Повышение эффективности использования муниципальной собственности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:55, курсовая работа
Описание работы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности. Объектом исследования в данной работе является вся муниципальная собственность, принадлежащая РФ.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………….5 Глава 1. Теоретические основы управления муниципальной собственности…………………………………………………...……….………7 1.1. Понятие муниципальной собственности…………………………………..7 1.2.. Состав муниципальной собственности, цели, задачи и принципы управления…………………………………………………..…………..………11 1.3.Субъекты управления имуществом…………….…………………………18 Глава 2. Анализ управления государственным имуществом……………………………. …………………………………..….21 2.1. Анализ деятельности органов управления имуществом РД………………………………………………………………………………..21 2.2. Оценка эффективности использования муниципальной собственности .................................................................................................................................25 Глава3. Совершенствование механизма управления государственным имущ еством……………………………………………………………………27 3.1. Экономические предложения по совершенствованию механизма управления имуществом РД…………………………………………………….27 3.2. Организационные предложения по совершенствованию управления имуществом РД…………………………………………………………………..29 Заключение………………………………………….…………………………. 32 Список использованной литературы……
Предприятия
фармацевтической промышленности, промышленности
медико - биологических препаратов.
Предприятия
и организации по производству спиртовой
и ликеро - водочной продукции.
В соответствии
с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.
№ 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» Правительством
РФ было установлено:
- что Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по управлению федеральным имуществом,
в том числе в области земельных отношений,
функции по оказанию государственных
услуг и правоприменительные функции
в сфере имущественных отношений.
что Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом находится в ведении Министерства
экономического развития и торговли Российской
Федерации.
- что Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои территориальные
органы.
- что основными
функциями Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом в
пределах установленных полномочий являются:
проведение
единой государственной политики в области
имущественных и земельных отношений;
осуществление
полномочий собственника в пределах и
в порядке, определенных федеральным законодательством,
в отношении имущества федеральных государственных
унитарных предприятий и государственных
учреждений (за исключением полномочий
собственника, которые в соответствии
с законодательством РФ осуществляют
иные федеральные агентства), акций (долей)
акционерных (хозяйственных) обществ и
иного имущества, составляющего казну
РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений
и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого
либо используемого не по назначению федерального
недвижимого имущества, передаче федерального
имущества физическим и юридическим лицам,
приватизации (отчуждению) федерального
имущества;
разграничение
государственной собственности, в том
числе на землю, на собственность РФ, собственность
субъектов РФ и собственность муниципальных
образований;
осуществление
полномочий собственника имущества должника
– федерального государственного унитарного
предприятия при проведении процедур
банкротства;
защита
имущественных и иных прав и законных
интересов РФ при управлении федеральным
имуществом и его приватизации на территории
РФ и за рубежом;
осуществление
учета федерального имущества и ведение
реестра федерального имущества.
Установлена предельная численность
работников центрального аппарата Федерального
агентства по управлению федеральным
имуществом в количестве 530 единиц (без
персонала по охране и обслуживанию зданий)
и предельную численность работников
территориальных органов в количестве
3251 единицы (без персонала по охране и
обслуживанию зданий).
