Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.
Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:
- изучить функции и виды цен;
- исследовать механизм образования;
- рассмотреть методы прогнозирования цен в рыночной экономике
- раскрыть сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и выявить его основные особенности в Республике Беларусь.
- прогноз цен, и положение Республики Беларусь на 2012г.

Содержание работы

Введение…………….……………………………………………………………
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования…….
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике……………………………….
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике
и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
4 Полная неопределенность - главная черта периода 2009-2012……………..
5 Причины возрастания цен, кризис 2011г…………………………………….
6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

5.5 Инфляция в 2011 году

 

Финансовый кризис привёл к падению уровня жизни. Средняя  заработная плата в долларовом эквиваленте упала в 1,6 раза, с $500 до $312 (по официальным данным, с $530 до $330), а с учётом невозможности до сентября свободной покупки долларов легально — до $170—220 при расчёте по курсу чёрного рынка или курсу дополнительной сессии БВФБОтсутствие открытой позиции властей и их непродуманная непоследовательная экономическая политика инициировали взрывной спрос на различные потребительские товары, поскольку жители ожидают лавинного роста цен и дефицита товаров.

 

Из-за нехватки валюты частично или полностью парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации. Из-за недостаточных величин уставного фонда и собственного капитала, что было вызвано кризисом, три банка находятся под угрозой закрытия, а ещё одиннадцать — под угрозой отзыва лицензии на работу с вкладами физических лиц, в то время как всего в Беларуси насчитывается 31 банк. Просроченная дебиторская задолженность предприятий за первые месяцы 2011 года увеличилась более чем на 20 % до 8,9 трлн рублей ($1,78 млрд.).

Ряд компаний в сфере  услуг, которые имели большие  валютные обязательства, потерпели  огромные убытки: мобильные операторы Velcom и life:) по итогам второго квартала заявили о потерях в 37 и 150—200 миллионов долларов соответственно. ОАО «Лидское пиво» заявило о снижении операционной прибыли в исчислении в евро на 56,6 % несмотря на значительный рост продаж. О потерях, вызванных кризисом, сообщили также IT-компании.

Почти сразу же после  объявления о девальвации «Белнефтехим», монополист в поставке бензина на внутренний рынок, повысил цены на отпускаемую  продукцию в среднем на 20 %. По словам руководителя концерна, поставки топлива на внутренний рынок продолжают оставаться убыточными. Это стало третьим повышением цен на бензин за год. Всего с начала года бензин подорожал на 34—71 %. 26 мая одна из автозаправочных сетей приостановила продажу бензина АИ-92 из-за нехватки поставок с нефтеперерабатывающих заводов. 27 мая стало известно, что Мозырский и Новополоцкий НПЗ лоббируют новое повышение цен на бензин ещё на 20—30 % для уменьшения убытков от реализации топлива на внутреннем рынке. Наблюдается активный вывоз бензина из Беларуси жителями сопределяных стран, из-за дешевизны. Например разница в ценах с Литвой составляла 2-3 раза. Отмечается, что повышению рентабельности продажи бензина могло бы содействовать снижение акцизов и налогов, что, однако, невыгодно правительству. 6 июня представители НПЗ заявили о том, что справедливая цена на бензин на АЗС — ок. 5000 рублей ($1) за литр. В ночь на 7 июня цены на бензин были повышены на 30 %; АИ-92, АИ-95 и дизтопливо стали стоить больше $1. Уже вечером 7 июня автомобилисты провели акцию «Стоп-бензин», парализовав движение по проспекту Независимости в Минске. На следующий день Александр Лукашенко распорядился снизить цены на топливо ниже $1 и пообещал, что дальнейший рост будет привязан к курсу доллара.

6 июня через сеть  идеологических структур на предприятиях Минска стала распространяться информация о скорой замене ФРС США существующих долларов на деньги нового образца[254]. СМИ видят в этих слухах попытку заставить население сдавать наличные доллары в обменные пункты, где их нет[254]. 10 июня Александр Лукашенко заявил: «только в Беларуси наши умные белорусы, „свядомыя“ или с их подачи хватают эти бумажки долларовые. Вы прекрасно понимаете, что сегодня идет колоссальнейшая накачка долларами мировой экономики, что может привести к ещё одному обвалу этой экономики. Мы это все знаем».

11 июня были установлены  ограничения для физических лиц  на вывоз бензина и ряда  товаров белорусского производства, а товары из специального списка  было запрещено вывозить вовсе. В список товаров, запрещённых к вывозу физическими лицами, попали холодильники, газовые плиты, цемент, синтетические моющие средства, крупы и макароны.Нормы вывоза товаров физическими лицами, сверх которых накладываются пошлины

 

Экспортная пошлина ($415,8 за 1 тонну или $0,41 за 1 литр) также  была введена на бензин, вывозимый физическими лицами более одного раза в течение пяти суток., а с 25 ноября 2011 года один раз в восемь суток. Кроме того, продажа топлива грузовым автомобилям на АЗС была ограничена 200 литрами. По словам секретаря Совета безопасности Беларуси Леонида Мальцева, подобные меры являются «общемировой практикой».

