Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:06, курсовая работа
Цель данной работы – изучить направления и опыт государственной экономической политики развитых стран в области регулирования цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
произвести теоретический анализ целей, форм, методов воздействия государства на цены;
выделить феномен ценовой политики как важный элемент государственного регулирования экономики;
рассмотреть проблему воздействия государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой;
проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………..…5
1.1.Государственное регулирование в области ценообразования ……………5
1.2.Место и значение регулирования цен в государственном регулировании экономики………………………………………………………………………...7
1.3.Формы и методы воздействия государства на цены……………………...11
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ18
2.1.Государственное регулирование цен в США……………………………..18
2.2.Государственное регулирование в Австрии………………………………20
2.3.Государственное регулирование в Греции………………………………..21
2.4.Государственное регулирование в Испании………………………………22
2.5.Государственное регулирование во Франции………………………….....23
2.6.Государственное регулирование в Швеции……………………………….24
2.7.Государственное регулирование в Японии………………………………..25
3.НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Цена – денежное выражение стоимости. На каждом из развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она так же значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая право, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производств, стимулируют рост и совершенствование производства, а так же улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.
Цены выполняют следующие функции:
― учетно-контролирующую;
― стимулирующую;
― распределительную;
― обменную;
― функцию потребления;
― функцию накопления;
― функцию сбалансирования спроса и предложения;
― социальную;
― политическую.
В основе выполнения ценами учетно-контролирующей функции лежит закон стоимости, отражающий в ценах общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. В этом случае успешно работающие предприятия возмещают свои издержки и получают достойную прибыль. Если же текущие затраты предприятия превышают цену, соответствующую общим необходимым затратам труда, то производство становиться убыточным.
Распределительная и обменная функции цен реализуется в сферах производства и обращения. Роль этих функций состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельским хозяйством), различным формам собственности, регионами страны, социальными группами населения.
Уровень потребления и уровень накопления зависит от уровня цен. Как известно всякая цена состоит из себестоимости и прибыли. А за счет прибылей создаются различные фонды развития, накопления, потребления, стимулирования и т.д.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением. Цена сигнализирует о появлении диспропорции в сферах производства и обращении, что требует принятия необходимых мер по их преодолению. При появлении диспропорции в экономике (несоответствие между спросом и предложением) равновесие достигается с помощью цен – путем их повышения или снижения. От уровня цен зависит объем потребления товаров и услуг, уровень жизни населении, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения (социальная функция). От решения социальных вопросов зависит политическая ситуация в регионе или в стране некоторых руководителей государства и регионов, использующую ценовую политику в политической борьбе.
1.3. Формы и методы воздействия государства на цены
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования [13, с. 120].
В условиях рыночной экономики
регулируемые, как и свободные, цены
устанавливаются и утверждаются
самими предприятиями. Государственное
воздействие на такие цены осуществляется
путем методического и
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов [2, с. 30].
Прямое вмешательство
государства целесообразно
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости [13, с. 132].
Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.
Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом.
Широко распространены дотации
сельскохозяйственного
Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
В России из прямых методов
используются общее замораживание цен,
установление фиксированных цен и тарифов,
установление предельных цен и коэффициентов
возможного изменения цены за определенный
период, установление определенного норматива
рентабельности, установление фиксированных
или предельных размеров торговых надбавок.
Из косвенных: с помощью таможенных тарифов,
льготных таможенных пошлин, путем регулирования
налогов, льготного кредитования, субсидирования
и дотирования из бюджета.
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
2.1.Государственное регулирование в США
Особый интерес представляет опыт регулирования цен в США. В 70-х годах на внутреннем рынке страны отмечалось заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен, и в результате перерастания умеренной инфляции в галопирующую возникла необходимость модифицировать экономическую стратегию. Первой наиболее естественной реакцией государства явилась предпринятая им попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Эта мера дала положительные результаты и способствовала определенной стабилизации: к осени 1972 г. снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти валовой национальный продукт. Но стабилизация оказалась недолгосрочной, и вскоре выявились негативные последствия централизованного регулирования: «замораживание» цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Все это заставило администрацию президента отказаться в 1974 г. от прямого контроля над ценами.
Новые попытки регулирования цен в США касались прежде всего внутренних цен на энергоносители; однако на их уровень непосредственное влияние оказывал рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, вследствие чего в течение 1974—1981 гг. происходил стремительный их рост, который стимулировал раскручивание инфляционной спирали.
«Замораживание» оптовых цен внутреннего рынка на нефть, нефтепродукты и природный газ сдерживало развитие инфляционных тенденций, но стало причиной других негативных последствий в экономике США. Из-за недостатка инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствия заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа начал существенно увеличиваться импорт нефти в страну, несмотря на рост мировых цен. Поэтому и 1982 г. после избрания нового президента был отменен контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. Такое решение было обусловлено тем, что контроль над ценами сдерживал производство, одновременно стимулируя потребление, и ставил экономику страны в зависимость от импорта энергоресурсов[8, с. 256]
В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое вмешательство в ценовую политику в отношении ряда товарных групп, делает акцент на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, таких как рестриктивная кредитно-денежная политика; регулирование ставки федеральных резервных банков; сокращение дефицита государственного бюджета; федеральные закупки товаров и услуг; налоговая политика. Совокупность этих мер оказала стабилизирующее влияние на развитие инфляционных процессов.
Рестрикция (ограничение) — а) ограничение кредитов, которые Центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Обычно такое ограничение приводит к общему ограничению кредитов, предоставляемых предприятиям, и как следствие - снижению темпов экономического роста; б) ограничение производства и продаж, проводимое монополиями с целью искусственного повышения цен на товары[4, с. 144].
В США регулируется около
10% цен. Цены на пшеницу, кукурузу, рис,
кормовое зерно, хлопок поддерживаются
преимущественно через
Информация о работе Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой