Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Дорожное хозяйство является важнейшим элементом производственной и социальной инфраструктуры России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие – необходимые условия для стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечение целостности и национальной безопасности страны, а также для повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Все это требует реализации программы создания качественно новой дорожной сети за счет строительства, реконструкции, повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..19
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...24
1.5. Дорожное хозяйство Воронежской области………..……………………..27
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….29
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...29
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности и сельского хозяйства региона……………………………..…………………………………………….32
2.3. Общая характеристика Воронежской области……..……………………..34
2.4. Экономика Воронежской области……..…………………………………..35
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Воронежской области…..……………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

kurbatov_planirovanie_Mareev_12.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Финансирование автомобильных дорог регионального значения (территориальных дорог) осуществляется за счет средств субъектов РФ, а также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на строительство и реконструкцию дорог при условиях софинансирования из бюджетов субъектов, а также средств физических и юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Финансирование работ по обеспечению функционирования и развития автомобильных дорог местного значения, согласно принципам новой классификации автомобильных дорог, должно осуществляться муниципальными образованиями.

После упразднения в 2000 году федерального дорожного фонда, отмены закрепления на уровне федерального законодательства обязанностей федеральных территориальных дорожных фондов, отмечается значительное сокращение объема финансирования автомобильных дорог общего пользования (с 2,9% ВВП в 2000 году до 1,1% ВВП в 2006 году). В развитых странах данный показатель составляет 3-4% ВВП. Исключения составляют Япония и США, где достаточная развитость дорожной сети и высокий уровень ВВП (около 80-120 млрд. долларов соответственно, что в 10-15 раз выше, чем в РФ). Налоги, которые являются закрепленными источниками формирования доходной части, направленные на финансирование автомобильных дорог в настоящее время потеряли целевое назначение и поступление в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ.

После ликвидации дорожного фонда произошло обвальное сокращение финансирования территориальных дорог. Из-за недостатка финансовых средств выполняемые работы по ремонту автомобильных дорог не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети.

На сокращение объема финансирования автомобильных дорог повлияло также увеличение платежей за изъятие земель для строительства в соответствии с законодательством РФ. Из-за недостатка финансовых средств выполняемее объемы работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Поскольку бюджетные ассигнования, выделяемые на дорожное хозяйство, в первую очередь направляются на обеспечение нормативов транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог общего пользования (работы по содержанию и ремонту). Недофинансирование прежде всего бьет по инвестиционным проектам, вызывая сокращение годовых программ строительно-монтажных работ и нарастающее отставание по вводу мощностей.

 

 

Рис 1.12. Механизм влияния увеличения финансирования дорожного хозяйства на экономику страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Дорожное хозяйство Воронежской области.

    Площадь территории Воронежской области — 52,4 тысячи квадратных километров. Численность населения — 2280,4 тысячи человек. Протяженность дорог общего пользования — 9398,5 километра, в том числе федеральных — 801,8; плотность дорог общего пользования на тысячу квадратных километров территории — 179,4; в том числе с усовершенствованным покрытием — 175,2; обеспеченность дорогами на тысячу жителей области — четыре километра.

Во главе отрасли - Управление автомобильных дорог Воронежской области «Воронежупрдор» образовано 1 июля 1992 года. С 12 июля 2005 года носит название — Главное управление автомобильных дорог.

Основные задачи, которые решает управление:

— реализация государственной политики в областном дорожном хозяйстве, направленной на удовлетворение потребностей населения и экономики Воронежской области в перевозках по автомобильным дорогам;

— управление областными автомобильными дорогами общего пользования;

— оперативное управление имуществом областного дорожного хозяйства, относящимся к государственной собственности;

— целевое и эффективное использование средств областного бюджета и субвенций, субсидий и дотаций из федерального бюджета, выделенных на финансирование областного дорожного хозяйства.

Главное управление автомобильных дорог Воронежской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

— разрабатывает концепции, территориальные программы развития сети автомобильных дорог, организует представление их на согласование и утверждение, а также осуществляет управление реализацией программ и проектов, участвует в разработке федеральных и отраслевых программ развития дорожного хозяйства и готовит по ним предложения;

— разрабатывает и реализует территориальные программы обеспечения безопасности дорожного движения, направленные на сокращение количества ДТП и снижение ущерба от этих происшествий и т.д.

Ведущие подрядные организации области: ОАО «Воронежавтодор», ООО «Дорспецстрой»,ОАО «Мостотрест» (Воронежская территориальная фирма «Мостоотряд № 81»), ОАО «Дорстрой».

В ближайшей и среднесрочной перспективе для сохранения существующей сети автомобильных дорог и ее дальнейшего развития необходимо решить целый ряд первоочередных задач, стоящих перед руководством области и дорожными организациями:

1. Продолжение реконструкции  автодороги Воронеж—Луганск до  границы с Луганской областью.

2. Строительство автомобильной  дороги М-4 «Дон» — автодорога Воронеж — Нововоронеж.

3. Реконструкция транспортного  коридора по восточным районам  области со строительством высоководного  моста у города Богучар. Данное  направление обеспечит удобный  выход на Волгоградскую и Саратовскую  области транзитного транспорта  и позволит частично разгрузить  федеральные дороги М-4 «Дон» и А-144 «Курск—Борисоглебск.

4. Целевая программа строительства  подъездных дорог к селам области.

5. Устройство транспортных  развязок в разных уровнях  и реконструкция магистралей  в городском округе город Воронеж.

