Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления в предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать необходимость стратегического планирования как основы для эффективной деятельности предприятия;
определить сущность и содержание стратегического планирования;
охарактеризовать этапы стратегического планирования;
Введение……………………………………………………………………....…3
1. Основы стратегического планирования деятельности предприятий …….5
1.1 Виды стратегического планирования……………………………………...5
1.2 Структура стратегического планирования………………………………...8
2. Современные направления стратегического планирования……………...22
2.1 Основные подходы к стратегическому планированию и его принципы.22
2.2 Сценарный анализ как основа стратегического планирования…………25
3. Примеры планирования на предприятии…………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основы
стратегического планирования
1.1 Виды стратегического планирования……………………………………...5
1.2 Структура
стратегического планирования……
2. Современные
направления стратегического
2.1 Основные
подходы к стратегическому
2.2 Сценарный
анализ как основа
3. Примеры планирования
на предприятии…………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Деятельность организации на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа организации в условиях свободного рынка не что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Современная стадия развития российской экономики такова, что организация должна сама определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.
Стратегическое планирование
- это одна из функций управления,
которая представляет собой процесс
выбора целей организации и путей
их достижения. Стратегическое планирование
обеспечивает основу для всех управленческих
решений, функции организации, мотивации
и контроля ориентированы на выработку
стратегических планов. Динамичный процесс
стратегического планирования является
тем зонтиком, под которым укрываются
все управленческие функции, не используя
преимущества стратегического планирования,
организации в целом и
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления организацией, и без него вряд ли возможна успешная работа организации в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема является очень актуальной в наши дни.
Объектом исследования курсовой работы являются процессы стратегического планирования в предприятии.
Предмет исследования - способы и приемы изучения процесса стратегического управления, стратегического планирования.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления в предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты сущности стратегического планирования. Вторая глава посвящена современным направлениям стратегического планирования, в частности, сценарному анализу, который в последнее время чаще стали использовать организации для разработки стратегии и планов. В заключении подводится итог работы.
1. Основы стратегического
планирования деятельности
1.1 Виды стратегического планирования
Стратегическое планирование как новый подход в менеджменте был сформирован в 70-80 гг. XXв. Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом.
Основная идея теории стратегического
планирования заключается в том,
что только посредством постоянного
совершенствования всех элементов
системы менеджмента в
Стратегия представляет собой всесторонний комплексный план, отображающий конкретные пути развития организации исходя из динамики внешней среды посредством формулирования миссии организации и целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу. Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой - гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры в повседневных действиях. 1
Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления. Планирование должно быть способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды и самого объекта управления.
Объектом плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования. 2
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование организации базируется на неполных данных, поэтому качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров.
Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа:
Этапы стратегического управления могут частично совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления организацией. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать товары или услуги.
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования организации и объединяются усилия всего коллектива организации по ее достижению.
Стратегическое планирование решает следующие проблемы организации:
1.2 Структура стратегического планирования
Термины "стратегическое
планирование" и "стратегическое
управление" часто воспринимаются
как синонимы. Однако это не так.
Строго говоря, стратегическое управление
состоит из стратегического планирования,
реализации выработанной стратегии
и стратегического контроля. Но и
в теории, и на практике самое
сложное - это составление
Стратегическое планирование
- процесс определения конкретных
целей организации и
Всё начинается с выработки миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить измеримые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начинается заново.
Выработка миссии и соответствующих целей - важнейшая составная часть стратегического управления любой организации. При этом обычно выделяют общую цель, которую определяют как миссию, и конкретные цели более низкого уровня.
Миссия определяет суть деятельности организации, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.3
Главный вопрос, на который отвечает миссия, - это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет предприятие.
Формулирование целей представляет собой логический процесс, где можно только систематизировать процедуру, но не формализовать ее, а тем более определить однозначно. Это умение определяемое опытом и интуицией высшего руководства.
Цели развития предприятия
"многослойны". Во-первых, цели образуют
иерархию и она аналогична системе
планирования, то есть система целей
есть "контур плана". Каждая структурная
единица предприятия должна обладать
в реальности некоторой целью
развития, поэтому формулирование во
многом успешно только тогда, когда
достигается баланс между целями
организации в целом и целями
отдельных структурных
Цели организации подразделяют на:
Информация о работе Современные направления стратегического планирования