Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:26, доклад
Плановая деятельность — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.
Планирование является естественной частью менеджмента.
· текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
4) Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы ) и проекты.
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации . В стратегический план входят глобальные программы организации .
Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации , определенный в стратегическом плане , конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования .
Планы действий
любой организации можно
охарактеризовать либо как
14.Сущность и содержание
Нормативный
метод является одним из основных
методов прогнозирования и
Сущность
нормативного метода заключается в
технико-экономическом
С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.
В рыночной
системе отношений
- для анализа
фактического состояния
- для осуществления
прогнозных и программных
- в качестве
индикаторов-показателей при
- для ориентирования
товаропроизводителей в выборе
вариантов производственно-
Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на одного жителя, потребление воды на одного человека и др.
Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металлозавалки), расход ресурса на 1 млн рублей продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.
По направлениям применения нормы и нормативы подразделяются на:
- нормы
затрат труда (нормы выработки
— количество изделий на
- нормы
использования материальных
- нормы
и нормативы использования
- нормы
и нормативы, характеризующие
эффективность общественного
- нормы
и нормативы капитальных
- финансовые
нормы и нормативы (нормы
- социально-экономические
нормы (нормы потребления на
душу населения
- нормы
и нормативы охраны окружающей
среды (степень очистки воды, воздуха
от вредных веществ,
Все нормы и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разработке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые — на перспективу.
17. Сущность и методология
Индикативное планирование — это средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.
Индикативное планирование
является наиболее приемлемой
для условий рыночной
Под методологией индикативного планирования мы понимаем систему подходов, принципов, показателей, методов разработки и применения ИП в целом и составляющих его структурных блоков. Изучение структуры, логической организации и применение различных методов и алгоритмов ИП, на наш взгляд, способно помочь в обеспечении достижения поставленных целей, решении конкретных задач в сложившейся экономической ситуации, ориентировании развития экономики страны в соответствие с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста (предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное).
Важнейшим составным элементом методологии ИП являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, правила формирования и обоснования всей системы планирования . Основополагающими принципами индикативного планирования являются:
Принцип социальной направленности и приоритетности интересов человека и общества; дополняется принципом социальной справедливости, реализуемый через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.
Принцип повышения эффективности общественного производства (все цели и задачи планирования должны осуществляться с наименьшими затратами, с максимальной экономией всех видов ресурсов).
Принцип пропорциональности и сбалансированности (рынок - мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования, однако пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, через систему планирования формирует государство). Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества, с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Принцип приоритетности (необходимость
выбора приоритетных направлений в
развитии экономики обусловлена, во-первых,
ограниченностью ресурсов, во-вторых,
неотложностью решения
принцип согласования краткосрочных
и перспективных целей и задач
предполагает сочетание текущих
целей и задач социально-
В изложенном выше материале указывалось, что индикативные планы включают в себя и позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, вопросы управления государственными предприятиями и др.
Очевидно, что методы реализации
целей и задач индикативных
прогнозов и планов не ограничиваются
только программированием, а включают
в себя широкий спектр иных способов
регулирования, однако в данном исследовании
рассматривались
Структурный блок прогнозирования в рамках системы индикативного планирования выступает как его первая, обязательная, научно-аналитическая стадия. Планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий, позволяют обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта движения экономики. Велика роль прогнозов в разработке социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу. Таким образом, можно говорить о взаимопроникновении и взаимовлиянии прогнозных и плановых процедур. В то же время, занимая важное место в системе государственного управления, прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма регулирования, тем более, что многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования (например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.). В данной работе методологические особенности и характеристики прогнозного этапа и процедур формирования планов рассматриваются в рамках предложенной структуры трех блоков: прогнозирования - планирования - - программирования. Ниже дана развернутая характеристика сущности и видов, классификация основных способов осуществления каждого из этих блоков, выявлены трудности практического применения в реальных условиях отечественной экономики.
Информация о работе Сущность и содержание плановой деятельности