Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:34, контрольная работа
В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.
Сама
цель норм информационного
Исходя
из общего понятия правового
регулирования, можно сделать вывод,
что цели информационно-
- упорядочении и закреплении наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере;
- охране
урегулированных правом
- порождении и развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития информационного общества;
- вытеснении из области регулирования информационных отношений, не отвечающих современным условиям развития цивилизации.
Информационное
законодательство содержит и
нормы, посредством которых
дписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие при несоблюдении или нарушении законодательства в информационной сфере, а также отношения, связанные с применением мер государственного принуждения. Кроме того, информационно-правовые нормы нередко тесно взаимосвязаны с нормами других отраслей права, согласно которым происходит защита общественных отношений в информационной сфере (в первую очередь это такие отрасли права, как уголовное, административное, гражданское и трудовое).
Формы воздействия на
Однако
"доля участия" указанных норм
информационного права в
Информационно-правовая норма, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов. Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза
содержит указание на
Например,
порядок получения гражданином
информации о состоянии
Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.
Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в информационно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений. Диспозиции, в которых формулируются одновременно и права и обязанности, в нормах информационного права встречаются относительно редко.
Санкция содержит указание на меры воздействия со стороны государства, применяемые к правонарушителю. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба и других факторов правонарушителя могут привлечь к гражданско-правовой, административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.
Информационно-правовые нормы по различным основаниям могут классифицироваться на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм информационного права и их юридические свойства позволяет классификация их по следующим основаниям:
- предмет регулирования;
- метод
воздействия на поведение
- форма предписания;
- предел действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
По
предмету регулирования
1. Главная
особенность материальных
2. К
числу процессуальных
Более важное значение имеет классификация информационно-правовых норм по методу воздействия на поведение субъектов информационно-правовых отношений в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды информационно-правовых норм.
1. Уполномочивающие,
или дозволительные, информационно-правовые
нормы (разнообразные по
2. Обязывающие
информационно-правовые нормы, т.е.
предписывающие в
3. Запрещающие
информационно-правовые нормы, т.е.
такие, которые предусматривают
запрет на совершение тех или
иных действий в условиях, определенных
данной нормой. Запреты могут
носить либо общий, либо специальный
характер. Например, согласно ст. 10 Федерального
закона "Об информации, информатизации
и защите информации" запрещено
относить к информации с
Помимо перечисленных существуют стимулирующие (поощрительные) нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений, а также рекомендательные нормы, особенность которых состоит в том, что даваемые ими рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера.
Информационно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на диспозитивные, рекомендательные и категорические (императивные).
1. Диспозитивные
нормы содержат правило, которое
предоставляет возможность
2. Рекомендательные
нормы содержат определенные
советы, рекомендации о
3. Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.
Информационно-правовые нормы можно классифицировать и по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
1. Информационно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами. Соответственно территориальным масштабам действия информационно-правовые нормы подразделяются на международные, общероссийские, региональные (действующие в пределах территорий республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований), местные, локальные.
2. По
действию во времени
3. При классификации по субъектам (адресатам) выделяются нормы, которые регулируют:
- поведение индивидуальных субъектов (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства) в информационной сфере;
- деятельность
коллективных субъектов, в число
которых входят органы
Рассматриваемая
классификация указывает
Нормы
права могут запрещать
Нормы
Исходя из целей правового регулирования данное понятие формулируется и в законодательстве, которое понимает под информацией сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах незавᴎϲимо от формы их представления- *( источник № 898).
В
силу универсальности
Вместе
с тем существует целый ряд
законов, которые непосредственно
регулируют отношения по
Его конституционную основу составляют нормы ст. 23, 24, 29, 71 Конституции РФ, устанавливающие общие положения о праве на информацию, основные принципы ее правового регулирования и защиты. Согласно ст. 71 Конституции информация находится в ведении Российской Федерации (п. "и").
Информация о работе Государственная политика в области формирования информационного общества