Ценообразующие факторы в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

Цена — это количество денег, уплачиваемое за единицу товара, т.е. продукции, работ и услуг, предназначенных для реализации. Цены и механизм их образования играют весьма важную роль в экономике каждой страны независимо от ее общественно-экономической формации. Это объясняется не только тем, что цена является неотъемлемым атрибутом любого товара или услуги, но еще и тем, что цена — это квинтэссенция экономических интересов всех участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя, в частности, в изменении главной составляющей цены — прибыли. Стимулируя с помощью прибыли обновление и совершенствование материально-производственного потенциала общества, цены гармонизируют, уравновешивают экономические интересы всех участников товарно-денежных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Внешние ценообразующие факторы……………………………..4
Спрос и предложение
Конкуренция
Потребители
Государственное регулирование цен
Участники каналов сбыта
Внутренние ценообразующие факторы…………………………..11
( Краткая характеристика.)

Заключение…………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………...14

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)
  1. Государственное регулирование цен

Важнейшим фактором, оказывающим влияние  на цену, а следовательно, и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен.

 Существуют прямые и косвенные  меры воздействия государства  на цены. Прямые меры осуществляются  путем установления определенного  порядка ценообразования, косвенные — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.

Свободная   (договорная,  Государство    устанавливает   "правила   игры" на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию).

Государственное регулирование рынка  и цен существует во всех странах  мира. И в России государство оставляет  за собой право вмешиваться в  регулирование цен отдельных  товаров на определенных предприятиях. Эта практика получила широкое распространение  во всех развитых странах. Так, в США  государство регулирует 5-10% цен, в  основном в отраслях, где существует  естественная   монополия   (сельское   хозяйство,   энергетика, связь). В Японии государство регулирует около 20% потребительских цен (в том числе такие важные, как тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость медицинского обслуживания и образования, цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду). В Швейцарии федеральное ведомство  по  контролю за  ценами  в законодательном порядке фиксирует почти 50% объема товарной продукции сельского хозяйства. Ограниченное регулирование существует по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и другим товарам. И в очень редких случаях (опасности возникновения войны или угрозы значительного общего повышения цен) правительство имеет право (что предусмотрено законом) на прямое воздействие на цены (замораживание),  как, например в

Швеции. Правительство может замораживать цены на отдельные товары и услуги, включая квартирную плату.

В России традиционно сложился высокий  уровень монополизации в отечественной промышленности, который необходимо было ограничивать, всячески пресекая недобросовестную» конкуренцию и эскалацию монополии. Для предотвращения действий предприятий-монополистов, направленных на ущемление интересов других предприятий и препятствующих эффективному функционированию товарных рынков, государство сочло необходимым ввести регулирование цен на продукцию, вырабатываемую ими. В отношении предприятий-монополистов осуществляются следующие методы регулирования цен:

•   устанавливается предельная цена (цена замораживается), что особенно важно в условиях дефицита этого товара. Однако от этого метода многие развитые страны давно отказались в отношении товаров первой необходимости, и в частности, продуктов питания;

•  устанавливается фиксированная цена;   

•  при повышении цен устанавливаются предельные надбавки (коэффициенты) изменения цен;

•   применяются предельные уровни рентабельности и размеры торговой надбавки.

  1. Участники каналов сбыта

На решения по ценам влияют участники  каналов товародвижения — от производителя  до оптовой и розничной торговли. Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить большой контроль за ценами.

Так, фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам. Производитель открывает собственные магазины, в которых сам контролирует цены.

Оптовая или розничная торговля добивается большей доли участия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формой продажи. Она отказывается

от  реализации невыгодной продукции, реализует  товары конкурирующих фирм, тем самым  располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях торговля сознательно идет на действия, направленные против марки товара. Она может придерживать продукцию, устанавливать на нее более высокую цену, в то же время, продавая товары других марок по более низким ценам.   

Чтобы достигнуть согласия всех участников канала сбыта с решениями по ценам, производителю необходимо соблюдать несколько условий: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые соглашения, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.

Из всех перечисленных ранее факторов основное воздействие на движение цен оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывает снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких, как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным. Однако по большому кругу товаров влияние цены производства на уровень розничных цен очень сильно.

 

Внутренние  ценообразующие факторы

К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать. Рассмотрим основные факторы, входящие в систему внутренних факторов:

  1. Мероприятия, связанные с управлением затратами. Для эффективного функционирования на каждом конкретном предприятии необходимо управлять всеми элементами затрат: материальными; трудовыми; амортизацией и прочими. Целью такого управления на конкретной фирме является создание условий для снижения (или стабилизации) затрат. Так, увеличение объемов производства может способствовать снижению общих затрат, а сокращение — их росту. Рост производительности труда, опережающий темпы роста оплаты труда, также приводит к снижению затрат за счет уменьшения доли в себестоимости заработной платы. Улучшение системы нормирования материальных ресурсов способствует сокращению затрат на них.
  2. Формирование оптимальной номенклатуры фирмы. Как правило, предприятия выпускают несколько видов продукции, которые имеют различный уровень рентабельности. Предприятию выгодно производить изделия с высокой рентабельностью. Поэтому оно может изменять ассортиментную структуру производства в пользу высокорентабельной продукции.
  3. Совершенствование маркетинговых исследований рынка, что предполагает более глубокое изучение конкурентной среды, рекламной деятельности, повышение имиджа фирмы и др.
  4. Привлечение финансовых ресурсов и их эффективное использование. Оптимальное соотношение между собственными и заемными финансовыми ресурсами может способствовать снижению или стабилизации цен. Это связано с возможностями расширения производства. Привлечение заемных средств (к примеру, банковского кредита) требует не только их возврата, но и определенной платы в виде процента. За использование собственных финансовых ресурсов платить не приходится. Но в рыночной экономике развита система использования заемных средств.
  5. Обоснованное формирование и использование ценовой политики фирмы. От того, какую ценовую политику использует фирма, формируются цены на конкретные группы товаров, которые могут преследовать различные цели: завоевание сегмента рынка (низкие цены); формирование у потенциальных потребителей спроса на продукцию фирмы (низкие цены); использование высокого имиджа фирмы (высокие цены); получение сверхприбыли (высокие цены) и т.д.
  6. Совершенствование организационного механизма предприятия. К нему можно отнести совершенствование работы с поставщиками и потребителями, выбор системы оплаты продукции и материальных ресурсов, оптимизацию организационной структуры и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Цена  является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента фирмы за качество хозяйственных решений, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с управлением ценами.

Надо  учитывать, что ценообразование  относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления. Так, некорректные решения по ценам способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и вывести их за пределы допустимых значений, что может привести предприятие к банкротству. Кроме того, ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, самой фирмы, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

Подводя общий итог, можно отметить, что  в настоящее время, в условиях рыночных отношений, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой политики. Ценообразование должно быть систематическим и стратегическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. В.В. Наумов. Ценообразование: учебно-методический комплекс

[http://e-college.ru/xbooks/xbook098/book/index/index.html?go=part-003*page.htm]

  1. Ценообразование. / Под ред. И.К. Салимжанова.- М.: КНОРУС,

2007.-51 с.

  1. Цены и ценообразование / Под ред. И.К. Салимжанова.- М.: ЗАО Финстатинформ, 2003. – 311 с.

 

 

 

 


Информация о работе Ценообразующие факторы в условиях рынка