Повышение эффективности использования муниципальной собственности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:55, курсовая работа
Описание работы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности. Объектом исследования в данной работе является вся муниципальная собственность, принадлежащая РФ.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………….5 Глава 1. Теоретические основы управления муниципальной собственности…………………………………………………...……….………7 1.1. Понятие муниципальной собственности…………………………………..7 1.2.. Состав муниципальной собственности, цели, задачи и принципы управления…………………………………………………..…………..………11 1.3.Субъекты управления имуществом…………….…………………………18 Глава 2. Анализ управления государственным имуществом……………………………. …………………………………..….21 2.1. Анализ деятельности органов управления имуществом РД………………………………………………………………………………..21 2.2. Оценка эффективности использования муниципальной собственности .................................................................................................................................25 Глава3. Совершенствование механизма управления государственным имущ еством……………………………………………………………………27 3.1. Экономические предложения по совершенствованию механизма управления имуществом РД…………………………………………………….27 3.2. Организационные предложения по совершенствованию управления имуществом РД…………………………………………………………………..29 Заключение………………………………………….…………………………. 32 Список использованной литературы……
В России
в процессе рыночных преобразований вновь
формируется управление государственной
собственностью. Однако до настоящего
времени такое управление остается неэффективным.
Сейчас Российская Федерация находится
на начальном этапе решения этой задачи.
Ранее отсутствовало представление о
том, что находится в собственности государства.
Реестр государственной собственности
появился недавно. В 2000 г. Правительством
РФ принято постановление «О реестре показателей
экономической эффективности деятельности
федеральных государственных унитарных
предприятий и открытых акционерных обществ,
акции которых находятся в федеральной
собственности». Этот нормативный акт
устанавливает порядок определения и
перечень показателей экономической эффективности
деятельности федеральных государственных
унитарных
предприятий и открытых акционерных обществ.
В оценке эффективности государственной
собственности существуют два подхода:
с учетом критерия рентабельности (как
для любого предприятия) и с учетом полезности
для всего народного хозяйства.
В первом
случае предприятие руководствуется рыночными
критериями прибыли, рентабельности, срока
окупаемости капитальных затрат. Во втором
случае критерием является удовлетворение
ряда общественных потребностей, создание
и использование необходимых общественных
благ. Такую эффективность принято называть
социальной. Она не зависит непосредственно
от окупаемости затрат и в большей степени
связана с возможностями государства
удовлетворять общественные потребности
(вклад государственного сектора в обеспечение
национальной безопасности, развитие
инфраструктуры, НИОКР, экологию и т. п.).
Критерием эффективности деятельности
государственного сектора служит также
его вклад в снижение издержек частного
предпринимательства и повышение его
конкурентоспособности.
Глава 3. Совершенствование
механизма управления муниципальным имуществом
3.1. Экономические
предложения по совершенствованию механизма
управления имуществом в РД
С целью совершенствования
механизма управления объектами муниципальной
собственности в РД выносится предложение
относительно системы учета объектов
недвижимости. Иными словами, необходимо
построение действенной системы учета
объектов недвижимого имущества, которая
признана отслеживать состояние объекта,
его характеристики с момента его проектирования
до конца жизни объекта с целью информирования
различных структур управления.[11]
Информационная база системы
учета объектов недвижимости является
основой для налогообложения и страхования
недвижимого имущества, статистики, оценки,
бухгалтерского учета, государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и оформлении сделок с ним, государственного
управления недвижимым имуществом и т.д.
Данные, полученные в результате проведения
технического учета, используются различными
государственными структурами: учреждениями
юстиции и статистики, правоохранительными
органами, органами прокуратуры, судебными
органами, налоговыми органами и органами
местного самоуправления, а также физическими
и юридическими лицами.[9]
Действенная система управления
государственным имуществом в регионе
должна обеспечить решение следующих
задач:
-полный учет недвижимости,
осуществляемый на базе эффективно
функционирующего кадастрового
и технического учета недвижимости;
-государственную регистрацию
прав на недвижимость и сделок
с ней;
-рыночную оценку недвижимости
для целей налогообложения, страхования,
ипотечного кредитования, оценка
вкладов при создании хозяйственных
обществ товариществ, определения
выкупной цены в договорах
купли-продажи и иных возмездных
сделках;
-эффективное управление
недвижимым имуществом, вовлечение
его в полноценный гражданский
оборот;
-формирование эффективной
системы контроля за использованием
и изменением недвижимости;
-подготовку доступной
и достоверной, достаточно полной
и оперативной информации о
недвижимости для граждан и
юридических лиц.
