных проблем и рискованных моментов служат развитию проекта. Оно включает описание опасных ситуаций в отрасли, на рынке сбыта, в сроках и финансировании начального этапа проекта. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибки в подборе руководящих кадров, кроме этого к рискам относятся пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты. Чем глубже предприниматель проработает эту проблему, тем проще и спокойнее ему будет исполнять бизнес-план. В этом разделе необходимо привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от них; указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для фирмы не представляет, в бизнес-плане необходимо на них остановится и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.

Финансовый план

Финансовый план - это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

Цель раздела - высветить основные пункты из массы финансовых данных, содержащихся в следующем разделе. При составлении финансового плана необходимо также учитывать риски, рассмотренные в предыдущем разделе бизнес-плана.

В финансовом плане предприятия (он обычно составляется на 3-5 лет) находят отражение:

·план доходов и расходов;

·план денежных поступлений и выплат;

·анализ состояния потока реальных денег (наличности);

·балансовый план;

Прогноз доходов и расходов составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.

План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей (эти данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.

Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.

Приложение к бизнес плану

Приложение к бизнес-плану обычно включает в себя расчеты конкретных параметров и показателей, анализ деятельности предприятия, предполагает расчет деловой активности предприятия. Данные оценки носят вероятностный характер. Также приложение может включать график подготовки производства и выпуска продукции, социально-экономическое значение проекта, акты профессиональных оценщиков и аудиторские заключения.

 

Глава 2. Проектная часть

2.1 Анализ  отечественного рынка минеральных удобрений

Химическая промышленность является из одной центральных отраслей современной мировой экономики. Она определяет развитие научно-технического прогресса, расширяет сырьевую базу промышленности, строительства, является необходимым условием интенсификации сельского хозяйства (производство минеральных удобрений).

Российские минеральные удобрения - одна из главных отраслей российской химической индустрии с годовым оборотом более 10 млрд. долларов. В 2011 году в России было произведено 18,79 млн. т удобрений, что составляет 105,1% к показателю 2010 года. За первые восемь месяцев 2012 года химическая промышленность выпустила 12,3 млн. т удобрений (98,4% к январю-августу 2011 г.) Минеральные удобрения содержат питательные элементы, которые вносятся в почву в минеральной форме, важнейшими из них для роста и развития считаются азот, калий и фосфор.

 Производство азотных удобрений

Современная азотная промышленность основывается на синтезе и последующей переработке аммиака, в себестоимости которого почти 50% затрат приходится на природный газ (как сырье и топливо).

"ЕвроХим" - крупнейший  в стране производитель минеральных  удобрений, входит в тройку европейских  и десятку мировых лидеров  отрасли. Основными производственными  структурами, входящими в холдинг, являются Невинномысский Азот и Новомосковский Азот. ОАО "Невинномысский Азот" является крупнейшим производителем азотных удобрений в России и ведущим химическим предприятием Южного федерального округа, а также одним из самых современных и эффективных производителей аммиака в России.

ОАО "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" (ОАО "ОХК "УРАЛХИМ") - одна из крупнейших компаний на рынке минеральных удобрений в Российской Федерации, СНГ и Восточной Европе. Компания является российским лидером в производстве аммиачной селитры и занимает второе место в России по объемам производства азотных удобрений. Компания "УРАЛХИМ" располагает мощностями для производства 2,5 млн. т аммиачной селитры, 2,8 млн. т аммиака в год. В 2011 году предприятия компании "УРАЛХИМ" произвели 25,5% аммиачной селитры, 15,7% российского аммиака, 8,6% карбамида, а также другие удобрения.

ОАО "Акрон" - значимый игрок российского сектора азотных удобрений, входит в число ведущих мировых производителей минеральных удобрений. В 2010 году общий объем производства азотных минеральных удобрений предприятия составил 2 260 тыс. т., включая аммиачную селитру, карбамид, карбамидо-аммиачную смесь, таким образом, завод увеличил объем производственных мощностей на 2,6% по сравнению с показателем 2009 года. Результаты 2011 года превзошли уровень 2010 на 7,1% (2 420 тыс. т).

Производство калийных удобрений

Что касается калийных удобрений, то в почве содержится калия больше, чем азота и фосфора, однако он представлен малорастворимыми алюмосиликатами. В доступном для растений состоянии калия в почве мало, поэтому возникает необходимость применения калийных удобрений. Эти удобрения необходимы для базовой модернизации сельского хозяйства страны и стабильного обеспечения продовольственной безопасности. Они влияют на урожайность и качество основных сельхозкультур (зерна, подсолнечника, картофеля), повышают их устойчивость к температурным колебаниям и оздоравливают почву. От внесения калийных удобрений прямо зависит такое перспективное направление, как плодоовощеводство закрытого грунта (теплицы), практически независимое от погодных перемен, позволяющее улучшить структуру питания населения, замещая дорогостоящий и нередко небезопасный для здоровья импорт. Эта технология требует масштабного производства водорастворимой калийной селитры. Динамика производства калийных удобрений в 1-ом квартале 2011 года и аналогичном периоде 2013 г.В 2014 году в России было выработано 7 630 тыс. т калийных удобрений (прирост к показателю 2010 - 6,2% и 63,5% к уровню 2009 года). За первые восемь месяцев 2013 г изготовлено на 3,5% удобрений меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В августе 2013 г было произведено 656 тыс. т калийных удобрений (99,7% к августу 2011г.)

Информация о работе Особенности бизнес-планирования на примере промышленных предприятий