 

15 июня Мингорисполком  отменил практику предоставления  льготных кредитов на строительство жилья. В то же время, Александр Лукашенко заявил, что льготы на строительство жилья сохранятся для многодетных семей, а также их получат «служивые люди, там милиция, армия и прочие — тех, кто на государственных постах». Тем не менее, количество льготных строек должно сократиться на треть только за 2011 год. 17 июня Александр Лукашенко потребовал пресечь выезд людей из Беларуси на заработки (прежде всего, на строительство), пригрозив увеличить коммунальные платежи для оставшейся в Беларуси семьи в четыре раза и лишить его бесплатного медицинского обслуживания. Претворение этого указания в жизнь может отрицательно сказаться на благосостоянии, по некоторым оценкам, 0,7 — 1 миллион белорусов, находящихся на заработках в России, и их семей. К октябрю 2011 года строительная отрасль оказалась на грани коллапса.

 

За 2011 год в 2,6 раза выросло  количество неплательщиков по кредитам, что связывается именно с ухудшением экономической обстановки и невозможностью их выплаты вследствие падения уровня жизни. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 %.

 

 

 

5.6 Последствия девальвации

 

Средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка снизилась с $500 до $312 за один день. В Министерстве экономики сообщили о том, что работникам бюджетной сферы будут выплачиваться разовые компенсации, в то время как тарифная ставка первого разряда, по которой рассчитывается заработная плата, останется на прежнем уровне, чтобы «не разорвать доходы низкооплачиваемых и высокооплачиваемых людей». В министерстве экономики также сообщили, что другой причиной отказа от повышения зарплаты является опасность дальнейшего увеличения объёма денежной массы. 26 мая были повышены пенсии, но только на 80 500 рублей (около $16 по курсу на 27 мая). Индексация зарплат в мае составит лишь 60 000 рублей (около $12 по курсу на 27 мая). При этом в министерстве экономики сообщили, что индексация не коснётся рабочих крупных государственных предприятий, решение о повышении зарплаты которых должна будет принимать администрация предприятия. Вклады граждан Беларуси в рублях обесценились на миллиард долларов.

 

 

 

 

 

6 Что ожидает Беларусь в 2012Г.

 

 

6.1 Проблема выбора стратегии развития

на 2012 год

 

         В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

выход на положительное  сальдо внешней торговли;

сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три  раза) и проведение жёсткой налоговой  и кредитно-денежной политики; активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда); приватизация малоэффективных предприятий;

отказ от регулирования  курса белорусского рубля за исключением  резких скачков;

рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;

отказ от приоритета роста  ВВП перед остальными макроэкономическими  показателями;

удерживание инфляции на уровне 19 %.

        Предложенный план был принят, хотя помощник Лукашенко по экономическим вопросам Сергей Ткачёв выступал против резкого урезания финансирования госпрограмм. Были также озвучены возможные прогнозы развития, в соответствии с которыми в зависимости от выбранного курса развития курс доллара в 2012 году будет составлять от 9,3 до 22 тысяч рублей, инфляция — от 12 % до 218 %.

       Независимыми обозревателями данный план был раскритикован как «оптимистичный», но неосуществимый без структурных реформ.

В то же время, данные предложения  были подвергнуты резкой критике  Александром Лукашенко как слишком  «рыночные», раскритиковав попытку ориентации на рыночные механизмы управления экономикой. От правительства Лукашенко потребовал исполнения решений IV Всебелорусского народного собрания (органа, не предусмотренного Конституцией): «я попрошу вас придерживаться той политики, которая выработана на                 Всебелорусском народном собрании и президентом. Вы сформированы президентом под конкретную задачу». Также Александр Лукашенко потребовал от правительства, чтобы к 9 мая 2012 года трудности для населения были ликвидированы: «я терплю это до 1 января, а потом у вас останется срок до 1 мая, ну, до 9-го, до Дня Победы, и население совершенно по-иному должно оценивать политику в государстве». Александра Лукашенко поддержали руководитель прогосударственной Федерации профсоюзов Леонид Козик и посол России в Беларуси Александр Суриков, который охарактеризовал планы правительства как «гайдаровские».

         Ожидается дальнейшее падение реальной стоимости вкладов в рублях, поскольку процентные ставки банков, несмотря на постоянное повышение, находятся на уровне более низком, чем официальный прогнозируемый уровень инфляции (22-23 % против 33-39 %). Эксперты также предсказывают серьёзные трудности с выплатой налога на прибыль предприятиями из-за распространения схемы, при которой объём выплачиваемых налогов привязан к показателям прошлого года. Из-за кризиса и девальвации многие предприятия потеряли значительную часть доходов, но вынуждены платить налоги в прежнем объёме. В Министерстве по налогам и сборам, однако, заявили, что такой порядок уплаты налогов был принят в ходе обсуждения с участием представителей бизнеса, поэтому «если бизнес-сообщество участвует в разработке, тогда пусть также несет ответственность». Председатель Белорусского союза предпринимателей, однако, сказал, что данная мера была принята в конце 2010 года, когда Пётр Прокопович обещал, что девальвации рубля не будет.

