Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Ценовая политика фирмы — важнейшая часть ее общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к меняющимся экономическим условиям.
В условиях рыночной экономики коммерческие организации имеют реальную возможность проводить собственную хозяйственную политику, в том числе ценовую.

Содержание работы

Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии
Тарифное ценообразование на работы и услуги естественных монополий
Каковы стратегические аспекты ценовой политики фирмы

Файлы: 1 файл

ценнобраз..docx

— 195.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии……………….…2
  2. Тарифное ценообразование на работы и услуги естественных монополий…………………………………………………………………..8
  3. Каковы стратегические аспекты  ценовой политики фирмы…………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии.

Ценовая политика фирмы — важнейшая часть ее общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к меняющимся экономическим условиям.

В условиях рыночной экономики коммерческие организации имеют реальную возможность  проводить собственную хозяйственную  политику, в том числе ценовую.

Ценовая политика фирмы как средство завоевания потребителя играет большую  роль даже на высокоразвитых европейских  рынках. Особенно это актуально для  предпринимательской деятельности в России в условиях высокой динамичности формирующегося отечественного рынка, активного проникновения на рынок  зарубежных конкурентов, расширения возможностей выхода российских предприятий на внешний  рынок, сохранения низкого платежеспособного  спроса населения страны.

Анализ особенностей развития процессов  ценообразования при переходе российской экономики к рыночным условиям показал, что в результате снижения инфляции, возрастания уровня конкуренции  за счет увеличения объема импорта, резкого  падения производственного и  потребительского спроса была практически  вытеснена модель инфляционного  ценообразования. Начали применяться  принятые в мировой практике принципы экономических отношений. Это требует, чтобы российские фирмы выбирали соответствующие формы и методы организации предпринимательской  деятельности, освоения большого арсенала методов и приемов рыночного  ценообразования.

Отечественные фирмы стоят перед решением следующих  важнейших вопросов в области  ценообразования:

  • освоение и эффективное использование новых моделей рынков и ценовой политики фирмы, обобщающих современную практику и объясняющих мотивы поведения рыночных контрагентов;
  • учет влияния на цены всех возможных последствий процесса интернационализации рынков, имеющего место в Европе и активно проникающего на экономическое пространство Российской Федерации и ближнего зарубежья;
  • обеспечение гибкого подхода к процессу ценообразования в зависимости от изменения фаз развития рынка и характера продаваемого продукта;
  • разработка эффективной ценовой стратегии и выбор наиболее целесообразных методов ценообразования в зависимости от целей, избранных фирмой, и реальных рыночных условий;
  • разработка ценовой тактики с учетом постоянно меняющейся экономической конъюнктуры.

Ценовая политика фирмы включает систему  ценовых рыночных стратегий.

Ценовые стратегии — обоснованный выбор цены (или перечня цен) из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы в планируемом периоде.

Ценовая стратегия фирмы является важнейшей частью маркетинговой  политики. Роль и место ценообразования  фирмы в системе маркетинга представлены на рис. 1.

Рис. 1. Ценообразование в системе маркетинга

Ценовой стратегический выбор — выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы.

Ценовой стратегический выбор — выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы. Каждая фирма в рыночных условиях имеет множество вариантов выбора ценовых стратегий. Перечень возможных стратегий зависит также от нескольких факторов. Во избежание ценовых злоупотреблений, направленных против слабых конкурентов или не информированных покупателей, некоторые страны приняли законы, регулирующие выбор фирмами стратегий ценообразования. Эти законы препятствуют столкновению конкурентов, явной дискриминации некоторых категорий промышленных покупателей или попыткам манипулировать какими-либо фирмами. Отдельные законы исключают определенные варианты ценообразования. Общая мотивация законов показывает, что ни одна стратегия не должна снижать уровень конкуренции, если только это не благоприятствует покупателям.

С учетом специфики российского  рынка отечественные экономисты создали уточненную схему разработки ценовых стратегий (рис. 2).

 

Рис. 2. Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий

Обобщение и анализ опыта разработки ценовых стратегий в странах  с развитыми рыночными отношениями  свидетельствуют о серьезном  подходе к принятию ценовых решений. Практика показывает, что грамотно сформированная ценовая стратегия  — одна из слагаемых коммерческого  успеха фирмы, обеспечения ее конкурентоспособности. Успех и результативность ценовой  стратегии зависят, в частности, от того, насколько правильно с  самого начала организован процесс  ее создания.

Для разработчиков ценовой стратегии  необходимо составление схем и соответствующих  тестов-вопросников.

На первом этапе формирования ценовой стратегии при сборе  исходной информации — работа ведется  по пяти направлениям:

  • оценка затрат;
  • уточнение финансовых целей фирмы;
  • определение потенциальных покупателей;
  • уточнение маркетинговой стратегии;
  • определение потенциальных конкурентов.

1. Оценка затрат включает определение состава и уровня приростных затрат при изменении объемов продаж, а также определение объемов производства, способных повлиять на размер условно-постоянных затрат.

2. Уточнение финансовых целей фирмы проводится на основе выбора одного из двух возможных приоритетов: минимальной прибыли от продажи соответствующего товара (услуги) или ориентации на достижение наивысшего уровня прибыльности (на максимизацию общего объема прибыли либо на получение прибыли в зависимости от срока и размера кредиторской задолженности).

3. Определение потенциальных покупателей включает выявление факторов и оценку последствий их влияния на чувствительность покупателей к уровню цены и прогнозирование разделения покупателей на группы (сегменты).

Эта работа проводится с учетом следующих факторов:

  • экономическая ценность реализуемого товара (услуги);
  • трудность сопоставления с аналогами;
  • престижность обладания данным товаром;
  • ограничение бюджета;
  • возможность разделения затрат на покупку.

4. Уточнение маркетинговой стратегии необходимо разработчикам ценовой стратегии, поскольку выбор ценовых решений находится в жесткой зависимости от избранной фирмой маркетинговой стратегии.

5. Определение потенциальных конкурентов включает сбор и анализ данных по следующим направлениям: выявление фирм — основных конкурентов на сегодняшний день и в будущем; сравнение своих цен с ценами фирм-конкурентов, определение основной цели фирм-конкурентов в сфере ценообразования; нахождение преимуществ и слабых сторон деятельности фирм-конкурентов по соответствующим показателям (объем ассортимента; удельный выигрыш в цене; репутация у покупателей; уровень качества товара).

Второй этап разработки ценовой стратегии — стратегический анализ — проводится также по пяти направлениям:

  • финансовый анализ;
  • сегментный анализ рынка;
  • анализ конкуренции;
  • оценка внешних факторов;
  • оценка роли государственного регулирования.

1. Финансовый анализ, проводимый в целях разработки ценовой стратегии фирмы, включает следующие направления: определение удельного и общего выигрыша фирмы от производства (реализации) товара (услуги) при существующей цене; определение необходимого темпа роста объема продаж в случае снижения цены в целях увеличения общего выигрыша фирмы; установление допустимого уровня сокращения объема продаж в случае повышения цены прежде, чем общий выигрыш фирмы снизится до существующего уровня; расчет необходимого темпа прироста объема продаж в целях компенсации приростных условно-постоянных затрат, обусловленных внедрением анализируемого ценового решения; прогнозирование необходимого объема продаж в целях компенсации приростных условно-постоянных затрат, обусловленных внедрением на новый рынок выпускаемого товара или предполагаемым внедрением на рынок нового товара.

2. Сегментный анализ рынка включает прогнозирование состава покупателей в разных сегментах рынка; определение способов проведения границ между сегментами таким образом, чтобы установление пониженных цен в одном сегменте не исключало возможности установления более высоких цен в других сегментах; разработку аргументации во избежание обвинений в нарушении действующего законодательства о защите прав покупателей, о предотвращении монополистической практики в случае ценовой дискриминации.

