Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:26, доклад
Плановая деятельность — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.
Планирование является естественной частью менеджмента.
4.Сущность и содержание плановой деятельности
Плановая деятельность — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.
Планирование является естественной частью менеджмента. С этой позиции планирование отвечает на три основных вопроса:
-Где находится фирма
в настоящее время?
-Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д.
-Как, при помощи каких ресурсов фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников?
Отвечая на эти вопросы, процесс планирования включает в себя три основных этапа:
-Установление своевременно
четких количественных
-Определение основных
действий, которые необходимо
-Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающая достижение поставленных целей.
Применение планирования на фирме позволяет:
-предвидеть перспективу развития фирмы в будущем;
-более рационально
-избежать риска банкротства;
-улучшать контроль в организации.
На фирмах используются такие методы планирования как: балансовый, расчетно-аналитический, графо-аналитический, программно-целевой, экономико-математический.
Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, трудовой, финансовый, бухгалтерский.
Расчетно-аналитический
метод используется при планировании
показателей плана, изучении их динамики
и количественного размера
Графо-аналитический метод позволяет графическими способами смоделировать инновационные, производственные и организационные процессы на предприятии.
В зависимости от выбора планового периода планирование подразделяется на долгосрочное (10 — 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час). Стратегия развития на предприятии определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив её деятельности с учётом непредвиденных рыночных обстоятельств. Этапы формирования стратегии развития фирмы:
-выработка миссии предприятия;
-определение его стратегического положения в отрасли и регионе;
-оценка сил конкуренции;
-анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT-анализ);
-разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка по системе показателей (увеличение или сокращение доли рынка, уровень рентабельности, размер чистой прибыли, окупаемость капитальных вложений, темпы роста объема продаж и емкости рынка);
-выбор окончательной стратегии, которая включается в план. Стратегический план уточняется в бизнес-плане и плане маркетинга.
Основные разделы
-производство и сбыт продукции; -техническое развитие предприятия;
-нормы и нормативы; -материально-техническое обеспечение;
-труд и кадры; -охрана природы; -себестоимость;
-фонды экономического стимулирования; -показатели экономической эффективности производства;
-финансовый план; -план внешнеэкономической деятельности;
-план социального развития.
5. Концепция плана-прогноза Н. Д. Кондратьева.
Основные элементы плана по Кондратьеву :
- построение системы
- анализ объективной
- система мероприятий
и средств воздействия
Кондратьев одним из первых приступил к созданию теории прогнозирования, т.е. методологии, границ и возможностей, места прогнозов в плане и их роли по отношению к планам.
К. выделил три вида прогнозов.
В основу классификации положил
фактор повторяемости или регулярности
событий. С одной стороны, этот фактор
прямо взаимодействует с
Три типа прогнозов :
- прогноз тех событий,
которые представляются
- второй тип - это предвидение
более или менее повторяющихся
событий. Например, наступление капиталистических
циклических кризисов, явлений, связанных
с сезонными колебаниями
- третий тип - это предвидение
лишь общего контура событий
тех или иных социально-
9. Организация планирования в
условиях административно-
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления , в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование , предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления , препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.
10. Требования, предъявляемые к
системе планирования в
Важнейшие требования , предъявляемые к системе планирования , и одновременно ее признаки перечислены ниже:
1. Целенаправленность. Цели
верхнего уровня предприятия
являются исходным пунктом
2. Целостность и полнота.
При помощи системы планирования
руководство получает
3. Структуризация планов по содержанию, масштабам и временным параметрам. С точки зрения содержания, планы должны быть проблемно ориентированы. С точки зрения масштаба представления степени детализации представляемой информации в зависимости от целевого назначения планов и потребности менеджеров различают укрупненные и детализированные планы. С точки зрения временных параметров (срочности) различают краткосрочные (на один год и меньше), среднесрочные (на 3-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) планы с соответствующими плановыми периодами. При планировании инвестиционных проектов в качестве плановых периодов иногда выделяют подготовительный период и период осуществления проекта.
4. Целеориентированная интеграция разделов плана или частных планов. Планы и лежащие в их основе процессы планирования должны быть интегрированы с ориентацией на цели, то есть они должны быть содержательно связаны одни с другими.
Содержательная интеграция
плановых задач осуществляется
в рамках организационной
В зависимости от
регулярности осуществления
Целеориентированное согласование всех разделов плана по содержанию и по времени может осуществляться последовательно или синхронно. Это означает что, либо один план разрабатывается на базе другого, либо содержание планов в процессе принятия решения определяется одновременно. Взаимосвязь всех структурных подразделений предприятия обусловливает и согласование их планов. Обычно такое согласование проводится по ступеням управления, последовательно.
5. Гибкость, актуальность, эффективность.
Гибкостью система планирования
обладает, когда она может
11. Система планов и организации
планирования в современных
Результатом процесса планирования считается система планов . План содержит в себе ключевые показатели деятельности организации , которые необходимо достичь к завершению планового периода. По сути, план - это комплекс инструкций для менеджеров, описывающих роль, которую любая часть организации должна играть в процессе достижения целей организации .
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов , которую можно разделить на следующие компоненты.
1) Стратегический план (генеральный план организации ) часто составляется на 5 лет вперед.
2) Общефирменные планы , составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации . Основой для формирования данных планов можно считать план развития организации .
3) Оперативные планы организации :
· общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы », или « планы прибыли», рассчитывается на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
Информация о работе Сущность и содержание плановой деятельности