Разработка бизнес плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является формирование теоретических и практических основ составления бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
понять необходимость и сущность бизнес - планирования;
рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
экономически обосновать целесообразность реализации бизнес-плана;

Содержание работы

Введение 2
Раздел 1. Теоретические исследования по проблеме
бизнес-планирования 3
1.1 Понятие бизнес-плана 3
1.2 Цели, задачи и функции бизнес-плана 6
1.3 Структура бизнес-плана 9
1.4 Компьютерные технологии в бизнес-планировании 12
Раздел 2. Разработка бизнес-плана 15
2.1 Резюме 15
2.2 Краткая характеристика предприятия 17
2.3 Рынок и конкуренция 20
2.3.1 Характеристика продукции 20
2.3.2 Характеристика рынков 24
2.3.3 Конкуренция 25
3. План маркетинга 26
4. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой
Деятельности 28
5. План производства 29
6. Оценка рисков и страхование 30
7. Финансовый план 32
Заключение 33
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая бизнес-планирования.docx

— 457.35 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Содержание.

 

Введение                                                                                                       2

Раздел 1. Теоретические исследования по проблеме

бизнес-планирования                                                                                   3

1.1 Понятие бизнес-плана                                                                            3

1.2 Цели, задачи и функции  бизнес-плана                                                 6

1.3 Структура бизнес-плана                                                                        9

1.4 Компьютерные технологии  в бизнес-планировании                          12

Раздел 2. Разработка бизнес-плана                                                             15

2.1 Резюме                                                                                                     15

2.2 Краткая характеристика  предприятия                                                  17

2.3 Рынок и конкуренция                                                                             20

2.3.1 Характеристика продукции                                                                20

2.3.2 Характеристика рынков                                                                      24

2.3.3 Конкуренция                                                                                         25

3. План маркетинга                                                                                       26

4. Анализ производственно-хозяйственной  и финансовой 

    Деятельности                                                                                             28

5. План производства                                                                                    29

6. Оценка рисков и страхование                                                                  30

7. Финансовый план                                                                                      32

Заключение                                                                                                    33

Список литературы                                                                                       35

Приложение                                                                                                   37

 

 

 

 

 

Введение 

 

     В последнее время бизнес - планирование занимает немалое место в деятельности фирмы. Бизнес-план необходим как при создании малого, среднего или крупного бизнеса, так и для его модернизации или реструктуризации. Он является одним из основных документов, определяющих стратегию развития бизнеса, в нем более подробно разбираются экономические и финансовые вопросы, дается технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Но  ценность бизнес-плана не ограничивается бизнес – предложением при переговорах с будущими партнерами. Он так же важен для управленческого персонала не только потому, что определяет цели, задачи и время их достижения, но и позволяет обнаружить проблемы перед тем,  как привлекать заемные ресурсы.

Целью выпускной квалификационной работы  является формирование теоретических и практических основ  составления бизнес-плана.

Для достижения поставленной цели необходимо  решить следующие

задачи:

  • понять необходимость и сущность бизнес - планирования;

  • рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;

  • экономически обосновать целесообразность реализации бизнес-плана;

  • рассмотреть основные ошибки и риски, и меры по их предотвращению.

Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы эффективного функционирования бизнес – планирования.

Объектом исследования выступает создание бизнес – плана на примере кафе быстрого обслуживания.

 

Раздел 1. Теоретические исследования по проблеме бизнес-планирования.

1.1 Понятие бизнес-плана

 
    Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три - пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы - в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. 
       В целом длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности предприятия. Главное, чтобы срок плана был достаточным либо для полного завершения реализации разового проекта, либо для выхода на планируемую мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложений и их рентабельности. 
Бизнес-планирование позволяет организации: 
·  определить наибольшие перспективные пути реализации выработанной                        стратегии; 
·        оценить финансовые положения и необходимость привлечения финансовых средств; 
·        соизмерить внутренний потенциал с потребностями рынка и сложившейся ситуации; 
В бизнес-плане вырабатывается эффективная маркетинговая, финансовая и производственная стратегии, которые ориентированы на потребности рынка, удовлетворения запросов потребителей в получении максимальной прибыли научно-технического прогресса. 
В таком контексте бизнес-план рассматривается как программа, набор действий и инструментов по осуществлению конкретной идеи в рамках общей стратегии организации.  
Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц). В нем речь идет о сущности проекта (вид деятельности, предлагаемые к производству и реализации товары или услуги), его обосновании (результаты рыночных исследований - состояние спроса и предложения, потребители, конкуренты, «ниши» на рынке, НТП и т.д.), обеспечении (производственный, маркетинговый и организационные планы), необходимых для реализации проекта средствах (объем, график и направления использования капитальных вложений, текущие издержки) и конечных финансовых итогах осуществления проекта. 
Круг пользователей бизнес-плана весьма широк. 
Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д. 
Во-вторых, это сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет им получить четкое представление о стратегических направлениях развития, а также о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия. 
В-третьих, это потенциальные инвесторы. Как отмечалось, для реализации проекта необходимы перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта. Именно эту задачу и должен решать бизнес-план.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Цели, задачи и функции бизнес-плана