6. Завершение реконструкции  Чернавского мостового перехода через Воронежское водохранилище в Воронеже.

 

Часть 2. Анализ экономического развития субъекта

2.1.  Административно-территориальное  устройство России

Россия – это федеративное государство, состоящее из 83 субъектов, среди них республики, края, области, автономные округа, автономные области и 2 города федерального значения.

Особенность территориального устройства РФ в том, что 9 автономных округов входят в состав более крупных территориальных единиц, но в соответствии с конституцией РФ и автономные и округа области являются равными субъектами федерации. В 2011 году административно-территориальное устройство РФ включало:

• 21 республику

• 9 краев

• 46 областей

• 2 города федерального значения

• 1 автономную область (Еврейскую)

• 4 автономных округов

• 1867 районов

• 1091 город

• 329 городских районов

• 1922 поселка городского типа

• 24444 сельские администрации

В мае 2000 года в РФ образовано 7 федеральных округов. Во главе каждого округа стоит полномочный представитель президента РФ. Эти округа не затрагивает административно-территориальное деление страны, а служит целям управления государственной власти. Центрами федеральных округов считаются общепризнанные столицы регионов:

Центральный округ – Москва

Северо-Западный округ – Санкт-Петербург

Приволжский округ – Нижний Новгород

Северо-Кавказский округ (Южный округ) – Ростов-на-Дону

Уральский округ – Екатеринбург

Сибирский округ – Новосибирск

Дальневосточный округ – Хабаровск

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями дополнительного территориального комплекса и инфраструктурой.

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, РИС 2.1.

на 1 января 2012 г. 

карта Российской Федерации

 

Рис.2.2 

2.2. Анализ отраслевой структуры  промышленности 

и сельского хозяйства региона

Особенностью отраслевой структуры РФ является повышение удельного веса производства товаров и низкой доли услуг. Наибольший удельный вес ВВП занимает промышленность –  32,9%, второе место – торговля и общественное питание (23,1%), 3-е место – сельское хозяйство (6,7%), 4-е место – строительство (5,5%), 5-е место – связь (1,8%).

В сфере услуг наиболее динамично развиваются отрасли торговли и общественного питания. МВФ дает классификацию отраслей услуг:

1. Фрахт

2. Транспортные  услуги

3. Туризм

4. Деловые услуги (профессиональные и консультационные, информационные, персональные, операционные, банковские и страховые, рыночные и прогнозные исследования, реклама, аренда, ремонт и техническое обслуживание).

В РФ предлагается другая классификация услуг:

- торговля, общественное питание

- ЖКХ, бытовое  обслуживание

- транспорт  и связь

- оборудование

- наука  и научное обслуживание

- здравоохранение

- культура  и искусство

- физическая  культура и спорт

- государственное  управление

- охране  общественного порядка

- оборона.

 

Отраслевая структура промышленности РФ характеризуется следующими чертами:

1) преобладание отраслей по добыче и переработке топлива и сырья;

  1. низкой долей отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения;
  2. высокая доля отраслей ВПК

Место РФ в международном разделении труда определяют:

- Топливно-энергетический комплекс

- металлургия

- военно-промышленный комплекс

Разновидности промышленности – это пространственные формы развития производства.

Факторы развития промышленности представляют собой совокупность условий и факторов, определяющих конкретное место любого производства. К таким факторам относят:

  1. природные условия и ресурсы играют определяющую роль в разновидностях топливной и добывающей промышленностей;
  2. социально-экономические факторы определяют географическое размещение населения и территориальную концентрацию;
  3. технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалы и готовую продукцию (материалоемкость, водоемкость, энергоемкость, трудоемкость, наукоемкость, фондоемкость, капиталоемкость транспорта, рентабельность);
  4. организационно-экономические факторы определяют специфику производства, кооперирование и комбинирование;
  5. экономико-географическое положение;
  6. особенности общественно-исторического развития.

 

 

 

                   2.3. Общая характеристика Воронежской области

 

Карта Воронежской области, рис. 2.3.

Воронежская область – наиболее крупный субъект Российской Федерации после г. Москвы и Московской области по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу в составе Центрального федерального округа. Область расположена в центре Европейской части России, в бассейне среднего течения реки Дон в центральной полосе Восточно-Европейской (Русской) равнины, на стыке лесостепной и степной зон. Граничит: на юге — с Украиной и Ростовской областью, на западе — с Белгородской областью, на северо-западе — с Курской, на севере — с Липецкой областью, Тамбовской областями, на северо-востоке — с Волгоградской областью. Площадь территории области — 52,2 тыс. км², что составляет около трети площади всего Черноземья. Протяженность области с севера на юг — 277,5 км и с запада на восток — 352 км.

Территория Воронежской области больше территории таких Европейских стран как — Дания (43 098 км²), Нидерланды (41 526 км²), Швейцария (41 284 км²), Бельгия (32 545 км²).

Климат на территории области — умеренно-континентальный со среднегодовой температурой от +5,0 °C на севере области до +6,5 °C на юге. На территории области расположено 738 озёр и 2408 прудов, протекает 1343 реки длиной более 10 км. Главная река — Дон, 530 из своих 1870 км протекает по территории области, образуя бассейн площадью 422 000 км².

Административно-территориальное устройство области: муниципальных районов – 31, городских округов – 3, поселений – 500 – из них городских 29 (в т.ч. 15 городов), сельских 471. На территории области расположены 1753 населенных пункта. 

Информация о работе Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Воронежской области