Государственная политика в области формирования информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

Файлы: 1 файл

Informatsionnoe_gotovoe (Автосохраненный).docx

— 227.11 Кб (Скачать файл)

Вопросы к зачету

8.  Государственная политика в области формирования информационного общества. Проблемы правового регулирования отношений в условиях информационного общества.

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

В соответствии с этой Концепцией основными задачами государственной информационной политики являются:

модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

обеспечение информационной безопасности;

формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики, которое должно реализовываться в рамках информационного права, формулируется следующим образом:

реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;

совершенствование действующего законодательства и разработка новых законодательных и иных нормативных правовых актов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;

признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона, как исключения из общего принципа открытости информации;

персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;

защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;

предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.

Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям:

разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;

совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм;

систематизация и кодификация актов информационного законодательства;

согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства;

разработка подзаконных актов, руководящих документов и механизмов, обеспечивающих эффективное применение норм существующею и разрабатываемого законодательства;

разработка и применение методов опенки эффективности действующего законодательства;

координация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации в информационной сфере;

активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).

Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:

анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;

разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника — информационного законодательства;

анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;

повышение информационно-правовой культуры общества.

9. Определение понятия «информация». Информация как основной объект информационной сферы и правовой системы. Юридические особенности и свойства информации.

С.И. Ожегов : информация — это:

1) сведения об окружающем  мире и протекающих в нем  процессах;

2) сообщения, осведомляющие  о положении дел, о состоянии  чего-либо.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации), согласно которому информация представляет собой  сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В.А. Копылов выделяет следующие свойства информации как объекта правового  регулирования2:

        - физической  неотчуждаемости - информация практически не может быть отчуждена от создателя или иного обладателя, т. е. при передаче информации другому лицу (лицам) она по-прежнему остается у первоначального носителя;

        -     обособляемости  - для включения в оборот информация должна быть овеществлена, т. е.  закодирована в виде волн {в т. ч. звуковых), символов, знаков и т. п. Вследствие этого она обособляется от создателя (носителя) и существует независимо от него;

        -     информационной вещи (информационного  объекта) - при овеществлении и  включении в оборот информация  обычно закрепляется на каком-то  материальном носителе и распространяется  с его помощью;

        -     тиражируемости (распространяемости) - информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания;

        -     организационной формы - информация, находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е. существует  в виде документа или массива  документов;

        -     экземплярности - информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию.

 

        Информация  может проявляться в различных  формах. Основными формами информации  являются:

        -    документированная;

        -    недокументированная.

        Документированная информация —  это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (документа) содержится в ст. 2 Закона об информации и обозначает "зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать"

        Практически  только документированная информация  может быть объектом правоотношения; недокументированная информация  находится  за пределами правового  регулирования.

        Понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. Примером документированной информации является книга, CD-диск и др.

 Электронная информация  представляет собой сведения  о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные  в форме, позволяющей провести  их непосредственную машинную  обработку.

        Электронная  информация обладает следующими  специфическими свойствами:

        - трудностью  установления авторства -   авторство  электронной  информации чаще  всего невозможно установить, если  создателем в целях защиты  своих прав не использовались  специальные технические средства  типа электронной цифровой подписи;

        - изменяемостью -  технически несложно произвести  несанкционированное изменение  электронной информации без ведома автора. В наибольшей степени это относится к информации, распространяемой посредством глобальных электронных сетей;

        -  распространяемостью - электронная информация легко копируется и может сравнительно легко тиражироваться в большом количестве экземпляров, что заметно усложняет охрану ее институтом авторского права (если таковое на нее распространяется).

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.

        Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах..

        Ненормативная  правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

        К ненормативной правовой информации относятся:

        1) общая  информация о состоянии  законности  и правопорядка;

        2) информация  о гражданско-правовых  отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

        3) информация, представляющая административную  деятельность органов исполнительной  власти и местного самоуправления  по исполнению нормативных предписаний;

        4) информация  судов и судебных  органов (судебные  дела, судебные решения и т.п.);

        5) информация, связанная с раскрытием  и расследованием  правонарушений.

        По  степени доступа информация подразделяется  на открытую и информацию ограниченного  доступа, распространение которой  возможно в условиях конфиденциальности  или секретности .

        Документированная  информация может быть подразделена  и на другие виды. Так, ее можно  разделить по создателям, по владельцам, по способам хранения и т. д. 

10. Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе. Классификация информации по доступу к ней.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации), согласно которому информация представляет собой  сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах..

        Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм.

        К ненормативной правовой информации относятся:

        1) общая  информация о состоянии  законности  и правопорядка: ( заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности; судебная, уголовная и прокурорская статистика; информация о соблюдении прав и свобод человека(в т.ч. по представлению Уполномоченного по правам человека); социологические исследования об эффективности законодательных и иных НПА;

        2) информация  о гражданско-правовых  отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

        3) информация, представляющая административную  деятельность органов исполнительной  власти и местного самоуправления  по исполнению нормативных предписаний;

        4) информация  судов и судебных  органов (судебные  дела, судебные решения и т.п.);

        5) информация, связанная с раскрытием  и расследованием  правонарушений. (криминологическая информация- данные о преступности и др.правонарушениях, эффективности уголовных наказаний: криминалистическая информация ,используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление; судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого; оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающие ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.)

Классификация нормативной правовой информации по видам актов: КРФ; ФКЗ; ФЗ; Указы и распоряжения Президента РФ; Постановления и распоряжения Правительства РФ; НПА федеральных органов исполнительной власти. НПА субъектов РФ: Законодательные акты субъектов РФ; НПА высших органов исполнительной власти субъектов РФ; НПА органов исполнительной власти субъектов РФ; Акты органов МСУ

        По  степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности

Открытая:

• Информация как объект гражданских прав (произведения, патенты и авторские свидетельства, другая информация, создаваемая с целью извлечения прибыли);

• Массовая информация

• Информация о выборах, референдуме

• Официальные документы

• Обязательно представляемая информация

• Другая открытая информация

Ограниченного доступа:

• Государственная тайна, служебная тайна

• Ноу-хау (секреты производства) и коммерческая тайна

Информация о работе Государственная политика в области формирования информационного общества