Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:50, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании цен и его последствиях.
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.
Изучить последствия государственного регулирования цен.
Введение 3
1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен 5
2 Основные инструменты государственного регулирования цен 7
3 Методы государственного регулирования цен 10
4 Основные последствия государственного регулирования цен 12
Заключение 17
Список использованных источников 19
Перераспределение ресурсов может
касаться промышленного и
Так, через систему налогов и
субсидий государство может
В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.[2]
Перераспределение доходов.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему.
Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.).[3]
В процессе выполнения данных функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:
Фискальная и денежная политика.
К фискальной политике в системе государственного регулирования цен относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств.
За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.
Манипулируя государственными расходами
и налогами, можно стимулировать
деловую активность, воздействовать
на безработицу и инфляцию. Неправильная
фискальная политика государства может
приводить к серьезным
Социальная политика и политика регулирования доходов.
Любое государство проводит определенную социальную политику.
Инструмент перераспределения
доходов государство выполняет
через государственную
Внешнеэкономическая политика.
Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги на ввоз и вывоз продукции и т.д.
Манипулируя таможенными пошлинами,
государство может оказывать
косвенную поддержку
Все инструменты проведения государственного
регулирования цен тесно
Таким образом, ни один из инструментов государственного регулирования цен не действует изолированно от других.
3 Методы государственного регулирования цен
Методы государственного регулирования цен:
Амортизационная политика, играющая главную роль в решении проблемы обновления основного капитала, как важной составляющей конкурентоспособности предприятия.
Налоговая политика, являющаяся важнейшим
рычагом государственного регулирования
конкурентоспособности
Повышение уровня конкурентоспособности производителей с помощью данного метода возможно за счет снижения налоговой базы, налоговых ставок и уменьшения количества налогов, диверсификации льгот по налогу на прибыль, идущей на расширение производства конкурентоспособной продукции, активизации использования инвестиционного налогового кредита, дифференциация налоговых ставок в зависимости от уровня развития предприятия и эффективности используемых вложений, и т.д.
Финансово-кредитное
Финансово-кредитное
Применение финансово-
Таможенное регулирование, заключающееся
в использовании экспортно-
Применение таможенного
Инвестиционная политика и государственные
программы обеспечения
Страховое регулирование.
К административным методам государственного регулирования конкурентоспособности относятся:
- разработка и реализация актов,
- принудительная
- государственная система
Применение в экономике страны метода страхового регулирования «блокирует» процесс дефицита товаров. При этом регулируемым организациям гарантируется возврат средств с экономически обоснованным уровнем доходности, а потребители получают возможность использовать новый объект коммунальной инфраструктуры, расплачиваясь за его строительство в течение всего срока использования .
Для успешного применения метода страхового регулирования необходимо доверие инвесторов, основанное на понимании политики регулирующих органов, ее последовательности и прозрачности.
Метрологический контроль.
Система государственного регулирования цен осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Таким образом, процесс государственного регулирования цен позволяет понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в РФ в период перехода ее экономики к рынку.
4 Основные последствия
государственного
Государственное регулирование цен
в РФ представляет собой процесс
воздействия государства, государственных
органов на процессы производства,
распределения, обмена, потребления
товаров и услуг, а также связанные
с ними финансовые потоки, имущественные
отношения в целях эффективного
использования ресурсов во имя удовлетворения
текущих и перспективных
Практика государственного регулирования цен в РФ является процессом, который не может быть признан в полной мере адекватным для использования в эффективной рыночной экономике.
Единственным исключением
Процесс государственного регулирования
цен в России представляет собой
сложный и чрезвычайно
Из практики государственного регулирования
цен в России известно, что нередко
регулировщики оказываются «
Практика государственного регулирования цен в России выявила целый ряд проблем:
Государственное регулирование цен в России, где присутствует конкуренция, не имеет смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен.
Государственное регулирование цен лишь подает неправильные сигналы товаропроизводителям, вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить ненужную продукцию.
На рынках России во многих случаях
присутствует потенциальная конкуренция
как со стороны технологически близких
производителей, так и со стороны
территориально близких поставщиков.
Монопольно-высокая цена привлекает
новых участников (включая импортеров)
к товарному рынку, а в результате
потребитель получит товар по
сниженным ценам и более
Как показывает практика в ходе мирового финансового кризиса 2007-2008г.г. государственное регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями. Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые товары.[5]
Практика государственного регулирования цен в России показывает, что для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:
Всемерное укрепление механизмов рыночной системы.
Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения.
Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.[6]
Процесс государственного регулирования цен в России занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы).
В первом случае РФ устанавливает
все экономические параметры
деятельности отраслей-монополистов,
в том числе объем инвестиций,
оплаты труда и цены на готовую
продукцию, во втором – государство
оказывает минимальное
Такая специфика государственного
регулирования цен в России предопределила
соотношение между