3. При анализе конкуренции необходимо определить уровень реализации и прибыльности фирмы с учетом вероятной реакции конкурентов, а также возможности фирмы повышать гарантированность достижения своих целей по объемам и прибыльности продаж за счет сосредоточения усилий на соответствующих сегментах рынка, где устойчивое конкурентное преимущество будет достигнуто при минимальных усилиях.

4. Оценку внешних факторов следует проводить по двум основным направлениям: влияние инфляционных процессов и влияние цен на сырье и материалы фирм-поставщиков.

5. При оценке роли государственного регулирования проводятся исследования по оценке влияния проводимой государством экономической политики на уровень доходов населения в целевых сегментах рынка и прогнозирование возможных последствий, а также по оценке влияния государственного регулирования в области цен на намеченное фирмой изменение цен и прогнозирование возможных последствий.

На третьем этапе создания ценовой  стратегии осуществляется подготовка проекта ценовой стратегии фирмы.

Перечень вопросов, изучение которых  необходимо при разработке ценовой  стратегии, естественно, может быть расширен в зависимости от отраслевой принадлежности фирмы и формы  собственности. Получение информации по перечню вопросов позволяет выделить основные тенденции изменений во внешней и внутренней среде фирмы, определить положительные и отрицательные  тенденции ее развития, оценить альтернативные варианты принятия решений по критериям, характеризующим достижение целей  фирмы: прибыли, рентабельности, доли рынка  и др.

 

  1. Тарифное ценообразование на работы и услуги естественных монополий.

В отдельных  отраслях экономики издержек, обусловленная  ростом масштаба производства, выражена особенно резко, а конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными  монополиями, и большинство из так  называемых предприятий общественного  пользования – электроэнергетические  и газовые компании, фирмы, занимающиеся перевозками, кабельное телевидение, предприятие водоснабжения и  связи – могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это  исключительное право снабжать население  электричеством, водой или услугами транспортных перевозок в данной географической местности правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило производителям.

Естественные  монополии имеют низкие предельные издержки и, считают выгодным расширять  производство. В результате ценовая  конкуренция имеет тенденцию  резко увеличиваться, следствием конкуренции  могут быть убытки, банкротство более  слабых предприятий и возможное  слияние уцелевших. Для того чтобы  избавить общество от неблагоприятных  результатов, правительство предоставляет  привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги, осуществлять пассажирские перевозки. В обмен правительство  сохраняет право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуги и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является государственно – организованная монополия, в которой  издержки производства монопольно низкие, а уровень цен регулируется государством.

Регулирование цен может улучшить социальные последствия  естественной монополии. Общественно  оптимальная цена вызовет эффективное  распределение ресурсов и поэтому  потребует постоянных государственных  субсидий. Цена обеспечивающая справедливую прибыль, позволит монополисту безубыточно  ввести дело, но не исправит полностью  ситуацию перераспределения доходов.

Рис. 1. − Естественная монополия

На рисунке  показаны параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших  постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще  понижаются. Очевидно, что было бы целесообразно  иметь ряд фирм в такой отрасли, потому что, разделив рынок, каждая фирма  стала бы перемещаться дальше влево  по кривой средних издержек, так  что удельные издержки стали бы значительно  выше. Связь между рыночным спросом  и издержками такова, что низкие издержки на единицу продукции присущи  только одному производителю.

Путем навязывания  законной цены Р2 и разрешения монополисту  выбирать максимизирующие прибыль  или минимизрующие убытки, объемы производства могут быть минимизированы чистой конкуренцией, связанной с  распределением ресурсов для этого  продукта или данной услуги. Цена, при  которой достигается эффективность  распределения ресурсов, называется общественно оптимальной ценной.

 

  1. Каковы стратегические аспекты  ценовой политики фирмы?

Стратегический  менеджмент – относительно новая дисциплина, зародившаяся в начале 1970-х и окончательно сформировавшаяся в ее современном виде лишь к середине восьмидесятых годов. Если кратко взглянуть на историю развития планирования, то можно выделить четыре системы:

Информация о работе Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии