Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является формирование теоретических и практических основ составления бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
понять необходимость и сущность бизнес - планирования;
рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
экономически обосновать целесообразность реализации бизнес-плана;
Введение 2
Раздел 1. Теоретические исследования по проблеме
бизнес-планирования 3
1.1 Понятие бизнес-плана 3
1.2 Цели, задачи и функции бизнес-плана 6
1.3 Структура бизнес-плана 9
1.4 Компьютерные технологии в бизнес-планировании 12
Раздел 2. Разработка бизнес-плана 15
2.1 Резюме 15
2.2 Краткая характеристика предприятия 17
2.3 Рынок и конкуренция 20
2.3.1 Характеристика продукции 20
2.3.2 Характеристика рынков 24
2.3.3 Конкуренция 25
3. План маркетинга 26
4. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой
Деятельности 28
5. План производства 29
6. Оценка рисков и страхование 30
7. Финансовый план 32
Заключение 33
Список литературы
В последнее время бизнес - планирование занимает немалое место в деятельности фирмы. Бизнес-план необходим как при создании малого, среднего или крупного бизнеса, так и для его модернизации или реструктуризации. Он является одним из основных документов, определяющих стратегию развития бизнеса, в нем более подробно разбираются экономические и финансовые вопросы, дается технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Но ценность бизнес-плана не ограничивается бизнес – предложением при переговорах с будущими партнерами. Он так же важен для управленческого персонала не только потому, что определяет цели, задачи и время их достижения, но и позволяет обнаружить проблемы перед тем, как привлекать заемные ресурсы.
Цель – это желаемое состояние будущего, которого и пытается достичь организация. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некоего результата, а цели позволяют как определить, так и достичь эту информацию до сотрудников и общества.
План является «маршрутом» движения организации к поставленным целям. Реально маршрут предполагает размещение и распределение ресурсов фирмы, компании, организации во времени и в пространстве, используя которые, организация достигнет поставленных целей.
Планирование – это процесс определения целей организации и средств их достижения.
По существу процесс планирования направлен на выработку обращений. Фирма вырабатывает в процессе планирования обращение к внешним и внутренним (по отношению к фирме) аудиториям.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
В основе бизнес-планирования лежит разработка бизнес-плана.
Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляются управление предприятием и контроль за его деятельностью.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью
его использования для
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о представлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия независимо от его размеров. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджер данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
1.3 Структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана зависит
от характера бизнеса, целей плана, требований
потенциального инвестора. Бизнес-план
должен содержать следующие разделы:
- исполнительное резюме;
- общее описание предприятия;
- продукция и услуги;
- маркетинг;
- производственный план;
- управление и организация;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- приложения.
"Исполнительное резюме" является
первым разделом бизнес-плана и является
его сокращенной версией, содержит
краткое описание компании, наиболее
привлекательные моменты из всех остальных
разделов, положительные аспекты
предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых
инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый
срок возврата средств.
В "Общем
описании предприятия" необходимо охарактеризовать
предприятие и его положение на рынке,
назвав организационно-правовую форму
предприятия, перечислив основные виды
деятельности, владельцев предприятия,
достижения, основные финансовые показатели,
отличия данной компании от конкурентов,
проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел "Продукция и услуги" содержит
описание товаров и услуг, предлагаемых
предприятием, возможностей их использования,
соответствия стандартам, их привлекательных
сторон, анализ продукции конкурентов,
степень готовности продукции или услуг
к выходу на рынок.
Цель
раздела бизнес-плана "Маркетинг"
- разъяснить, как бизнес намеревается
добиться успеха на рынке. Раздел содержит
маркетинговый анализ (характеристики
рынка, потребителей продукции, конкурентов)
и маркетинговый план (стратегия продвижения
продукции на рынок – ценовая политика,
реклама, система продаж, послепродажное
обслуживание, объемы продаж).
Раздел
"Производственный план" содержит
описание технологического процесса и
изменений, которые должны произойти по
мере развития предприятия. Необходимо
отразить общий подход предприятия к организации
производства, перечень источников сырья
и материалов, технологического оборудования
(наименование и основные характеристики),
потребности предприятия в помещениях,
коммуникациях, источниках энергии, требования
в отношении трудовых ресурсов (персонал,
условия оплаты и стимулирования, условия
труда, структура и состав подразделений,
обучение персонала, предполагаемые изменения
в структуре персонала по мере развития
предприятия).
В разделе
"Управление и организация" нужно
коротко представить основных участников
предприятия (предприниматель, его партнеры,
инвесторы, члены совета директоров, занимающие
ключевые посты сотрудники и т.д.), привести
организационную схему предприятия, показывающую
внутренние связи, обязанности и разделение
ответственности в рамках организации.
Цель "Финансового
плана" заключается в том, чтобы сформулировать
и представить детальную систему проектировок,
отражающих ожидаемые финансовые результаты
деятельности компании. Для уже существующего
бизнеса целесообразно показать финансовые
данные за предыдущие годы. Необходимо
также в ясной и сжатой форме изложить
все предположения, которые стали основой
представляемых проектировок. Можно рассмотреть
в финансовом плане несколько возможных
сценариев развития компании.
Финансовый план должен содержать график
выполнения работ и потребностей в финансовых
ресурсах для их реализации (предполагаемые
источники и схемы финансирования, ответственность
заемщиков и систему гарантий, график
погашения кредитов), подробную смету
расходов.
В финансовый план включают
отчет о движении денежных средств, отчет
о прибылях и убытках, показатели эффективности
проекта (внутренняя норма доходности,
NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности,
точка безубыточности, операционный рычаг
и т.д.).
В разделе "Оценка рисков"
требуется ориентировочно оценить, какие
риски наиболее вероятны для проекта и
во что они в случае их реализации могут
обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать
риски и возможные потери от них?" должен
состоять из двух частей: описание организационных
мер профилактики рисков и изложение программы
самострахования или внешнего страхования.
В "Приложения"
включаются документы, которые могут служить
подтверждением или более подробным объяснением
сведений, представленных в бизнес-плане.
К таковым могут относиться резюме руководителей
предприятия или проекта, подтверждающие
их компетенцию и опыт работы, результаты
маркетинговых исследований, заключения
аудиторов, фотографии образцов продукции,
подробные технические характеристики
продукции, план предприятия (и прилегающей
территории), контракты и договоры, лицензии,
разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.
1.4. Компьютерные технологии в бизнес-планировании
В процессе бизнес-планиро вания существенное место занимают расчеты динамических рядов достаточно широкого круга показателей.
Расчеты ведутся с учетом элементов прогнозирования, привлечения экспертных оценок будущего состояния того или иного финансового и производственно-экономического процесса не только на конечный момент реализации проекта, но и в варианте поквартального (помесячного) описания ситуации.
Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и приведения разновременных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество бизнес-планов.
В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов. Наиболее часто в нашей стране применяются пакеты прикладных программ COMFAR (Computer model for reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and preappraisal information system), созданные при ЮНИДО – Комиссии Организации Объединенных Наций по промышленному развитию; пакет «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и пакет «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг». Системы типа «Microsoft project», «Timt line» и «Primavera» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая длительность и затраты по его стадиям, и применяются в основном как системы управления проектами.
В практике бизнес-планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета на всех стадиях подготовки бизнес-плана, таких как:
1) формирование бизнес-идеи;
2) исследование товарных рынков;
3)
исследование фирменной
4) изучение потребителей;
5)
формирование товарной
6) сервисное обслуживание;
7) формирование гибкой стратегии ценообразования;
8)
реализация товаров через
9) применение платежных систем Интернета;
10) реклама;
11) связи с общественностью;
12)
совершенствование систем
13) реклама бизнес-плана;
14) презентация бизнес-плана;
15)
проведение переговоров с
В последнее время в связи с высокими потребностями рынка и постоянным обновлением технического и программного компьютерного обеспечения появляются более совершенные версии существующих программных продуктов и принципиально новые продукты.