Формирование оптовых цен в отраслях легкой и пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Оптовая торговля является частью рынка товаров и услуг, т.е. потребительского рынка. Исторически первоначально возник именно потребительский рынок. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т.д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Оптовые цены на потребительские товары…………………………………4
1.1. Виды…………………………………………………………………………4
1.2. Факторы формирования…………………………………………………...18
2. Регулирование оптовых цен на потребительские товары на федеральном и местном уровнях………………………………………………………………..20
2.1. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании……...20
2.2. Регулирование потребительских цен и доходов населения…………….24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………….29
Задача №6……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсач по ценообразованию.docx

— 81.85 Кб (Скачать файл)

Розничные цены на импортные  потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.          

 

1.2 Факторы формирования

 

Ценообразование на предприятии  базируется на объективных законах экономики, результатом деятельности которых является рыночная цена продукция. Цена складывается из следующих компонентов: нормативных общественно-необходимых затрат, т. е. себестоимости; нормы прибыли, отражающей эффективность хозяйствования; дополнительной прибыли, определяемой соотношением спроса и предложения, которое зависит от новизны товара, его качества и ряда других факторов. Если спрос превышает предложение, то дополнительная прибыль и цена в целом возрастают.

Положение о порядке определения  свободных цен и тарифов предусматривает один и тот же порядок формирования свободных оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения (СОПЦ) и свободных отпускных цен на товары народного потребления (СОТЦ).

Свободные оптовые цены применяются  при расчетах предприятий-изготовителей со всеми потребителями, кроме населения, в том числе с посредниками, включая снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации. Свободные отпускные цены применяются торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению.

На предприятии свободные  цены определяются исходя, во-первых, из затрат, включаемых в себестоимость  продукции на условиях франко-станция (порт) отправления или назначения, а при однородном отпуске продукции – франко-склад предприятия-поставщика; во-вторых, с учетом сложившегося спроса и предложения на данный вид продукции (Ксп); в-третьих, с учетом качества и потребительских свойств продукции (Кп). К свободной отпускной цене по товарам народного потребления, облагаемым акцизами (Ак), включаются также суммы акцизов по установленным правительством ставкам.                                                                                                                             Такой порядок определения свободных цен можно представить в виде следующей последовательности:

СОпЦ = С + Ксп + Кп + НДС,

СОтЦ = С + Ксп + Кп + Ак + НДС.

Из элементов свободной  цены регламентируются затраты, включаемые в себестоимость реализованной продукции. В соответствии с Налоговым кодексом (НК) Правительство постоянно расширяет перечень затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции, прежде всего, за счет так называемых прочих затрат — налогов, сборов, отчислений.

Высокий уровень монополизации  производства, отсутствие конкуренции в российской экономике не приводят к снижению себестоимости продукции на предприятиях.

Согласно принятым в макроэкономике предпосылкам, с ростом цен спрос  сокращается, а предложение растет. Точка пересечения кривых спроса и предложения соответствует цене равновесия. Но российская экономика создала такую ситуацию, когда кривые спроса и предложения не пересекаются между собой. С одной стороны, забитые готовой продукцией склады предприятий, а с другой – рост количества наличных денег у населения.

Главная причина возникшего парадокса в том, что типовые модели макроанализа исходят из предпосылки о наличии достаточно развитой конкурентной среды. Но именно ее и не существует в сегодняшней российской экономике. Был разрушен только монополизм управления, другими словами, разрушена командно-административная система управления. При этом другой системы управления не создано, что обеспечивает монополистам всех уровней неограниченные возможности для взвинчивания цен. К тому же сегодня возник элементарный, но массовый и весьма опасный сговор продавцов на потребительском рынке.                               Правительство отказалось от государственного регулирования цен. Победила точка зрения, что рынок сам себя отрегулирует через спрос и предложение, через качество и потребительские свойства продукции.

2. Регулирование оптовых цен  на потребительские товары на  федеральном и местном уровнях

2.1. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

Составной частью общей системы  регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.

По мере расширения сферы формирования рыночных отношений контроль за ценами претерпевает существенные изменения. Если в условиях административного управления экономикой контроль заключался исключительно в выявлении нарушений законодательных актов по установлению цен и наказанию виновных, то с увеличением доли свободных рыночных цен функции контроля заметно расширяются. Они направлены, прежде всего, на получение информации о складывающихся тенденциях в изменениях цен, а также на предупреждение, ограничение и пресечение нарушений действующей дисциплины цен.

