Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании цен и его последствиях.
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.
Изучить последствия государственного регулирования цен.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен 5
2 Основные инструменты государственного регулирования цен 7
3 Методы государственного регулирования цен 10
4 Основные последствия государственного регулирования цен 12
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

контрольная комправо государственное регулирование цен.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                          ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

КАФЕДРА  ЧАСТНОГО ПРАВА

 

         
           

                                                                                           

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Коммерческое  право»

 

Государственное регулирование цен

 

 

 

 

 

 

 Студент

 гр. Д/ЮП-12(08)-360В_____________________________ С.А. Баранков

 

 Руководитель               _____________________________

 

          

 

 

                                           Владивосток 2012

 

Содержание

   Введение                                                                                                                                     3

1 Понятие, цели и задачи государственного  регулирования цен                                              5

2 Основные инструменты государственного  регулирования цен                                            7                                                                                       

3 Методы государственного регулирования  цен                                                                     10

4 Основные последствия государственного  регулирования цен                                           12

   Заключение                                                                                                                                17

   Список использованных источников                                                                                      19

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы выражается в том, что в обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма  в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров  и услуг, процентными ставками и  внешней торговлей.

В современных условиях любое государство  осуществляет регулирование цен, с  различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное  регулирование цен, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов – от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

Однако необходимость выполнения государством определенных функций  в экономике не подвергается сомнению. Рыночные принципы предполагают, прежде всего, приоритет частной собственности  перед всеми остальными формами  собственности, господство строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения  участников рыночных отношений.

Что касается государственного регулирования  цен, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному планированию всей экономической деятельности, как  это было при советской экономике, а реализуется в регулировании  с помощью экономических рычагов.

Как показывает опыт, действующая  система государственного регулирования  цен прошла длительный и сложный  путь становления и развития.

Рынок, представленный самому себе, порождает  множество непредсказуемых проблем, которые способны подорвать основы существующего социального порядка  и тем самым поставить под  вопрос существование и государства, и экономической системы.

Рынок сам по себе не способен создать  и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом плане в РФ государство  играет и продолжает играть существенную роль.

Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики  приобретает особую значимость и  актуальность в периоды радикальных  социально-экономических и общественно-политических преобразований.

Практическая значимость данной темы: исследованные вопросы применяются  в повседневной практике многих экономистов  по разрешению различных проблем.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании  цен и его последствиях.

Задачами данной работы являются:

Рассмотреть понятие, основные инструменты  и методы государственного регулирования  цен.

Изучить последствия государственного регулирования цен.

 

1 Понятие, цели и задачи  государственного регулирования  цен

Государственное регулирование цен  — это действия органов государственной  власти, местного самоуправления и  субъектов ценообразования, направленные на осуществление процесса государственного регулирования цен и контроля за их соблюдением.[1]

Политика государственного регулирования  цен является частью экономической  политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо  важное значение.

Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению  ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению  товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Система государственного регулирования  цен обеспечивается Президентом  и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, а также Федеральными органами РФ, в частности Департамента цен.

Будучи центральным органом  федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование  цен, но и межотраслевую координацию  цен.

На уровне субъектов РФ вопросами  ценообразования занимаются законодательные  и исполнительные органы соответствующих  субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Органы ценообразования субъектов  Федерации ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют прямое государственное регулирование  цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета  фиксирование и регулирование цен  на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые  на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.[2]

Особое значение имеет государственное  регулирование цен на продукцию  естественных монополий. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или  неэффективно.

Государственное регулирование цен  можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики.

Цели государственного регулирования  цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста  цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста  цен на сырье и топливо, монополизма  производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей  на использование достижений научно-технического прогресса.

Поэтому, чтобы предупредить со стороны  субъектов монополий завышение  цен и тарифов на свою продукцию  и сокращение объемов производства, необходимо государственное регулирование  ценообразования.

На основе названных документов, определяющих обеспечение системы  государственного регулирования ценообразования, правительство РФ принимает решения  о введении государственного регулирования  цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов  РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую  на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

Основными задачами государственного регулирования цен являются:

- Обеспечение баланса интересов  потребителей (в виде доступных  цен) и регулируемых предприятий  (в виде финансовых результатов,  привлекательных для кредиторов  и инвесторов);

- Определение структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек  на тарифы для различных типов  потребителей;

- Стимулирование предприятий отраслей  естественных монополий к сокращению  издержек и излишней занятости,  улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций  и т.д.;

- Использование возможностей ценовых  механизмов регулирования при  проведении стабилизирующей макроэкономической  политики;

- Управление развитием экономики  в регионах РФ.[1]

В настоящее время разграничена компетенция в системе государственного регулирования цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Так, на федеральном уровне сохраняется  государственное регулирование  цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном  транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно  государством.

Таким образом, процесс государственного регулирования цен является важнейшим  условием для поддержания низкого  уровня инфляции в промышленности и  создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности  отечественной продукции путем  снижения затрат на производство.

 

2 Основные инструменты государственного  регулирования цен 

Многообразие вышеописанных задач, которые стоят перед системой государственного регулирования цен  определяют выполняемые государством экономические функции.

Функции государственного регулирования  цен:

1)Создание и регулирование правовой  основы функционирования экономики.

2)Антимонопольное регулирование  (защита конкуренции).

3)Воздействие на размещение  ресурсов с целью повышения  эффективности.

4)Выработка программы воздействия  на распределение доходов.

5)Деятельность государства, как  субъекта имущественных отношений.

Такая классификация функций государственного регулирования цен достаточно условна, т.к. в реальной практике все функции  взаимосвязаны и действуют в  комплексе.

Например: антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Комплекс функций государственного регулирования цен:

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит  ответственность за создание законов  и правил, регулирующих экономическую  деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной  базы – это установление правил «экономической игры», в которую  играют фирмы, потребители и само государство. В этих правилах определяются форма и права собственности, условия заключения контрактов, правила  функционирования коммерческих предприятий  их взаимоотношения между собой  и государством, взаимные обязательства  профсоюзов и администрации.

Антимонопольное регулирование.

Чтобы защитить свободную конкуренцию  на рынке, государство принимает  антимонопольное законодательство, которое определяет регулирование  естественных монополий. Антимонопольное  регулирование является важнейшим  законодательным актом, защищающим конкуренцию.

Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль, вплоть до дробления монополии на несколько предприятий и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики  не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.

Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной  информации о ситуации на рынке и  состояния экономики в целом.

Современное антимонопольное законодательство РФ имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями  компаний.

Размещение ресурсов.

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность  эффективно распределять ресурсы. Но в  определенных ситуациях, таких как  внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального  распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для  социально справедливого решения  этой проблемы.

Информация о работе Государственное регулирование цен