Ценообразующие факторы в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

Цена — это количество денег, уплачиваемое за единицу товара, т.е. продукции, работ и услуг, предназначенных для реализации. Цены и механизм их образования играют весьма важную роль в экономике каждой страны независимо от ее общественно-экономической формации. Это объясняется не только тем, что цена является неотъемлемым атрибутом любого товара или услуги, но еще и тем, что цена — это квинтэссенция экономических интересов всех участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя, в частности, в изменении главной составляющей цены — прибыли. Стимулируя с помощью прибыли обновление и совершенствование материально-производственного потенциала общества, цены гармонизируют, уравновешивают экономические интересы всех участников товарно-денежных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Внешние ценообразующие факторы……………………………..4
Спрос и предложение
Конкуренция
Потребители
Государственное регулирование цен
Участники каналов сбыта
Внутренние ценообразующие факторы…………………………..11
( Краткая характеристика.)

Заключение…………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………...14

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………3

 

    1. Внешние ценообразующие факторы……………………………..4
      1. Спрос и предложение
      2. Конкуренция
      3. Потребители
      4. Государственное регулирование цен
      5. Участники каналов сбыта
    2. Внутренние ценообразующие факторы…………………………..11

( Краткая характеристика.)

 

Заключение…………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

С возникновением товарно-денежных отношений взаимосвязи  между производителями товаров и обществом, с одной стороны, и между отдельными товаропроизводителями, с другой, реализуются путем использования механизма цен на производимые товары.

Цена — это количество денег, уплачиваемое за единицу товара, т.е. продукции, работ и услуг, предназначенных для реализации. Цены и механизм их образования играют весьма важную роль в экономике каждой страны независимо от ее общественно-экономической формации. Это объясняется не только тем, что цена является неотъемлемым атрибутом любого товара или услуги, но еще и тем, что цена — это квинтэссенция экономических интересов всех участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя, в частности, в изменении главной составляющей цены — прибыли. Стимулируя с помощью прибыли обновление и совершенствование материально-производственного потенциала общества, цены гармонизируют, уравновешивают экономические интересы всех участников товарно-денежных отношений. При формировании цены необходимо учитывать комплекс ценообразующих факторов, влияющих на структуру, уровень, динамику и соотношение цен.

      В данной работе основной целью  является изучение основных ценообразующих факторов в условиях рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

 

Рыночная цена товара формируется  под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой стратегии  фирма должна выявить и проанализировать все эти ценообразующие факторы. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние.

Кратко  остановимся на характеристике основных ценообразующих факторов.

 

Внешние ценообразующие факторы

  1. Спрос и предложение. Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.
  • Спрос — это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия "ж е л а н и е " и "с п р о с ". Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

При изменении хотя бы одного из приведенных  факторов изменится и объем спроса на данный товар.

Однако, если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в данном выражении неизменны и являются величиной постоянной, то тогда объем спроса реально будет зависеть только от изменения цены.

Кривая спроса устанавливает обратно  пропорциональную зависимость между  ценой товара и его количеством. Чем выше цена, тем меньше товаров  по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

  • В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения возрастает. В этом наглядно проявляется противоречивость заинтересованности производителя и покупателя в цене товара.

Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в  какой степени общество нуждается  в его продукции. И если уровень  цены, сложившейся на рынке, возмещает  затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства и соответствия спросу.

На величину предложения товаров  влияет ряд факторов, главные из которых издержки производства.

Издержки производства – принятие решения об уровне цены зависит от объёма продаж и издержек производства. Это денежная оценка затрат на производство продукции (сырья, материалов, топлива).

Уровень издержек производства зависит от стадии жизненного цикла товара.

1-ая стадия. Отличается достаточно высоким  уровнем издержек.

2-ая стадия. Характерна относительно маленьким  объёмом продаж, поэтому для неё  характерны высокий уровень издержек, включены маркетинговые расходы  и т.д. прибыль не высока, прибыль  только к концу этапа.

3-ая стадия. Серийное производство. Мощности  забиты полностью. В результате выявления снижения затрат на производство, маркетинг, рекламу.

4-ая стадия. Товар занимает определённую  рыночную долю на рынке. Объём  продаж максимально равен практически  возможному. Издержки уменьшаются, что приводит к росту прибыльности продаж. В конце стадии, когда объёмы продаж стабилизированы, может возникнуть необходимость в росте расходов на маркетинг и рекламу.

5-ая стадия. Характеризуется резким снижением  объёмов продаж.