Методику проведения инвентаризации
и учета объектов государственной собственности
РД можно изменить. Можно разделить функции
кадастрового учета и технической инвентаризации
и функцию государственного регистрационного
учета. Оказание услуг по техническому
учету, инвентаризации объектов можно
возложить на децентрализованные учреждения,
частных предпринимателей, получившие
лицензию на этот вид деятельности. При
перераспределении функций в сфере учета
недвижимости - функция учета объектов
должна остаться прерогативой государства,
так как государство должно контролировать
все происходящее на рынке недвижимости.[9]
Привлечение частного сектора
к работам по инвентаризации объектов
недвижимости на основе лицензий позволит,
с одной стороны, снизить нагрузку на государственные
предприятия БТИ, способствуя тем самым
экономии бюджетных средств. С другой
стороны - подобная практика обеспечит
поддержку развития частного предпринимательства
и конкуренцию в данной области, что приведет
к сокращению бюджетных средств и времени,
затрачиваемых на эти работы. В то же время
лицензирование дает возможность органам
власти контролировать качество проделанных
работ и соблюдение стандартов.
Развитие конкуренции среди
исполнителей инвентаризации позволит
собственникам имущества выбирать того
из них, который сможет предоставить необходимый
уровень качества услуг по наиболее низким
ценам. В результате будет обеспечена
максимальная прозрачность ценообразования,
высокое качество предоставляемых услуг
и полная ответственность исполнителей
за выдаваемую информацию. Все это в итоге
приведет к повышению спроса на государственную
недвижимость и усиления интенсивности
оборота недвижимости в регионе.
Таким образом, может быть достигнута
одна из важнейших стратегических целей
государственной политики региона - создание
условий экономического развития республики
путем эффективного использования земли
и недвижимости всех форм собственности
для удовлетворения потребностей общества.
3.1 Организационные
предложения по совершенствованию управления
имуществом в РД
В данной части курсовой работы
выносится организационно-управленческое
предложение по совершенствованию системы
управления государственной собственностью
в РД, а именно совершенствование системы
информационного и аналитического сопровождения
деятельности органов государственного
управления.
Одним из наиболее важных вопросов,
без решения, которого невозможно повысить
эффективность работы региональных органов
власти, является реализация единого информационного
пространства.
Для реализации своих задач
и полномочий в области управления имуществом,
органам необходимо иметь эффективный
инструмент анализа и контроля использования
государственного имущества, который
должен обеспечить прозрачность и способствовать
совершенствованию всех процессов управления
имуществом.[6]
Во-первых, интегрированные,
комплексные информационные системы,
позволяют оперативно устанавливать и
регулировать правила работы с имуществом
в соответствии с меняющимися законодательными
требованиями. Внедрение и применение
современных информационных технологий
позволит автоматизировать все процессы
управления имущественным комплексом,
что сделает работу органов более эффективной.
Во-вторых, такая система позволит
сохранить достоверную информацию обо
всех объектах областного имущества, оперативно
контролировать правовое, техническое
и экономическое состояние имущества
(что необходимо для поддержки соответствующих
управленческих решений). Такая система
позволит исключить возможность случайного
(или преднамеренного) искажения данных
об имуществе (поскольку все изменения
сведений в единой базе должны происходить
в соответствии с утвержденным регламентом).
В-третьих, информационная аналитическая
система, соответствующая всем современным
требованиям в части предоставления необходимой
отчетности, позволит органам на всех
уровнях управления принимать оптимальные,
правильные и своевременные решения, направленные
на распоряжение конкретными объектами
собственности РД, а также контролировать
исполнение решений.
Государственная собственность
республики является важнейшим средством
регулирования всех социально-экономических
отношений в регионе, и, разумеется, региональные
органы государственной власти очень
заинтересованы в поиске более эффективных
механизмов управления государственной
собственностью и получения стабильных
источников бюджетных средств. Однако
различия в подходах и взглядах на проблему
совершенствования управления государственным
имуществом республики свидетельствуют
о том, что данный вопрос находится в состоянии
развития.
Пока еще не выработан единый
подход к инструментам, формам и методам,
позволяющим кардинально решить проблему
оптимального управления государственными
унитарными предприятиями и долями в уставных
капиталах организаций, повысить их экономическую
эффективность, четко определить роль
и место государственного сектора в экономике
региона.
