Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа
Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план- это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике.
Предпринимательство- это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.
Введение……………………………………………………………………..
Понятие, роль бизнес-плана………………………………………………..
Этапы разработки бизнес-плана……………………………………………
Структура и содержание бизнес-плана…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании -непосредственное написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.
Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.
Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому- нибудь другому, то следствием этого являются:
- неполное и несистематичное
знание предпринимателем
- отсутствие периода
обучение деятельности по
- неумение предпринимателя
доказательно и глубоко
Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-план.
В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.
Структура и содержание бизнес-плана.
В этом разделе рассмотрим составляющие и содержание бизнес-плана.
Титульный лист и оглавление.
Титульный лист имеет следующее содержание:
- заголовок плана;
- дата его подготовки;
- кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон;
- для кого подготовлен план;
- иногда рекомендуют
включить в титульный лист
заявление о том, что
Оглавление- это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.
Резюме.
Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.
Структура резюме должна состоять из 3-х частей:
- введение: включает цели
плана, коротко выраженную
- основное содержание: сжатое
всех ключевых элементов
- заключение: суммирует факторы
будущего успеха
Для составления резюме чрезвычайно важно правильное представление о его резюме. Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной страницы. Резюме- это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.
История бизнеса.
Этот раздел составляется в том случае, если предприятие существует и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.
Раздел должен рассказать о том , когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.
Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами.
Описание продуктов/услуг.
И сам предприниматель, и его инвесторы точно должны знать, что, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку. То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.
Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услу- ги), могут представлять собой следующий перечень:
1. Конкретное описание
товара и способов его
2. Тенденция применения
выбранного товара (будет ли с
течением времени его
3. Каков диапазон подобных
продуктов/услуг, предлагаемых
Обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребители) наличия уникальности, специфичности товара?
4. Каков уровень зашиты
товара, то есть располагает ли
предприниматель патентом, авторскими
правами, зарегистрированной
Если свойства товара определяют некоторые колебания в величине его продаж - цикличность, сезонность, нужно это специально оговорить (так, автомобиль- товар цикличный, а детские санки- сезонный).
Анализ положения дел в отрасли.
Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка ( группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и сезонным колебаниям и т. д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.
Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в физических единицах.
Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии.
В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их применение.
Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить:
- Как лучше реализовать её?
- Нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т. п.)?
- Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии?
- Нужно ли уходить
из традиционного рынка (если
речь идёт о уже существующем
предприятии)? Если традиционный
рынок дополняется новым, то
на каком из них нужно
- Возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции фирмы ( это также вопрос для уже работающего предприятия)?
Если предприниматель всерьёз решил изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:
- степень вероятности ответных действий;
- их возможное воздействие на фирму;
- когда это может произойти;
- насколько агрессивными они будут;
- есть ли возможность
уклонится от особо
План производства.
Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования.
Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование- все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес- плане.
Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы:
1. Каковы основные методы производства и технологии?
2. Какова общая структура
производственного процесса, операции
по выпуску товара? Возможно ли
достижение преимущества в
3. Какое сырьё и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы?
4. Выявлены ли критические факторы (узкие места)? Ими могут быть поставщики, время, затрачиваемое на те или иные операции, и т. д.
5. Какие мощности необходимы
для организации производства? Существуют
ли на предприятии уже
6. Может ли предприятие
рассчитывать на эффект
Какова предполагаемая структура издержек?
7. Как часты случаи
дублирования, непредвиденные обстоятельства
при выполнении
8. Как осуществляется контроль качества?
9. Описание оборудования,
как существующего, так и
10. Где будет расположено производство? Требования к производству со стороны месторасположения и географических условий.
11. Какова рабочая сила,
необходимая для ведения
План маркетинга.
Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.
Мало просто произвести хороший
продукт, предложить яркую техническую
инновацию. Нужно также завоевать
покупателей этого товара, привлечь
к нему людей, которые обладают способностью
оплачивать покупки, то есть создать
платёжеспособный спрос на свой товар.
В российском предпринимательстве
не сложилась маркетинговая
Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:
- предприниматель смог
осознать основные цели и
- работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;
- инвесторы могли убедится
в достаточной ёмкости и
Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы:
1. Каковы основные
2. На какое место (долю) в донном сегменте рынка может претендовать бизнес?
Определяя свою позицию в рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?
3. Какова основная методика
расчёта цены на товар фирмы?
Какой чистый доход обеспечит
фирме выбранный уровень цены?
Предусмотрены ли системы
4. Какие каналы распространения
товаров будет использовать
5. Какие меры предпримет
фирма для эффективного
Какие из способов продвижения- намерена применять? Как будет определятся бюджет для финансирования продвижения товаров? Будет ли организован отдел по связям с общественностью?
6. Будет ли фирма применять систему технических гарантий на свою продукцию?
Организационный план.
Организационный план знакомит
с формой собственности, выбранной
фирмой, вопросами руководства, распределения
полномочий и ответственности, типом
организационной структуры
Ориентирами для составления плана могут служить следующие вопросы:
1. Какова форма собственности предприятия ( товарищество, акционерное общество и т. д. )?
2. Кто основные акционеры
организации? (Иногда рекомендуют
привести весь список
3. Если форма собственности
акционерная, то сколько акций
и какого класса всего было
выпущено и предполагается
4. Каковы основные положения
о правах голосования,
5. Кто входит в состав совета директоров и правления корпорации?
Перечислите членов совета директоров и правления с указанием имени, адреса, возможно, краткой биографической справки. Также необходимо указать должность, квалификацию, опыт, образование каждого из них. Лучше сделать это в виде короткого резюме.