В результате растут расходы на производство единицы  продукции и снижается прибыть от продаж. На данной стадии выгодно либо прекратить производство товара, либо модернизировать, либо снизить первоначальную цену.

 Снижение затрат при производстве  продукта позволяет выпустить  больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.

Воздействовать на динамику предложения  позволяют такие производные  этого фактора, как:

• научно-технический прогресс — снижаются издержки производства и увеличивается предложение товаров;

• степень монополизации рынка, которая проявляется в изменении цен при любом уровне производства;

• динамика цен на другие товары, в том числе и на взаимозаменяемые;

• большое влияние на величину предложения оказывают налоги, высокая плата на ресурсы, таможенные пошлины, увеличение которых может привести к резкому снижению предложения.

Особенность свободного рынка —  в том, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и предложения устанавливается равновесная, или рыночная, цена. Состояние равновесия никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием многих факторов.

Так как кривые спроса и предложения  постоянно смещаются (вправо или  влево, вверх или вниз), то происходит нарушение равновесия. Практика знает много случаев, когда "инициатором" нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.

В условиях рынка спрос и предложение  зависят от воздействия большого количества факторов. Количественно измерять чувствительность спроса и предложения к изменению этих факторов позволяет показатель эластичности.

Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при снижении или  увеличении его цены, какую ценовую  политику должно избрать предприятие  при той или иной ставке налогообложения  на прибыль. Предпринимателю необходима информация о том, насколько изменится спрос под воздействием ряда факторов (доходов, цен и т.п.).

Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.

Предпринимателей интересует также  эластичность спроса по отношению не только к цене, но и к другим переменным, например, к доходу.

Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений  в условиях изменения налоговых  ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает  решение о повышении цены так, чтобы его финансовое положение не ухудшилось (или не в значительной степени).

  1. Конкуренция.

           Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением — конкуренция — ценовая и неценовая.

Ценовая конкуренция — это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цены. Фирмы-продавцы следуют кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Поэтому ценой можно легко маневрировать под воздействием множества факторов.

Ценовую конкуренцию может начать не только фирма, занимающая господствующее положение на рынке, но и небольшое предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной ценовой конкуренции — постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только предприниматель, располагающий реальными шансами снижения издержек производства. Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не располагающие возможностью последовать за ней, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет свою фирму из трудного положения, перенесет "войну цен" и дождется нового повышения цен. В этом случае цель "войны" не достигнута и придется или смириться, или снова начинать снижение цен.

"Война цен" в любом случае  — дело трудное и в значительной  степени разорительное. На выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет более сильное положение на рынке, чем конкурент. Если же конкурирующие фирмы находятся примерно в равных условиях, то "ценовая война" не просто расточительна, но и бессмысленна.

В случае, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано "маневрирование ценами". Эта политика состоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на продукции по сравнению с прейскурантами, установлении цен на товары разного качества в близком диапазоне. В результате этого выигрывает покупатель.

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако, на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Большое влияние на уровень и  динамику цен оказывает состояние  финансово-кредитной сферы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают  изменения покупательской способности  денежной единицы России. В нормально  функционирующей экономике, когда деньги обеспечены золотым содержанием, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе "количество денег — сумма цен" начинает изменяться сумма цен.

  1. Потребители

 Следующий важный фактор, оказывающий  значительное влияние на цены, — потребители. Любой предприниматель  должен видеть глубокую взаимосвязь  между ценой, покупками потребителей  и их представлениями. Отношения  между ценами и количеством  сделанных покупок по этим  ценам можно объяснить двумя  причинами: воздействием законов  спроса и предложения и ценовой  эластичности и неодинаковой  реакцией покупателей различных  сегментов рынка на цену. Именно  эти причины легли в основу  деления всех покупателей по  их восприятию цен и ориентации  в покупках на четыре группы:

    • покупатели, проявляющие большой интерес при выборе покупки и ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров. Большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества этого товара. Это так называемая группа экономных)' покупателей;
    • покупатели, создавшие себе "образ" товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или   удаляющие их от "образа". Такие покупатели получили   название    персонифицированных.    Они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;
    • покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции. Эта группа покупателей называется "этичные покупатели". Они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемой в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;
    • покупатели, мало интересующиеся ценами, — "апатичные   покупатели". При выборе покупки основное внимание они уделяют удобству и комфорту, получаемому от приобретения этого товара.

Информация о работе Ценообразующие факторы в условиях рынка