Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления в предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать необходимость стратегического планирования как основы для эффективной деятельности предприятия;
определить сущность и содержание стратегического планирования;
охарактеризовать этапы стратегического планирования;
Введение……………………………………………………………………....…3
1. Основы стратегического планирования деятельности предприятий …….5
1.1 Виды стратегического планирования……………………………………...5
1.2 Структура стратегического планирования………………………………...8
2. Современные направления стратегического планирования……………...22
2.1 Основные подходы к стратегическому планированию и его принципы.22
2.2 Сценарный анализ как основа стратегического планирования…………25
3. Примеры планирования на предприятии…………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………
Наиболее типичные сложности, с которыми сталкиваются различные организации при стратегическом планировании своей деятельности, таковы:
В России всё чаще стали
подходить к необходимости
Таким образом, стратегическое планирование является одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Процесс стратегического планирования состоит из нескольких этапов: от установления миссии и целей организации, оценки внешней и внутренней среды предприятия, до выбора, реализации и оценки стратегического плана. Циклическое строение процесса стратегического планирования позволяет организациям пересматривать, корректировать свою миссию, цели и стратегию для максимально эффективной работы организации.
2. Направления стратегического планирования
2.1 Основные подходы
к стратегическому
Планирование является той
важнейшей функцией управления, которая
должна обеспечивать организации нормальное
функционирование. Перестройка системы
хозяйствования, отказ от административно-командных
методов управления и преимущественное
использование экономических
Новые подходы заключались в следующем:
Опыт многих преуспевающих компаний зарубежных стран показывал, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности явилось важнейшим, если не главным условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития организации.
Если стратегия
Выработка основных подходов к планированию требует также применения соответствующих принципов планирования. Так, А. Файоль называет пять общих принципов: необходимость, непрерывность, единство, гибкость и точность. Нужно учитывать и такие принципы, как системность, целенаправленность, комплексность, научность, эффективность, оптимальность, сбалансированность, конкретность, объективность и др.
Таким образом, под принципами следует понимать общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по "уровням планирования". Принципы выражают общую тенденцию организации процесса планирования, реализацию плана и контроля за его выполнением. 9
Также современный подход к планированию, в том числе и стратегическому, предполагает вовлечение в планирование всех членов организации, а иногда и представителей других заинтересованных групп. Эволюция нового подхода началась с децентрализации планирования, когда специалисты по планированию распределяются по основным подразделениям и отделам организации с целью оказания менеджерам помощи в разработке собственных целей и планов. Данная практика позволяет менеджерам предлагать свои собственные, креативные решения проблем, а также способствуют их реализации. По мере дестабилизации внешней среды планирование становится ещё более децентрализованным: специалисты по планированию начинают работать уже с линейными менеджерами и работниками первой линии. Тем самым в организации вырабатываются отвечающие текущему состоянию среды динамические стратегические планы. 10
2.2 Сценарный анализ
как основа стратегического
Сценарное планирование - один
из основных способов долгосрочного
планирования, активно используемый
последние три десятилетия
Главный инструмент сценарного
планирования - сценарный анализ. Этот
метод применяется для
Сценарный анализ позволяет
сформировать набор детальных описаний
последовательности событий, которые
с прогнозируемой вероятностью могут
привести к желаемому или планируемому
конечному состоянию или к
исходам, при рассматриваемых
"Сценарии - это способ
анализа сложной среды, в
Сценарии позволяют
Одним из первых удачно применил сценарное планирование на практике П. Вак из Royal Dutch Shell. Тогда компания Royal Dutch Shell стала пионером, обратившись к сценарному планированию в 1970 году. Аналитики компании занимались рассмотрением различных сценариев развития глобального внешнего окружения, учитывая возможность повышения цен на нефть странами ОПЕК. Исследования позволили Shell предсказать первый нефтяной кризис и подготовиться к нему. В итоге компания, которая не входила в десятку крупнейших нефтяных компаний мира, после выхода рынка из кризиса оказалась в пятерке сильнейших.
Саму концепцию сценарного
планирования как нового метода прогнозирования
представил Берже в 1964 году. В начале
1980-х годов концепция
В конце 1970-х годов сценарии практиковали представители Стэндфордского исследовательского института Хаукен, Огилви и Шварц. В качестве цели построения сценариев они рассматривали проектирование альтернативных вариантов развития ситуации в будущем, с учетом которых стало бы возможным принятие правильных и ответственных управленческих решений. Ими был предложен термин "управление переменами" (переменные, изменение которых влияет на реализацию, исходов сценария). В качестве управляемых переменных исследователи рассматривали экономические, энергетические и стоимостные показатели.
Белл, Меркхофер и Киней
(1980-е) рассматривали возможность
использования сценариев в
Поэтому к концу 1980-х годов
многие компании и специалисты пришли
к необходимости включения в
разработку стратегии фактора
Метод сценарного анализа включает элементы искусства и науки, дедукцию и индукцию, структурирование, обобщенность, рациональность (применительно к действиям одного субъекта) и иррациональность.
Большинство подходов к проведению сценарного анализа начинаются с анализа внешнего окружения организации, затем следует этап непосредственной разработки и формулирования сценариев. Разработка стратегии предприятия в соответствии со сценариями - последний и наиболее сложный этап сценарного анализа.
1. Анализ внешней среды организации
В соответствие с подходом
Д. Мерсе следует уделять большое
внимание анализу внешней среды,
а также распознанию ранних признаков
будущих изменений, используя метод
сканирования. Работа в команде на
данном этапе является наиболее эффективной.
Буржуа предлагает начать анализ с
определения бизнес-интересов
Специфические бизнес-интересы организации, по сути, являются целями организации, которые определяют её желаемое состояние в будущем. Эти цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, могут определяться особенностями страны или мировыми тенденциями, например глобализацией.
Таким образом, основной целью первого этапа сценарного анализа является определение наиболее значимых внешних факторов - "ключевых переменных", которые будут являться основой будущих сценариев.
Итогом этапа должно стать составление перечня макро - и отраслевых факторов, оказывающих наибольшее воздействие на деятельность организации в рассматриваемом временном периоде, а также наиболее значимых стейкхолдеров (группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит), способных повлиять на деятельность организации.
2. Разработка сценариев
Разработка сценариев - самый долгий и творческий этап сценарного анализа.
Этап включает:
Информация о работе Современные направления стратегического планирования