 

        Цель  – это желаемое состояние будущего, которого и пытается достичь организация. Значение целей определяется тем, что  каждая организация существует ради некоего результата, а цели позволяют как определить, так и достичь эту информацию до сотрудников и общества.

 

        План  является «маршрутом» движения организации к поставленным целям. Реально маршрут предполагает размещение и распределение ресурсов фирмы, компании, организации во времени и в пространстве, используя которые, организация достигнет поставленных целей.

 

     Планирование  – это процесс определения  целей организации и средств  их достижения.

 

       По  существу процесс планирования направлен  на выработку обращений. Фирма вырабатывает в процессе планирования обращение  к внешним и внутренним (по отношению к фирме) аудиториям.

 

       Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

 

        В основе бизнес-планирования лежит разработка бизнес-плана.

Бизнес-план – документ, содержащий описание будущего бизнеса.

Бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.

 

         Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий  инструмент, с помощью которого осуществляются управление предприятием и контроль за его деятельностью.

 

     В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.

 

       Первая  из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Это функция  необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых  направлений деятельности.

 

      Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

 

     Третья  функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты.

 

      Четвертая функция позволяет привлечь к  реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о представлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

 

       Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия независимо от его размеров. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджер данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

 

       В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как  вне фирмы, так и внутри нее  при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.3 Структура бизнес-плана 

 

        Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы:  
- исполнительное резюме;  
- общее описание предприятия;  
- продукция и услуги;  
- маркетинг;  
- производственный план;  
- управление и организация;  
- финансовый план;  
- оценка рисков;  
- приложения.  
 
   "Исполнительное резюме" является первым разделом бизнес-плана и является его  сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных   разделов,    положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.  
 
           В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.  
 
Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.  
 
           Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).  
 
          Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).  
 
          В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.  
 
          Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.  
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов.  
     В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).  
 
     В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.  
 
         В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.

 

1.4. Компьютерные технологии в бизнес-планировании

          В процессе бизнес-планиро вания существенное место занимают расчеты динамических рядов достаточно широкого круга показателей.

         Расчеты ведутся с учетом элементов прогнозирования, привлечения экспертных оценок будущего состояния того или иного финансового и производственно-экономического процесса не только на конечный момент реализации проекта, но и в варианте поквартального (помесячного) описания ситуации.

       Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и приведения разновременных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество бизнес-планов.

            В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов. Наиболее часто в нашей стране применяются пакеты прикладных программ COMFAR (Computer model for reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and preappraisal information system), созданные при ЮНИДО – Комиссии Организации Объединенных Наций по промышленному развитию; пакет «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и пакет «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг». Системы типа «Microsoft project», «Timt line» и «Primavera» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая длительность и затраты по его стадиям, и применяются в основном как системы управления проектами.

В практике бизнес-планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета на всех стадиях подготовки бизнес-плана, таких как:

1) формирование бизнес-идеи;

2) исследование товарных рынков;

3) исследование фирменной структуры  рынка;

4) изучение потребителей;

5) формирование товарной политики, разработка концепции новых товаров;

6) сервисное обслуживание;

7) формирование гибкой стратегии  ценообразования;

8) реализация товаров через Интернет;

9) применение платежных систем  Интернета;

10) реклама;

11) связи с общественностью;

12) совершенствование систем внутренних  и внешних коммуникаций;

13) реклама бизнес-плана;

14) презентация бизнес-плана;

15) проведение переговоров с партнерами  и инвесторами.

         В последнее время в связи с высокими потребностями рынка и постоянным обновлением технического и программного компьютерного обеспечения появляются более совершенные версии существующих программных продуктов и принципиально новые продукты.

Информация о работе Разработка бизнес плана