Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа
В современной России проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и государственных организаций, в последнее время обсуждаются активно. Не остаётся без внимания и образ современной российской армии. Это понятно, ведь привлекательность имиджей определяет спрос на тот или иной товар или вид деятельности. Военная организация, имея негативный образ, становится неконкурентоспособной по сравнению с другими организациями и социальными институтами. Имидж армии формируется в социальной среде, обусловлен процессами социального взаимодействия, отношениями, преобладающими в обществе. Использование возможностей социологического анализа применительно к изучению имиджа армии является достаточно продуктивным и в то же время конструктивным способом его осмысления.
Введение 3
Глава I. Общие принципы военной реформы 5
1.1. Понятие имиджа применительно к военному сектору 5
1.2. Военное - политическая обстановка в России 9
1.3. Значимость военных реформ в российской политике 13
1.4. Состояние и перспективы развития военной реформы Россия в XXI веке 17
Глава II. Сравнительный анализ политических деятелей 21
2.1. Анализ деятельности Сердюкова А.Э. в военной политике с 2007-2012гг. 21
2.2. Анализ деятельности Шойгу С. К. в военной политике 24
Глава III. Формирование образа военных реформ современной России 26
3.1. Имидж армии в современной России 26
3.2. Образ военных реформ в России после Сердюкова А.Э. 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Отсутствие необходимой и максимально полной, достоверной информации, а тем более попытки искусственно закрыть общественно значимые, «острые» темы от внимания граждан России, явно-таки не увеличивают авторитета «военных реформаторов», отрицательно влияют и на имидж вооруженных сил в целом. Тем более что возникающие и даже обостряющиеся в процессе нынешней «реформы» трудноразрешимые армейские проблемы, затрагивающие к тому же сотни тысяч людей, неизбежно обращают на себя пристальное внимание гражданского общества.11
Являясь частью российского общества, само армейское сообщество, люди в военной форме, не только не существуют в изоляции от гражданского населения страны, но и многими тысячами «нитей» неразрывно связаны с ним. Ведь в военных структурах трудятся сотни тысяч гражданских специалистов (более того, их число в вооруженных силах «нового облика» во многих армейских учреждениях и войсковых частях предполагается увеличить). Для сотен тысяч членов семей военнослужащих армейские заботы и проблемы стали весьма значимой частью их повседневной жизни. Да и миллионы ветеранов армейской службы остаются связанными с вооруженными силами не только ностальгическими воспоминаниями, но и профессиональным опытом, пониманием особой важности поддержания обороноспособности страны на необходимом уровне. А значит полностью поставить заслон на пути распространения объективной, и прежде всего проблемной информации из войск не под силу даже самому ретивому «реформатору».12
Любые массовые информационные потребности в демократическом обществе отражают насущные интересы людей не только в самой информации. Доступ к ней позволяет им реализовывать и обеспечивать свои основополагающие жизненные интересы, в том числе в сфере личной и общественной безопасности.
Все это, во-первых, вызывает
необходимость мониторинга, изучения
и максимально полного
Общественный интерес
к армейским темам, что показывает
опыт мониторинга прежде всего интернет-СМИ
(как наиболее массовых сегодня и,
как правило, обладающих каналами обратной
связи с читателями – за счет
использования интерактивных
Людей сугубо гражданских, особенно
читателей всевозможных неспециализированных
новостных сайтов и интернет-версий
массовых изданий вроде «Комсомольской
правды», «Московского комсомольца» или
«Жизни», если судить по количеству и
тематической направленности комментариев,
больше всего затрагивают сенсационные
разоблачения случаев коррупции, неуставных
взаимоотношений, межнациональных
конфликтов и тому подобных эксцессов
в армейской среде. Причем это
не просто, так сказать, проявление
«праздного обывательского любопытства»
или «тяги к жареным фактам».
В данном случае играет свою роль и
психологический фактор, связанный
с тем, что весьма значительное количество
наших сограждан имеют сыновей
(племянников, внуков) призывного и
допризывного возраста, что в условиях
смешанного принципа комплектования российских
вооруженных сил порождает
Людей военных, значительная
часть которых обладает своеобразным
менталитетом, «стержнем» которого остается
мотивация на служение интересам
вооруженной защиты Отечества, затрагивают
публикации иной тематической направленности.
Разумеется, они также озабочены
своим личным настоящим и будущим,
особенно в условиях перехода к «новому
облику» вооруженных сил. Однако
не в меньшей степени
Исходя из вышесказанного, представляет интерес реакция российской общественности на два наиболее резонансных, хотя и, скажем так, разножанровых события, связанных с вооруженными силами, пик которой пришелся на март 2009 года.
Первое событие – инцидент с тремя солдатами-срочниками в полку постоянной боевой готовности ДВО, дислоцированном в городе Бикин Хабаровского края, о котором 27 февраля и 3 марта первоначально сообщил челябинский региональный выпуск газеты «Комсомольская правда». После этих публикаций и их размещения в интернет-версии газеты информация о случившемся прошла еще в целом ряде региональных дальневосточных и центральных средств массовой информации.
Здесь вряд ли есть необходимость
вдаваться в подробности
Тон комментариев вполне объясним
с учетом особой «болезненности»
для российского массового
Однако уже через несколько
дней широкий общественный интерес
к данному событию иссякает: количество
комментариев резко уменьшается, а
затем и вовсе прекращается их
размещение в интернет-версии «Комсомольской
правды». Затронутая и вызвавшая
столь эмоциональный резонанс тема,
по сути дела, отходит на задний план,
заслоняется массой иных информационных
сообщений и ссылок на них, уже
никак не связанных не только с
вышеупомянутой, но и вообще с армейской
темой. Впрочем, нельзя исключать, что
это связано не только с особенностями
массовой психологии, присущими данной
аудитории. Нельзя исключать и того,
что определенными
Второе событие – информация о предстоящем расформировании 67-й отдельной бригады специального назначения Сибирского военного округа, дислоцированной в Бердске, о чем также последних числах февраля сообщило региональное интернет-издание НГС.НОВОСТИ. В начале марта эта новость была подхвачена и растиражирована целым рядом СМИ, в том числе и центральных. Несмотря на то, что указанное событие могло быть интересным лишь для определенной целевой аудитории (армейских профессионалов, ветеранов спецподразделений, членов их семей), уже в первые сутки на интернет-сайт регионального СМИ поступило около 500 комментариев, то есть примерно в десять раз больше, чем по поводу публикации о бикинском инциденте.
При этом характер оценок события также был почти однозначен, и содержал резкое неприятие позиции министерства обороны и предложения «подняться на защиту» бердской бригады спецназа и в целом «против военных реформ Сердюкова». Нейтральные, а тем более в той или иной степени выражающие согласие с ликвидацией бригады отзывы, как можно было убедиться, зайдя на интернет-сайты региональных изданий НГС.НОВОСТИ14 и «Курьер. Среда. Бердск», составляли очень незначительную часть от общего числа комментариев.
Еще одна характерная особенность
– общественный интерес ко второму
событию, в отличие от первого, не
только не угасал, но и в течение
всего марта 2009 года расширялся, вовлекая
в обсуждение проблемы все новых
пользователей интернета. Более
того, за словами последовали и
действия, а информационные сообщения
и интернет-дискуссии о
Все эти акции широко освещались
не только региональными, но и центральными
СМИ. Кроме того, на волне интереса
к проблемам «оптимизации»
В результате руководству министерства обороны и военным информационным структурам пришлось хотя бы частично отступить от ставшего уже традиционным для них в последние месяцы замалчивания реальных проблем, возникающих в процессе массовых сокращений армейских профессионалов. И первоначальный отказ информационных структур Сибирского военного округа от каких-либо комментариев и даже от общения с журналистами «по теме реформированного облика СибВО» 16сменился появлением в информационном пространстве первых лиц военного ведомства, в частности начальника Генерального штаба. А также размещением на официальном интернет-сайте МО РФ сообщений, в которых просматривается попытка хоть как-то отреагировать на массовые протесты против явно непродуманного сокращения элитных армейских частей и соединений и неопределенности судьбы значительного количества офицеров
Однако, как уже отмечено, резонансные события, аналогичные обоим упомянутым выше, требуют от военных информационных структур не просто вынужденного, «пожарного» реагирования. А реагирования высоко профессионального, порой даже – упреждающего, причем не только со стороны служб информации (пресс-служб) министерства обороны или соответствующего Главкомата, но и на уровне, что называется, максимально приближенном к месту событий. Но именно с этим в условиях перехода к «новому облику» возникают почти неразрешимые проблемы.17
Дело в том, что Службы
информации и общественных связей (СИ
и ОС) военных округов, а также
офицеры, отвечавшие за взаимодействие
со средствами массовой информации в
общевойсковых армиях и войсковых
соединениях, стали первыми жертвами
пресловутого «распогонивания» целого
ряда должностей в органах военного
управления. Именно их в первую очередь
и коснулись организационно-
К примеру, в Дальневосточном военном округе до этого имелось 8 должностей офицеров, в том числе 5 – непосредственно в Службе информации и общественных связей ДВО. Все они попали под сокращение и были замещены… двумя гражданскими должностями (в дополнение к имевшимся ранее еще двум).
Выведенные за штат, в распоряжение, офицеры ожидают увольнения из вооруженных сил, и службой информации и общественных связей округа по состоянию на март 2009 года должен руководить уже гражданский специалист в ранге «ведущего документоведа» с ежемесячной зарплатой порядка 8500 – 9000 рублей. Однако подходящего специалиста на ответственную должность, но, увы, с абсолютно неадекватным денежным вознаграждением не нашлось. Итог этих преобразований вполне закономерен: для офицеров информационных структур (размер только ежемесячного денежного довольствия которых превышал предлагаемую ныне оплату труда в 2,5 - 4 раза, плюс установленные для военнослужащих социальные гарантии и льготы) они означают утрату прежнего статуса и перспектив, а значит и мотивации службы. Все это уже привело к резкому снижению эффективности и результативности СИ и ОС, фактически к параличу ее деятельности.
А поскольку общественно значимые события, в том числе и упомянутого выше резонансного характера, в армии неизбежно будут происходить и далее, неизбежно встанут вопросы: кто будет на должном профессиональном уровне организовывать их трансляцию и интерпретацию для гражданских СМИ и работать с гражданскими журналистами? Непрофессиональная же работа или попытки скрыть «неприятную» информацию, как уже не раз случалось ранее, будут вновь и вновь оборачиваться серьезными имиджевыми потерями для российских вооруженных сил.
На пороге подобной же «оптимизации»
в настоящее время стоят и
ведомственные военные средства
массовой информации. Офицерам – военным
журналистам газет военных