Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:32, реферат
Кадровая политика в условиях рынка отводит человеческой личности, ее способностям и профессиональному мастерству главное место. Поэтому подбор и оценка персонала — очень важная функция работы любого руководителя. Ошибки в этом деле могут обойтись очень дорого. Способностью правильно оценивать квалификацию, преданность фирме и умение сотрудников работать в коллективе должен владеть каждый управленец.
"Хорошие" вопросы
кандидата:
Классификация психотипов личностей
Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей.
Существует множество
критериев классификации
• достаточно популярное
деление на астеников, пиквиков и атлетов,
сангвиников (сильный, уравновешенный,
подвижный), холериков (сильный, неуравновешенный),
флегматиков (сильный, уравновешенный,
инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный,
инертный);
Из числа рассмотренных
выше психотипов личности наибольшее
практическое значение для делового общения
имеет деление по темпераменту, под которым
понимается определенное соотношение
степени эмоциональной стабильности и
ориентации либо на самого себя, либо во
внешний мир, на окружающих. Здесь важно
учитывать, что
Начнем с холерика. У него нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, быстр, находчив в споре, зато не обидчив и незлопамятен. Отсюда следует, что он предрасположен к конфликтам, не умеет слушать других, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т. е. не годится для рутинной работы с бумагами, персональными компьютерами и требующих терпения длительных деловых переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель — флегматик.
Иным набором личностных качеств обладает сангвиник: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, не конфликтен, умеет слушать других людей. Вместе с тем, его ориентация на одушевленные предметы не позволяет ему кропотливо работать с деловыми документами, персональными компьютерами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.
Главное качество флегматика — ориентация на неодушевленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию нередко запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это — идеальный бухгалтер.
«Недоразумение природы» — так некоторые называют меланхолика. Его главная черта — обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника или музыканта, но отрицательно сказывается на деловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности. Наряду с этими качествами общение с другими людьми затрудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации, но создает прекрасные предпосылки для деятельности, например, в области рекламы.
Под социально-психологическими качествами имеются в виду социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Этот подход характерен для Мертона (конформистский и девиантный типы) и Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д.
Интересную классификацию предложил российский ученый В.М. Шепель:
• коллективисты
— общительные работники, активно
сдерживающие общественные начинания;
Об оценке моральной надежности персонала
Моральная надежность
является одной из важных составляющих
профессиональной пригодности сотрудников
как государственных, так и негосударственных
учреждений, предприятий, фирм. Лица, обладающие
надежностью, сохраняют лояльность
к организации, в которой работают,
чувствуют себя "привязанными"
к ней, сама работа представляет для
них высокую мотивационную
Данное качество не является раз и навсегда заданным. Степень надежности зависит от разных причин и может меняться
у людей в связи
с изменением жизненных условий,
столкновением с нестандартными
и особенно экстремальными (чрезвычайными),
кризисными ситуациями. В таких ситуациях
бывает весьма важно предупредить ненадежное
поведение лиц, уже обладающих для
этого некоторыми субъективными
предпосылками, — моральными пороками
или иными личностными
Меры, способствующие предупреждению ненадежности
Основной акцент в обеспечении безопасности работы фирмы должен быть сделан на недопущение случаев нарушения лояльности предприятию, фирме или создание обстановки и условий, при которых эти случаи были бы сведены к минимуму.
Можно выделить следующие меры, способствующие повышению надежности и предупреждению нелояльности сотрудников любой организации.
Проведение серьезного и всестороннего отбора кадров
с его помощью
уменьшается вероятность ошибки
в оценке кандидатов и зачисления
на работу лиц, имеющих серьезные
личностные недостатки, моральные дефекты,
порочащие их социальные связи. В этих
целях представляется важным:
В этот документ обязательно должен включаться пункт о том, что в случаях проявления моральной ненадежности или выявления фактов нелояльности, наносящих ущерб фирме, ее руководство оставляет за собой право наказать сотрудника в соответствии с существующим законодательством и установленными правилами внутреннего распорядка (сделать замечание, вынести выговор, лишить премии, предупредить об увольнении, уволить и даже привлечь к судебной ответственности).
При этом кандидат
должен быть информирован о том, что
может последовать в случае нарушения
конкретных норм установленной дисциплины.
На этапе отбора
оценка кандидата может быть лишь
вероятностной. Поэтому для всех
без исключения принимаемых на работу
лиц необходим испытательный
срок от 3 недель до 3 месяцев, в процессе
которого можно было бы лучше оценить
их деловые и морально-
После принятия решения
об испытательном сроке полезно
ознакомить кандидата с его
Создание условий, при которых сотруднику было бы невыгодно наносить ущерб фирме
Следует также использовать систему мер по формированию у сотрудников сознания принадлежности к фирме с тем, чтобы они считали ее "своей", а в случае личных проблем обращались за помощью по месту работы.
Предупреждение
ситуаций, при которых сотрудник
или близкие ему люди могут
оказаться в безвыходном, критическом
положении при возникновении
острых жизненных проблем. Профилактика
таких ситуаций (долгов, материальных
затруднений и др.) может осуществляться
путем кредитования сотрудников, организации
кассы взаимопомощи и др. Сотрудники
должны быть уверены в том, что, в
случае возникновения у них
Введение прогрессивной системы материального и иных видов стимулирования, которые сотрудник не сможет получить в конкурирующих организациях, дополнительно "привязывающих" его к фирме. Такое стимулирование может осуществляться в форме поощрений за добросовестную работу, соблюдение трудовой дисциплины и лояльность фирме (вручение премий, ценных подарков, туристических путевок и др.).
Проведение мероприятий,
направленных на создание и укрепление
в фирме морально-
Периодические аттестации
сотрудников, во время которых в
числе других необходимо дать ответы
на следующие вопросы:
Формирование сплоченности
сотрудников в коллективе не должно
означать круговой поруки, попустительства,
когда случаи явного отступления
от принятых норм замалчиваются, сотрудники
покрывают нарушения дисциплины
их коллегой и не доводят эти факты
до сведения руководства. Каждый такой
случай должен стать известным руководителю.