1.2. Состав муниципального
имущества, цели, задачи и принципы управления
На современном этапе развития
экономики страны возникла необходимость
в проведения анализа и принятии решений
в области управления и распоряжения государственным
и муниципальным имуществом. Имеется объективная
потребность в создании стройной, экономически
и логически выверенной системы критериев,
в соответствии, с которыми государственная
собственность будет управляться эффективно
и под контролем общества.[14]
Осуществляемые в Российской
Федерации экономические реформы изменили
правовое, финансово-экономическое и социальное
положение государственных, муниципальных
предприятий и учреждений, их статус в
хозяйственной деятельности. Рыночные
механизмы ставят государственные и муниципальные
предприятия в принципиально новые отношения
с бюджетами, хозяйственными партнерами,
возникают новые экономико-правовые регуляторы.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации все формы собственности
равны, и предприятия, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, не имеют
преимуществ перед частными фирмами. Государство
действует в значительной мере по правилам
рыночной экономики. Это требует существенного
повышения эффективности системы управления
экономикой, в том числе – в сфере использования
государственного и муниципального имущества,
которую государственные и местные органы
власти имеют возможность регулировать
непосредственно. Анализ нормативно-правовых
актов показал, что основополагающими
законодательными документами, регулирующими
отдельные сферы управления государственным
и муниципальным имуществом, являются
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ
и иные нормативные акты. Действующее
законодательство не дает четкого определения
термина «имущество». Под имуществом следует
понимать совокупность вещей и материальных
ценностей, находящихся в собственности
юридического и физического лица, муниципального
образования или государства, либо принадлежащих
организациям на правах хозяйственного
ведения или оперативного управления,
а также имущественные права юридических
и физических лиц. [11]
Управление государственным
(муниципальным) имуществом представляет
собой управленческую деятельность в
интересах государства (местного сообщества),
связанную с установлением правил, условий
использования государственного (муниципального)
имущества, с учетом общественных ценностей
и достижения целей управления. Система
управления государственным и муниципальным
имуществом в Российской Федерации должна
строиться на обеспечении обороны страны
и безопасности государства, социальной
и политической стабильности общества,
защите нравственности, здоровья, прав
и законных интересов граждан. [3]
Управление государственным
имуществом в Российской Федерации осуществляется
на трех уровнях: федеральном, региональном
и муниципальном. При этом субъектами
управления выступают: Правительство
РФ и уполномоченные им органы, органы
государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления, юридические
и физические лица. В целях обеспечения
эффективного управления, распоряжения
и рационального использования государственной
собственности необходимо определить
единый орган, который бы проводил единую
государственную политику в области реформирования
имущественных отношений. Следует закрепить
роль местных органов власти по отношению
к использованию имущества, составляющего
муниципальную собственность и переданного
государственными органами.
Формирование нового организационно-экономического
механизма управления государственным
и муниципальным имуществом должно строиться
с учетом следующих элементов: – определения
целей, принципов управления имуществом;
– построения системы управления государственным
имуществом, определения основных задач,
функций и задач федерального органа по
управлению государственным имуществом,
порядка взаимодействия органов по управлению
государственным имуществом на федеральном
и региональном уровнях. Разграничения
полномочий и ответственности по управлению
государственным имуществом между федеральными
органами (Мингосимуществом РФ, Российским
Фондом федерального имущества, Федеральной
комиссии по ценным бумагам и т. д.), органами
власти субъектов Федерации и муниципальных
образований; – построения системы управления
муниципальным имуществом, разграничение
компетенции между представительной и
исполнительной властью муниципальных
образований в области имущественно-земельных
отношений. [7]
Система управления государственным
и муниципальным имуществом в Российской
Федерации должна рассматриваться как
совокупность подсистем обеспечения деятельности
органов управления имуществом – кадрового,
нормативно-правового, организационного,
инновационного, информационного, учетно-аналитического
и финансового обеспечения; – разграничения
государственной собственности в системе
управления государственным имуществом.
Основными принципами разграничения
государственной (муниципальной) собственности
являются законности и целесообразности;
социально-экономической обоснованности;
реальности и гласности; иерархичности
построения отношений собственности;
достаточности; локальности и ограниченности
использования собственности; инфраструктурной
целостности имущественного комплекса;
наивысшей эффективности использования
собственности, подконтрольности использования
собственности. Разграничение собственности
должно происходить в соответствии с наделенными
функциями и полномочиями органов управления
от федерального до местного уровня; –
подтверждения права собственности на
тот или иной объект определяется путем
записи в реестрах собственности.
Такой подход позволяет задать
единые целевые характеристики деятельности
органов по управлению государственной
и муниципальной собственностью; – создания
государственных и муниципальных предприятий
и организаций c использованием государственного
и муниципального имущества, на правах
оперативного управления и хозяйственного
ведения. Реализация данного положения
направлена на обеспечение единства государственных
(муниципальных) предприятий как единого
имущественного комплекса, что потребует
выработки стратегии их деятельности
на средне- и долгосрочный период, знаний
рыночной конъюнктуры, повышения квалификации
менеджеров.[18]
Устава предприятий; формировании
их имущества; определении целей и предмета
их деятельности; назначении руководителей
предприятия; принятии решения об изъятии
имущества; определении цен на готовую
продукцию или тарифы на услуги; установлении
объемов обязательных поставок для государственных
нужд; осуществлении контроля за сохранностью
имущества и его целевым использованием.
