Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:15, курсовая работа
Дорожное хозяйство является важнейшим элементом производственной и социальной инфраструктуры России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие – необходимые условия для стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечение целостности и национальной безопасности страны, а также для повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Все это требует реализации программы создания качественно новой дорожной сети за счет строительства, реконструкции, повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..19
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...24
1.5. Дорожное хозяйство Воронежской области………..……………………..27
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….29
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...29
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности и сельского хозяйства региона……………………………..…………………………………………….32
2.3. Общая характеристика Воронежской области……..……………………..34
2.4. Экономика Воронежской области……..…………………………………..35
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Воронежской области…..……………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………52
[млн. пасс. / 1000 км]
Таблица 2.5.
Сводная таблица показателей развития сети автомобильных дорог
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Российская федерация | ||||||||
Грузоёмкость |
0,382195 |
0,313012 |
0,259282 |
0,213453 |
0,173953 |
0,154590 |
0,118882 |
0,119772 |
Пассажироёмкость |
0,043137 |
0,033600 |
0,025756 |
0,020749 |
0,016475 |
0,014856 |
0,011487 |
0,012194 |
ВРП/1000 км |
21571,13 |
27274,03 |
33963,06 |
37675,24 |
45280,11 |
50885,90 |
57802,97 |
59662,41 |
ВРП/1000 жителей |
73,76 |
96,33 |
125,09 |
156,77 |
197,93 |
225,05 |
263,35 |
279,59 |
Уровень загрузки грузами |
17,54 |
17,47 |
17,26 |
15,58 |
15,14 |
15,03 |
11,54 |
11,65 |
Уровень загрузки пассажирами |
74,46 |
67,67 |
55,35 |
43,26 |
36,98 |
35,53 |
31,57 |
33,15 |
Развитие дорог |
0,046358 |
0,036665 |
0,029444 |
0,026543 |
0,022085 |
0,019652 |
0,017300 |
0,016761 |
Московская область | ||||||||
Грузоёмкость |
0,219355 |
0,183317 |
0,140315 |
0,108208 |
0,081726 |
0,089440 |
0,075367 |
0,069063 |
Пассажироёмкость |
0,049268 |
0,033610 |
0,024142 |
0,016772 |
0,012430 |
0,013132 |
0,010583 |
0,009522 |
ВРП/1000 км |
27730,80 |
35403,11 |
45800,44 |
60828,63 |
70937,63 |
64383,32 |
73628,51 |
80789,94 |
ВРП/1000 жителей |
80,98 |
107,01 |
141,09 |
195,42 |
248,30 |
228,63 |
269,22 |
294,85 |
Уровень загрузки грузами |
6,33 |
5,45 |
6,02 |
5,32 |
3,95 |
3,97 |
3,89 |
4,02 |
Уровень загрузки пассажирами |
87,88 |
71,80 |
60,18 |
54,62 |
47,04 |
44,75 |
35,50 |
36,59 |
Развитие дорог |
0,036061 |
0,028246 |
0,021834 |
0,016440 |
0,014097 |
0,015532 |
0,013582 |
0,012378 |
Воронежская область | ||||||||
Грузоёмкость |
0,250858 |
0,233556 |
0,202796 |
0,153942 |
0,114060 |
0,102756 |
0,100192 |
0,088976 |
Пассажироёмкость |
0,087179 |
0,075036 |
0,060114 |
0,044593 |
0,032976 |
0,034351 |
0,029621 |
0,024898 |
ВРП/1000 км |
12336,59 |
13771,81 |
16617,65 |
21632,22 |
27554,50 |
25064,00 |
27237,37 |
31427,37 |
ВРП/1000 жителей |
49,24 |
56,42 |
70,46 |
94,56 |
123,41 |
113,59 |
124,82 |
145,37 |
Уровень загрузки грузами |
1,98 |
2,01 |
2,07 |
2,06 |
2,18 |
2,03 |
1,93 |
1,89 |
Уровень загрузки пассажирами |
57,56 |
49,84 |
40,72 |
36,92 |
35,15 |
33,66 |
31,80 |
29,43 |
Развитие дорог |
0,081060 |
0,072612 |
0,060177 |
0,046227 |
0,036292 |
0,039898 |
0,036714 |
0,031819 |
Глава 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Воронежской области
3.1. Расчет потребности
региона в автомобильных
Для определения потребности в автомобильных дорогах используется показатель обеспеченности региона автомобильными дорогами:
Рис. 3.1. Прогноз ВРП на душу населения в Воронежской области
ВРП на душу нас. 2012= 371943 руб.
ВРП на душу нас. 2013= 401400 руб.
ВРП на душу нас. 2014= 430857 руб.
ВРП на душу нас. 2015= 460314 руб.
Рис. 3.2. Прогноз ВРП на душу населения в Московской области
ВРП на душу нас. 2012 =2164136 руб.
ВРП на душу нас. 2013= 2337814 руб.
ВРП на душу нас. 2014= 2511492 руб.
ВРП на душу нас. 2015= 2685170 руб.
Рис. 3.3. Прогноз протяженности дорог с твердым покрытием в Московской области
Lтв 2012 = 29984 км;
Lтв 2013 = 30816 км;
Lтв 2014 = 31648 км;
Lтв 2015 = 32480 км.
Делаем допущение, что обеспеченность автомобильными дорогами в МО достаточная, тогда
→
Таблица 3.1.