Индикаторами достижения стратегической
цели совершенствования управления государственной
собственностью являются:
- доходы бюджета от
использования имущества, находящегося
в республиканской собственности;
- объем инвестиций привлеченных
в экономику республики;
- уровень рентабельности
предприятий госсектора (акционерных
обществ с долей области, государственных
унитарных предприятий;
- обеспеченность государственных
учреждений социального профиля
необходимым имуществом для оказания
качественных услуг населению республики.[9]
Последовательная, планомерная,
системная реализация по повышению управления
имуществом является предпосылкой качественного
улучшения инвестиционного климата в
регионе.
Для Республики Дагестан в настоящее
время имеют особенное значение процессы
кластеризации. Участие организаций государственного
сектора наряду с частными структурами
в кластерах позволит создать благоприятные
условия для повышения их инвестиционной
привлекательности, расширить круг субъектов,
заинтересованных в их эффективной деятельности,
и, в конечном счете, будет способствовать
достижению более высоких результатов.
Ожидаемыми результатами могут
стать: обновление основных фондов, внедрение
ресурсосберегающих технологий, рост
доходов от использования государственной
собственности, решение многих социальных
задач.
Заключение
Изучение теоретических основ системы
управления государственным и муниципальным
имуществом в современной российской
экономике позволило сделать следующие
выводы.
Государственной собственностью в РФ
признается два вида имущества: принадлежащее
на праве собственности РФ - федеральная
собственность, и имущество, принадлежащее
на праве собственности субъектам РФ -
собственность субъектов РФ. Земля и другие
природные ресурсы, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц либо муниципальных
образований, являются государственной
собственностью.
Имущество,
принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям, является
муниципальной собственностью.
Право государственной собственности
характеризуется множественностью субъектов,
в роли которых выступают Российская Федерация
в целом (в отношении имущества, составляющего
федеральную собственность) и ее субъекты
- республики, края, области и т.д. (в отношении
имущества, составляющего их собственность).
Следовательно, субъектами права государственной
собственности выступают именно соответствующие
государственные (публично-правовые) образования
в целом, т.е. Российская Федерация и входящие
в ее состав республики, края, области
и т.д.
Субъектами права муниципальной собственности
объявлены городские и сельские поселения
и другие муниципальные образования в
целом.
В качестве
объектов как государственной, так и муниципальной
собственности могут выступать различные
виды недвижимости, включая земельные
участки, предприятия и другие имущественные
комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения,
здания и сооружения производственного
и непроизводственного назначения, а также
оборудование, транспортные средства
и иные "средства производства" и
предметы бытового, потребительского
характера.
В зарубежной практике управления имуществом
широко применяются механизмы партнерства
публичного (государственного и муниципального)
и частного секторов экономики, опирающиеся
на сотрудничество между государственными
и частными организациями в решении общественных
проблем.
Целью управления имуществом является
удовлетворение общественных потребностей,
выполнение внутренних и внешних обязательств
Правительства и мобилизация доходов
в бюджетную систему. Оно осуществляется
на основе законодательства, указов Президента
РФ (по вопросам, по которым не приняты
законы) и включает пользование, отчуждение,
сдачу в аренду, передачу в залог, в доверительное
управление и другие операции.
Для формирования рыночных отношений,
развития инициативы, индивидуального
и коллективного предпринимательства
в России с 1992 г. проводится приватизация
государственного и муниципального имущества
по решению уполномоченных на то государственных
органов.
Список использованной литературы:
1. Акофф Р. менеджменте
/ Пер. с англ. под ред. Л.А.Волковой.
– СПб.: Питер, 2011г.
2. Бандурин В.В., Касаткин
В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования
системы управления государственной
собственностью. – М.: Полиграфресурсы,
2010г.
3. Брицкий Г.О. Механизмы
обоснования принятия и мониторинга
нормотворческих решений.
4. Де Брюйн Х. Управление
по результатам в государственном секторе2012г.
5. Кошкин Л.И., Соловьев
М.М., Киммельман С.А. Земельно-имущественные
отношения и недропользование2011г.
7. Новрузов Р. Об эффективности
управления государственной собственностью
// Проблемы теории и практики
управления. – 2011г.
8. Пащенко Е.Г., Нахратов
В.В. Земельные отношения в современном
мире 2012г.
9. Райзберг Б.А., Буряк
В.Ю. Методологические подходы к
оценке эффективности управления
государственной собственностью
2013г.
10. Саймон Г., Смитбург
Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях
2011г.
11. Смирнов Э. А. Разработка
управленческих решений: Учебник
для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Менеджмент».
2009г.