Кроме этого сегодня необходимо
рассматривать и такие методы, как реструктуризация
государственных предприятий; приватизация
государственного и муниципального имущества;
национализация собственности; банкротство
государственных казенных предприятий;
ликвидация объектов государственного
имущества; создание хозяйственных обществ
и товариществ с государственным участием;
реорганизация хозяйственных обществ
и товариществ в унитарные предприятия.
Также необходимо определить место и роль
представителей государства, субъекта
Федерации и муниципалитета в органах
управления хозяйственных обществ и товариществ
с государственным участием.
Решение этой проблемы позволит
повысить ответственность руководителей
перед государством за последствия принимаемых
решений, сохранность и эффективное использование
государственного имущества, а также результаты
финансово-хозяйственной деятельности.
Реализация этих положений потребует
дополнительной проработки в законодательных
и иных нормативных актах положений механизма,
позволяющего представителям контролировать
деятельность органов управления обществ
и товариществ с участием государства;
– определении методов управления государственным
и муниципальным имуществом.
Следует разделить эти методы
на организационно-правовые и организационно-экономические.
Под организационно-правовыми методами
понимаются прямые командно-распорядительные
воздействия на субъекты имущественных
отношений в форме прямых административных
указаний, установления правил, регулирующих
процессы передачи прав собственности,
выработки стандартных процедур и правил
управления имуществом.
К таким методам управления
имуществом отнесены: хозяйственное ведение,
оперативное управление пакетами акций
(долями, паями), участие в капитале и доверительное
управление, аренда и лизинг, наем и безвозмездное
пользование, залог и хранение, ипотека,
страхование и др.
Организационно-экономические
методы в сфере управления государственным
и муниципальным имуществом означают
целенаправленное воздействие государства
(муниципального образования) на имущественные
отношения, процесс управления и участвующих
в нем лиц через экономические интересы
субъектов имущественных отношений посредством
кредитно-денежной, бюджетной, налоговой
и таможенной политики.
К таким организационно-экономическим
методам отнесены: планирование; маркетинг;
контроль и мониторинг; аудит и оценка
эффективности использования имущества;
оценка имущества и бизнеса; консалтинг;
инвентаризация и учет; – распределения
доходов от использования государственного
и муниципального имущества и финансирование
деятельности по управлению имуществом.
[6]
Главной целью регулирования
доходов от использования имущества и
финансирования деятельности по управлению
имуществом является снижение нагрузки
на расходную часть бюджета и увеличение
поступлений в бюджет. Основным методологическим
положением является то, что участие в
прибыли от использования государственного
и муниципального имущества предполагает
получение дохода в федеральный, региональные
и местные бюджеты в виде дивидендов. Финансирование
деятельности системы органов по управлению
государственным и муниципальным имуществом
должно осуществляться за счет средств,
полученных от использования имущества;
– оценка эффективности использования
государственного и муниципального имущества.
Для этой цели имущество признается
приносящим доход и недоходным. Критериями
эффективности использования государственного
и муниципального имущества являются
коммерческая (финансовая), бюджетная
и народнохозяйственная эффективность,
которые имеют экономическое и социальное
содержание. [5]
Оценку эффективности использования
государственного и муниципального имущества
проводят государственные и муниципальные
органы по управлению имуществом. Результаты
должны учитываться при оценке руководителя
предприятия и организации, следует предусмотреть
зависимость оплаты его работы от достижения
эффективности деятельности.
Кроме перечисленных общих
элементов организационно-экономического
механизма управления государственным
и муниципальным имуществом следует рассмотреть
проблемы управления отдельными видами
имущества. Это, прежде всего, относиться
к управлению недвижимым имуществом, интеллектуальной
собственностью (нематериальными активами),
собственностью субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований.
Решение указанных выше проблем связано
с проведением активных научно-методических
разработок, изучением отечественного
исторического и зарубежного опыта в сфере
управления государственным и муниципальным
имуществом, приватизации и национализации.