Годы |
L тв МО |
ВРП на душу нас. МО |
ВРП на душу нас. ВО |
L тв ВО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2012 |
29984 |
2164136 |
371943 |
11337 |
2013 |
30816 |
2337814 |
401400 |
11640 |
2014 |
31648 |
2511492 |
430857 |
11945 |
2015 |
32480 |
2685170 |
460314 |
12250 |
Рис. 3.4. Существующая, прогнозируемая и возможная протяженность дорог с твердым покрытием в Воронежской области
По результатам расчета оказалось, что для достижения сопоставимого показателя обеспеченности Воронежской области должно быть введено в эксплуатацию 1614 км автомобильных дорог, что реально неосуществимо из-за отсутствия материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсов для строительства такого количества автомобильных дорог.
Поэтому, целесообразно разбить число автомобильных дорог, подлежащих строительству в период с 2012 по 2015 гг. на равные доли по 403,5 км ежегодно (линия реально возможной протяженности автомобильных дорог на рисунке 3.4.).
Рис. 3.5. Прогнозируемая протяженность дорог с твердым покрытием Воронежской области в зависимости от технической категории
Стоимость строительства автомобильных дорог, пересечений в разных уровнях мостов и путепроводов рассчитывается на основе удельных затрат для автомобильно-дорожного строительства. По автомобильным дорогам за единицу мощности принят 1 км строительной длины. Расчет удельных затрат для автомобильных дорог различных категорий предполагает их дифференциацию по группам сложности строительства в зависимости от характера и категории рельефа.
Расчет требуемых инвестиций на строительство
автомобильных дорог
Для расчета требуемых инвестиций построим таблицу затрат на строительство автомобильных дорог в Воронежской области в 2012–2015 гг:
Таблица 3.2.
Потребность в автомобильных дорогах и количество дорог, подлежащих строительству в Воронежской области в 2012-2015 гг.
годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая протяженность автомобильных дорог, необходимых региону, км |
11040 |
11443 |
11847 |
12250 |
Общая протяженность автомобильных дорог, подлежащих строительству, км |
404 |
403 |
404 |
403 |
в том числе: |
||||
I технической категории |
32 |
32 |
32 |
32 |
II технической категории |
16 |
16 |
16 |
16 |
III технической категории |
61 |
60 |
61 |
60 |
IV технической категории |
283 |
282 |
283 |
282 |
V технической категории |
12 |
12 |
12 |
12 |
Субсидии, выделенные федеральным бюджетом, тыс.руб. |
500000000 |
600000000 |
700000000 |
800000000 |
Таблица 3.3.
Затраты на строительство автомобильных дорог в Воронежской области в 2012-2015 гг.
годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стоимость строительства дорог I технической категории руб. |
1809920 |
1809920 |
1809920 |
1809920 |
Стоимость строительства дорог II технической категории руб. |
517120 |
517120 |
517120 |
517120 |
Стоимость строительства дорог III технической категории руб. |
1133220 |
1133220 |
1133220 |
1133220 |
Стоимость строительства дорог IV технической категории руб. |
2941120 |
2941120 |
2941120 |
2941120 |
Стоимость строительства дорог V технической категории руб. |
76356 |
76356 |
76356 |
76356 |
Итого затрат руб. |
6477736000 |
6477736000 |
6477736000 |
6477736000 |
Затраты, не покрываемые субсидиями руб. |
5977736000 |
5877736000 |
5777736000 |
5677736000 |
Заключение
По результатам выполненных исследований, можно сделать следующие выводы:
Перевозки грузов в 2011 году увеличились по сравнению с 2004 годом на 1,6 млн. т, в том числе увеличение перевозок автомобильным транспортом составило 4,7 млн.т. Грузооборот автомобильного транспорта за период 2004-2011 гг. колебался довольно значительно, наиболее заметный спад грузооборота наблюдался в 2009 году. В конечном итоге к 2011 году он увеличился по сравнению с 2004 на 800 млн. т-км.
Протяженность
автомобильных дорог в
По сравнению с Московской областью, динамика роста протяженности дорог в рассматриваемом регионе снизилась. Протяженность дорог по-прежнему является недостаточной, данное количество дорог не способно обеспечить потребность экономики региона в автомобильных дорогах.
3. Показатель обеспеченности автомобильными дорогами на 1000 км2 территории по области меньше данного показателя по Московской области, что говорит о недостаточной развитости сети автомобильных дорог в регионе. Строительство автомобильных дорог может дать сильный импульс развитию транспорта в Воронежской области, и, как следствие, развитие всех отраслей экономики региона.
Показатель обеспеченности автомобильными дорогами на 1000 жителей по области ниже аналогичного показателя по Московской области.
Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Воронежской области показала, что к 2015 году в области требуется построить 1614 км дорог с твердым покрытием, причем 60% из них составляют дороги IV технической категории.
Бюджетные субсидии, направленные в регион, составили 2600 млн. руб. Этих субсидий недостаточно для покрытия расходов на строительство автомобильных дорог, поэтому необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.
Дополнительное финансирование может, как закладываться в бюджет региона, так и осуществляться в рамках отдельных целевых программ и концепций по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство Воронежской области.
Список литературы
1. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями на 12 ноября 2010 года);
2. Федеральная целевая программа
«Развитие транспортной
3. Статистический сборник «
4. Статистический сборник «Регионы России 2012»;
5. Статистический сборник «
6. Статистический сборник «Транспорт России 2012»;
7. Официальный сайт Правительства
Воронежской области http://www.govvrn.ru/wps/
8. http://www.dorrus.ru
9. Территориальный орган