В Беларуси неоднократно повышалась ставка рефинансирования, в общей сложности почти вдвое — с 10,5 % в начале года до 27 % 1 сентября. Однако эксперты РИА-Аналитика считают, что для обеспечения привлекательности сбережений в национальной валюте и снижения инфляции ставку рефинансирования следует поднять в несколько раз, до 70-90 %.

 

 

 

6.2 Ожидаемые сферы дальнейшего роста цен

 

         Ожидается также резкое повышение цен на образовательные услуги и повышение цен на коммунальные услуги примерно на 30 %. По оценке заместителя министра экономики Андрея Тура, из-за роста курса доллара к категории малообеспеченных людей может быть отнесено вдвое больше людей, чем раньше.

 

 

 

6.3 Перспективы введения российского рубля

 

Отдельные аналитики  и Либерально-демократическая партия Беларуси считают, что переход на российский рубль в качестве единого платёжного средства поможет экономике Беларуси. По сведениям Белорусской деловой газеты, вопрос перехода Беларуси на российский рубль обсуждался во время визита Владимира Путина 19 мая. Однако 25 мая Александр Лукашенко выступил с критикой призыва министра иностранных дел России Сергея Лаврова к уважению прав и свобод человека в Беларуси, а белорусские СМИ сменили тональность своих репортажей, «главный посыл которых сводился к одному — самый страшный враг затаился на востоке». В тот же день Лукашенко заявил о готовности освободить политзаключённых — кандидатов в президенты на прошедших в 2010 году выборах и других участников акции протеста 19 декабря 2010 года. По мнению Павла Северинца, Лукашенко намерен торговать освобождением политзаключённых в обмен на кредиты из Европы, США и международных организаций.

 

         Можно ожидать, ВВП в IV квартале 2011 года сократится по отношению к IV кварталу 2010 года на величину порядка 5%.

        В I квартале 2012 года экономика Беларуси, по-видимому, достигнет дна, и снижение ВВП в месячном выражении приостановится или даже сменится ростом. Но падение ВВП в годовом выражении может продолжиться, так как в I квартале 2011 ВВП быстро рос, стимулированный увеличение средней зарплаты в стране примерно до $500 и резким ростом дефицита внешней торговли страны, которой Нацбанк тогда еще оплачивал. То есть база для сравнения очень высока, поэтому и падение I квартале 2012 года окажется значительным.

      В результате снижение ВВП в начале 2012 года, судя по текущей его динамике, может оказаться на уровне около 10% в годовом выражении. Это и есть дно, от которого экономика Беларуси будет отталкиваться.

      Динамика ВВП за три квартала 2011 года и прогноз на IV квартал 2011 года и I квартал 2012 года (%, в годовом выражении)

 При этом рост  ВВП будет происходить в соответствие  с улучшением состояния экономики  Беларуси по мере ее модернизации, наращивания экспорта и т.д.  А это постепенный процесс,  для которого, судя по мировому опыту, прирост на 10% в год является очень хорошим показателем.

      Но если за 2012 год (к декабрю) ВВП вырастет на 10% по отношению к январю, то это обеспечит всего лишь выход на уровень начала 2011 года, а суммарный ВВП за 2012 год окажется ниже ВВП за 2011 года на несколько процентов.

     Повысить ВВП Беларуси можно за счет денежной эмиссии, однако, как отмечалось выше, в отсутствие продажи валюты Нацбанком на бирже, эффект этой меры будет крайне низким. Так, несмотря на колоссальные вливания рублей и повышение зарплат в выборном 2010 году, в I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос всего на 10,9%.

     То есть вливание даже десятков триллионов рублей в нынешних условиях обеспечит дополнительный рост ВВП на пару-тройку процентов, так как данная эмиссия приведет к перераспределению ВВП, а не его подъему.

 

 

 

6.4 Дешевый газ не спасет

 

          Конечно, положительным фактором для ВВП Беларуси является снижение цены газа, поставляемого в Беларусь из России в 2012 году. Это обеспечит Беларуси экономию в размере около $2 млрд за год. Кроме того, некоторый прирост ВВП обеспечит и начало работ по строительству белорусской АЭС.

      Однако этого, по-видимому, будет недостаточно для перевода динамики ВВП в 2012 году из отрицательной в положительную область (в годовом выражении). Снижение цены газа только стабилизирует экономику Беларуси на том низком уровне, на который она сейчас опускается. Действительно, в настоящее время ВВП отчасти поддерживается тем, что население тратит свои валютные резервы - в среднем $230 млн в месяц ($3 млрд в годовом выражении).

Информация о работе Ценообразование