Органы контроля за ценами действуют  как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент цен при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в городах и районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за установление и применение цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, налоговые инспекции, органы статистики. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

· социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения  структуры, соответствия реальным условия производства и реализации продукции;

· проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и  тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них  необоснованных затрат и прибыли;

· проверка правильности отражения  улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

· внесение в соответствующие органы управления предложений о ведении  или отмене государственного регулирования  цен на определенные товары или услуги;

· оказание методической помощи субъектам  хозяйствования в вопросах ценообразования;

· выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и  условий их порождающих;

· принятие решений о применении экономических санкций за нарушение  дисциплины цен и о наложении  штрафов, предусмотренных законодательством:

· проведение экспертизы цен на важнейшие  социально значимые товары и продукцию  базовых отраслей промышленности;

· определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства--участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводи- 
тельных, платежных документах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой наценки.

Работники органов контроля имеют  право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы  и документы, необходимые для  установления, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.

В республике действует порядок  применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

· завышение или занижение государственных  регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или  предельных цен, предельных уровней  рентабельности или коэффициентов  повышения цен и тарифов);

· завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

· несоблюдение установленных предельных индексов изменения: отпускных цен  на товары без регистрации этих цен;

· завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;

· отсутствие экономического обоснования  цен, тарифов;

· применение цен, наценок, тарифов, установленных  для предприятий общественного  питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих требованиям  по отнесению предприятия к определенному  разряду (категории);

· включение в стоимость услуг (в том числе туристических  путевок) фактически невыполненных  работ или выполненных не в  полном объеме, предусмотренных их стоимостью;

· несоблюдение порядка купли-продажи  товаров в посреднической деятельности;

· нарушение предприятиями-монополистами  порядка декларирования цен и  тарифов;

· использование завышенных оптовых  и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня,

· реализация продовольственных товаров  сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.

Перечень нарушений дисциплины цен может меняться по мере сужения  или расширения рамок государственного регулирования цен, изменения его  форм и методов.

Контроль за ценами должен быть действенным. Это означает, что по выявленным в процессе проверки недостаткам в области формирования и применения цен должны быть приняты адекватные меры. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством. В их числе:

· выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере  подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, - в судебном порядке. При повторном  аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается  в двойном размере;

· при неоднократном выявлении  фактов необоснованного завышения  или занижения цен субъектами хозяйствования, независимо от формы  собственности, органы ценообразования  имеют право вводить для них  режим государственного регулирования  цен. Также имеют право входить  в хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных  форм собственности и о прекращении  предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;

· в случае неправильного или  ненадлежащего оформления платежных  документов, что может привести к  завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на продавца, так  и на покупателя продукции штраф  в размере до 10 % ее стоимости;

· превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен  на товары, услуги, работы при их реализации без регистрации цен в установленном  порядке влечет за собой взыскание  дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного  дохода;

· если товары реализуются с нарушением установленного порядка регистрации  цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснования применяемых  цен, на предприятие может быть наложен  штраф в размере до 30 % стоимости  продукции;

· отсутствие экономического обоснования  товарообменной операции или использование  в нем недостоверных сведений влечет за собой штраф в размере до 10 % от стоимости фактически исполненной товарообменной операции;

· при нарушении пределов продажных  цен в посреднической деятельности органами ценообразования изымается  разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в  двукратном размере этой разницы;

· при предоставлении недостоверной  информации предприятиями-монополистами  при декларировании цен органами ценообразования может быть наложен  штраф в размере до 15 % стоимости  продукции;

· нарушение порядка хранения решений  об установлении цен на производимые и ввозимые на территорию республики товары, а также порядка предоставления информации о ценах в Министерство экономики наказывается штрафом  в размере до 10 % стоимости реализованных товаров, в части цен, на которые произведено нарушение.

Результаты контрольных проверок позволяют получить необходимую  информацию для корректировки политики ценообразования. Предприятия и  предприниматели обязаны не менее  трех лет хранить у себя решения  об установлении цен на производимую ими продукцию, а также товары, ввозимые на территорию Беларуси в  режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Повышению эффективности  проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так  и службами государственной статистики.

Современный ценовой мониторинг включает в себя наблюдение за ценами производителей продукции по отраслям промышленности, потребительских цен на товары народного потребления, тарифов на производственные и непроизводственные услуги, пропорции в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (паритет цен), сопоставление национальных цен с ценами на аналогичную продукцию других государств и др Собираемая информация необходима для обеспечения сопряженности ценовой политики с внутренней и внешней государственной экономической политикой, политикой по социальным вопросам, направлениями развития агропромышленного и других комплексов страны.

Информация о работе Формирование оптовых цен в отраслях легкой и пищевой промышленности