Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:15, курсовая работа
Дорожное хозяйство является важнейшим элементом производственной и социальной инфраструктуры России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие – необходимые условия для стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечение целостности и национальной безопасности страны, а также для повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Все это требует реализации программы создания качественно новой дорожной сети за счет строительства, реконструкции, повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..19
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...24
1.5. Дорожное хозяйство Воронежской области………..……………………..27
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….29
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...29
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности и сельского хозяйства региона……………………………..…………………………………………….32
2.3. Общая характеристика Воронежской области……..……………………..34
2.4. Экономика Воронежской области……..…………………………………..35
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Воронежской области…..……………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………52
Московский Автомобильно-Дорожный Институт
(Государственный Технический Университет)
По дисциплине:
«Стратегическое планирование»
на тему:
«Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Воронежской области»
Выполнил: Мареев Ф.А. 4ЭДС3
Москва 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система,
ее значение в экономике
1. 2. Анализ состояния автомобильно-
1. 3. Понятие и классификация
автомобильных дорог………………………..
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...24
1.5. Дорожное хозяйство Воронежской области………..……………………..27
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….29
2.1. Административно-
2.2. Анализ отраслевой структуры
промышленности и сельского хозяйства
региона……………………………..…………………………
2.3. Общая характеристика
2.4. Экономика Воронежской области……..…………………………………..35
2.5. Прогноз показателей
Часть 3. Разработка региональной программы
развития дорожного хозяйства Воронежской
области…..……………………………………………………
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Развитие единой транспортной системы, отвечающей современным требованиям экономики и общества, предполагает совершенствование всех её подсистем, в том числе автомобильно-дорожного комплекса. Ключевую роль играет дорожное хозяйство, характеризующее степень обеспеченности экономики и населения в перевозках автомобильным транспортом и величину транспортных издержек на их осуществление.
Дорожное хозяйство является важнейшим элементом производственной и социальной инфраструктуры России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие – необходимые условия для стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечение целостности и национальной безопасности страны, а также для повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Все это требует реализации программы создания качественно новой дорожной сети за счет строительства, реконструкции, повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
Автомобильная дорога является одним из важнейших звеньев экономики страны, определяющих ее экономическое, социальное развитие. Накопившееся с годами отставание в развитии автомобильных дорог от потребностей экономики России, бурный рост автомобилизации населения сдерживают развитие целого ряда регионов страны, снижая их транспортную доступность из-за высокой стоимости автомобильных перевозок, негативно сказываются на конкурентоспособности отечественных товаров. Все эти факторы сдерживают экономический рост. В сложившейся ситуации, главным условием осуществления требуемых объемов развития сети автомобильных дорог становится их устойчивое финансирование во все возрастающих размерах. При сокращении существующего объема финансирования дорожного хозяйства решение существующих на данный момент проблем будет возможным не через одно десятилетие. Для решения проблемы финансирования правительством страны разрабатываются целевые программы и концепции по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство. Основной задачей является установление стратегических источников финансирования и их расширения. Необходимым условием эффективного функционирования дорожного хозяйства является сохранение и дальнейшее совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования и последовательное выравнивание уровня их развития по всей территории РФ.
Глава 1. Характеристика автомобильно-
комплекса региона
1.1. Единая транспортная система,
ее значение в экономике
На всех этапах развития экономики страны транспорт обеспечивает потребность ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства.
Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта. Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития связей и координации работы всех отраслей экономики. Транспортный комплекс представляет собой совокупность отраслей транспортного машиностроения, транспортного строительства, топливно-энергетического производства, а также всех видов транспорта, образующих единую транспортную систему.
Единая транспортная система – сбалансированная экономически, технически и технологически совокупность всех видов транспорта, в которой каждый вид транспорта осуществляет перевозки в сфере своего рационального применения. Система в целом должна обеспечивать полное удовлетворение всех потребностей народного хозяйства и населения в перевозках и сообщении с минимальными совокупными издержками.
Рис. 1.1. Схема Единой транспортной системы РФ
Единство транспортной системы позволяет осуществлять рациональное распределение перевозок между различными видами транспорта с учетом их технико-экономических особенностей. Это способствует наиболее эффективному развитию не только транспортной системы, но и экономики страны в целом. В единой транспортной системе автомобильный транспорт занимает очень важное место: он является одним из наиболее универсальных видов транспорта. Анализ динамики основных показателей деятельности транспорта в РФ, Московской области и Воронежской области за период 2003-2011гг. представлен в таблицах 1.1., 1.2., 1.3.:
Таблица 1.1.
Основные показатели деятельности транспорта в РФ
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I. Перевозка грузов по видам транспорта (млн. т) | |||||||||
Транспорт всего: |
8733,9 |
8942,6 |
9167 |
9300 |
9450 |
9451 |
7469 |
7750 |
8337 |
в т.ч. ж/д |
1161 |
1221 |
1273 |
1312 |
1345 |
1304 |
1109 |
1312 |
1382 |
автомобильный |
6468,1 |
6567,8 |
6685 |
6753 |
6861 |
6893 |
5240 |
5236 |
5663 |
трубопроводный |
976 |
1024 |
1048 |
1070 |
1062 |
1067 |
985 |
1061 |
1131 |
морской |
24 |
18 |
26 |
25 |
28 |
35 |
37 |
37 |
34 |
внутренний водный |
104 |
111 |
134 |
139 |
153 |
151 |
97 |
102 |
126 |
воздушный |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
1,2 |
II. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. т-км) | |||||||||
Транспорт всего: |
4105,7 |
4371,0 |
4676 |
4801 |
4915 |
4948 |
4446 |
4752 |
4916 |
в т.ч. ж/д |
1669 |
1802 |
1858 |
1951 |
2090 |
2116 |
1865 |
2011 |
2128 |
автомобильный |
173 |
182 |
194 |
199 |
206 |
216 |
180 |
199 |
223 |
трубопроводный |
2273 |
2413 |
2474 |
2499 |
2465 |
2464 |
2246 |
2382 |
2422 |
морской |
65 |
47 |
60 |
62 |
65 |
84 |
98 |
100 |
78 |
внутренний водный |
71 |
78 |
87 |
87 |
86 |
64 |
53 |
54 |
59 |
воздушный |
2,7 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
4,7 |
5,0 |
III. Индексы тарифов на грузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года, в %) | |||||||||
123,5 |
109,3 |
116,6 |
115,8 |
106,8 |
132,3 |
100,0 |
103,8 |
107,6 | |
IV. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. чел) | |||||||||
Транспорт всего: |
37083 |
34649 |
29390 |
25829 |
23078 |
22351 |
20426 |
22043 |
21891 |
в т.ч. ж/д |
1304 |
1335 |
1339 |
1339 |
1282 |
1296 |
1137 |
947 |
993 |
автобусный |
17898 |
16552 |
15636 |
13914 |
12559 |
12112 |
11278 |
13434 |
13305 |
таксомоторный |
10 |
10 |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
5 |
трамвайный |
7421 |
5532 |
4123 |
3267 |
2660 |
2537 |
2217 |
2079 |
2004 |
троллейбусный |
7291 |
6680 |
4653 |
3775 |
2972 |
2733 |
2414 |
2206 |
2152 |
метрополитенный |
4205 |
4211 |
3574 |
3466 |
3528 |
3594 |
3307 |
3294 |
3351 |
морской |
0,6 |
0,6 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
внутренний водный |
22 |
21 |
21 |
20 |
21 |
20 |
17 |
16 |
14 |
воздушный |
31 |
35 |
37 |
40 |
47 |
51 |
47 |
59 |
66 |
V. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. пасс-км) | |||||||||
Транспорт всего: |
463,4 |
469,2 |
464,5 |
466,7 |
465,5 |
475,5 |
429,6 |
483,8 |
502,6 |
в т.ч. ж/д |
157,6 |
164,3 |
172,2 |
177,6 |
174,1 |
175,9 |
151,5 |
138,9 |
139,8 |
автобусный |
138,5 |
129,4 |
133,5 |
126,4 |
118,1 |
115,4 |
106,9 |
140,6 |
138,6 |
таксомоторный |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
трамвайный |
20,2 |
18,7 |
13,5 |
11,1 |
8,7 |
8,2 |
7,1 |
6,7 |
6,4 |
троллейбусный |
23,8 |
21,4 |
15,0 |
12,4 |
9,8 |
9,0 |
7,9 |
7,1 |
6,9 |
метрополитенный |
51,3 |
51,4 |
43,4 |
44,2 |
42,6 |
43,4 |
42,7 |
42,4 |
43,2 |
морской |
0,04 |
0,03 |
0,09 |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
внутренний водный |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
воздушный |
71,1 |
83,0 |
85,8 |
93,9 |
111,0 |
122,6 |
112,5 |
147,1 |
166,8 |
VI. Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта (декабрь к декабрю предыдущего года, в %) | |||||||||
113,7 |
118,0 |
115,8 |
114,2 |
113,6 |
113,6 |
122,5 |
104,2 |
103,9 |
Таблица 1.2.
Основные показатели деятельности транспорта в Московской области
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
I. Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. т) | |||||||||||
Транспорт всего: |
122,1 |
109 |
122,9 |
113,4 |
91,7 |
93,7 |
94,8 |
98,6 | |||
в т.ч. ж/д |
17,4 |
17,8 |
17,9 |
19,4 |
18,5 |
17,6 |
16,6 |
15,5 | |||
автомобильный |
97,2 |
84,3 |
98,9 |
88,5 |
69,2 |
70,8 |
72,7 |
77,3 | |||
внутренний водный |
7,5 |
6,9 |
6,1 |
5,5 |
4,0 |
5,3 |
5,5 |
5,8 | |||
воздушный |
1,2 |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
2,5 |
3,3 |
4,0 |
3,8 | |||
II. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. т-км) | |||||||||||
Транспорт всего: |
117,4 |
129,8 |
131,1 |
140,2 |
134,5 |
135,9 |
135,4 |
136,7 | |||
в т.ч. ж/д |
108,2 |
112,2 |
115,5 |
121,7 |
117,6 |
118,4 |
119,9 |
120,3 | |||
автомобильный |
6,2 |
11,8 |
10,6 |
12,9 |
11,8 |
12,1 |
10,0 |
10,9 | |||
внутренний водный |
1,4 |
2,4 |
2,6 |
2,8 |
2,3 |
2,2 |
2,0 |
1,9 | |||
воздушный |
1,6 |
3,4 |
2,4 |
2,8 |
2,8 |
3,2 |
3,5 |
3,6 | |||
III. Индексы тарифов на грузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года, в %) | |||||||||||
86,4 |
145,4 |
117,6 |
96,0 |
130,0 |
155,9 |
97,0 |
124,5 | ||||
IV. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. чел) | |||||||||||
Транспорт всего: |
1696,0 |
1436,0 |
1227,6 |
1163,5 |
1091,4 |
1056,1 |
866,3 |
896,4 | |||
в т.ч. ж\д |
200,89 |
207,215 |
235,30 |
251,21 |
237,27 |
233,92 |
225,62 |
247,5 | |||
автобусный |
855,4 |
882,4 |
871,6 |
870,1 |
827,4 |
794,6 |
615,8 |
626,4 | |||
трамваи |
342,8 |
189,5 |
58,7 |
23,6 |
12,4 |
11,9 |
12,2 |
10,3 | |||
троллейбусы |
295,8 |
155,7 |
60,6 |
17,4 |
13,3 |
14,2 |
10,9 |
9,8 | |||
воздушный |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
1,5 |
1,8 |
2,4 | |||
V. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млн. пасс-км) | |||||||||||
Транспорт всего: |
26368,4 |
23798,0 |
22556,3 |
21730,0 |
20456,9 |
19953,3 |
19012,1 |
18847,1 | |||
в т.ч. ж\д |
13576,2 |
11775,4 |
10936,7 |
10873,5 |
9776,4 |
9432,7 |
9121,7 |
8963,6 | |||
автобусный |
10873,3 |
9833,2 |
9574,9 |
9045,8 |
8847,3 |
8623,1 |
8370,8 |
8075,9 | |||
трамваи |
917,6 |
1057,7 |
992,8 |
951,1 |
896,7 |
885,5 |
670,4 |
773,6 | |||
троллейбусы |
798,5 |
898,2 |
806,6 |
734,2 |
767,9 |
780,9 |
613,7 |
707,1 | |||
воздушный |
202,8 |
233,5 |
245,3 |
125,4 |
168,6 |
231,1 |
235,5 |
326,9 | |||
VI. Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта (декабрь к декабрю предыдущего года, в %) | |||||||||||
107,4 |
109,2 |
113,2 |
117,4 |
119,2 |
117,4 |
119,9 |
115,6 |
Таблица 1.3.
Основные показатели деятельности транспорта во Воронежской области
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. т) | ||||||||
Транспорт всего: |
18,8 |
19,5 |
20,7 |
21,2 |
22,9 |
21,5 |
20,6 |
20,4 |
в т.ч. ж/д |
14,4 |
14,8 |
15,4 |
15,5 |
14,2 |
12,6 |
11,2 |
11,1 |
автомобильный |
4,1 |
4,3 |
4,6 |
5,0 |
8,0 |
8,5 |
8,8 |
8,8 |
внутренний водный |
0,3 |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,4 |
0,6 |
0,5 |
воздушный |
0,002 |
0,003 |
0,01 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,05 |
0,05 |
II. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. т-км) | ||||||||
Транспорт всего: |
29,4 |
31,2 |
33,7 |
34,3 |
33,0 |
27,3 |
29,2 |
30,2 |
в т.ч. ж/д |
29,0 |
30,9 |
32,5 |
34,1 |
22,6 |
26,8 |
28,3 |
29,5 |
автомобильный |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,7 |
0,5 |
внутренний водный |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
воздушный |
0,2 |
0,1 |
0,01 |
0,01 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
III. Индексы тарифов на грузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года, в %) | ||||||||
115,3 |
110 |
101,93 |
106,4 |
122,65 |
110,88 |
109,37 |
108,68 | |
IV. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. чел) | ||||||||
Транспорт всего: |
546,8 |
483,4 |
407,2 |
380,3 |
369,1 |
356,8 |
340,3 |
317,8 |
в т.ч. ж\д |
17,6 |
15,8 |
14,4 |
13,0 |
13,5 |
11,3 |
9,7 |
9,3 |
автобусный |
296,8 |
260,9 |
287,9 |
362,5 |
350,8 |
342,6 |
324,0 |
301,5 |
трамваи |
127,7 |
108,2 |
54,7 |
2,0 |
1,5 |
0,1 |
- |
- |
троллейбусы |
104,5 |
98,3 |
50,0 |
2,6 |
3,1 |
2,7 |
6,4 |
6,7 |
воздушный |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
V. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млн. пасс-км) | ||||||||
Транспорт всего: |
10217,2 |
10023,8 |
9989,6 |
9935,9 |
9540,6 |
9126,2 |
8632,6 |
8450,7 |
в т.ч. ж\д |
5063,8 |
4920,7 |
4888,3 |
4819,1 |
4880,5 |
4675,5 |
4291,2 |
4079,6 |
автобусный |
4189,1 |
4103,5 |
4365,8 |
4591,3 |
4442,8 |
4321,5 |
4171,9 |
4150,4 |
трамваи |
412,3 |
427,8 |
319,4 |
9,1 |
6,9 |
0,5 |
- |
- |
троллейбусы |
410,6 |
397,1 |
133,9 |
10,7 |
12,6 |
11,2 |
26,1 |
27,5 |
воздушный |
141,4 |
174,7 |
282,2 |
505,7 |
197,8 |
117,5 |
143,4 |
193,2 |
VI. Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта (декабрь к декабрю предыдущего года, в %) | ||||||||
113,8 |
120,2 |
111,7 |
107,5 |
100,6 |
106,5 |
119,2 |
116,9 |