Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании цен и его последствиях.
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.
Изучить последствия государственного регулирования цен.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен 5
2 Основные инструменты государственного регулирования цен 7
3 Методы государственного регулирования цен 10
4 Основные последствия государственного регулирования цен 12
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

контрольная комправо государственное регулирование цен.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

Перераспределение ресурсов может  касаться промышленного и сельскохозяйственного  производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности  государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное  регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и  субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и  услуг.

В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной  науки, образования. Оно может брать  на себя, полностью или частично, производство общественных благ.[2]

Перераспределение доходов.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся  вне контроля человека, неподвластных  ему.

Общество берет на себя заботу о  неимущих гражданах через налоговое  перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице  и т.д.

Деятельность государства, как  субъекта имущественных отношений.

Традиционным объектом государственной  собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи  и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.).[3]

В процессе выполнения данных функций  в распоряжении государства имеется  ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся:

Фискальная и денежная политика.

К фискальной политике в системе  государственного регулирования цен  относят деятельность государства  по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана  со сбором средств через систему  налогообложения, а другая – с  расходованием этих средств.

За счет бюджетных средств государство  выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные  научные исследования, решение экологических  проблем, социальные проблемы и т.д.

Манипулируя государственными расходами  и налогами, можно стимулировать  деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может  приводить к серьезным отрицательным  последствиям для всей национальной экономики.

Социальная политика и политика регулирования доходов.

Любое государство проводит определенную социальную политику.

Инструмент перераспределения  доходов государство выполняет  через государственную налоговую  систему, а также через различные  социальные программы по государственной  помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Внешнеэкономическая политика.

Государство осуществляет торговое и  валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги на ввоз и вывоз продукции и  т.д.

Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать  косвенную поддержку национальному  производству, регулируя валютные курсы  – оказывать влияние на экспорт  и импорт и т.д.

Все инструменты проведения государственного регулирования цен тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта.[4]

Таким образом, ни один из инструментов государственного  регулирования  цен не действует изолированно от других.

 

 

3 Методы государственного  регулирования цен

Методы государственного регулирования  цен:

Амортизационная политика, играющая главную роль в решении проблемы обновления основного капитала, как  важной составляющей конкурентоспособности  предприятия.

Налоговая политика, являющаяся важнейшим  рычагом государственного регулирования  конкурентоспособности предприятий.

Повышение уровня конкурентоспособности  производителей с помощью данного  метода возможно за счет снижения налоговой  базы, налоговых ставок и уменьшения количества налогов, диверсификации льгот  по налогу на прибыль, идущей на расширение производства конкурентоспособной  продукции, активизации использования  инвестиционного налогового кредита, дифференциация налоговых ставок в  зависимости от уровня развития предприятия  и эффективности используемых вложений, и т.д.

Финансово-кредитное регулирование, включающее в себя смягчение или  ужесточение условий действия финансово-кредитного механизма.

Финансово-кредитное регулирование  стало применяться, когда инфляционный рост в экономике цен стал устойчивой тенденцией.

Применение финансово-кредитного регулирования направлено в первую очередь на снижение объемов производства, а в целом – на установление оптимального соотношения между  спросом и предложением.

Таможенное регулирование, заключающееся  в использовании экспортно-импортных  тарифов и таможенной политики для  стимулирования отечественного производства и конкурентоспособности.

Применение таможенного регулирования  в экономике страны возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых повышение  конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

Инвестиционная политика и государственные  программы обеспечения конкурентоспособности, задачей которых является инвестирование денежных средств в развитие отечественных  предприятий, низкий уровень конкурентоспособности  которых обусловлен нехваткой финансовых вложений в условиях перестройки  и перехода к рыночной экономике.

Страховое регулирование.

К административным методам государственного регулирования конкурентоспособности относятся:

- разработка и реализация актов,  способствующих развитию рыночных  отношений;

- принудительная демонополизация  экономики, в противном случае  просто невозможно существование  рынка, рыночных отношений, а,  значит, и конкурентоспособных предприятий;

- государственная система стандартизации, являющаяся одним из рычагов  государственного воздействия на  конкурентоспособность предприятий  и качество их продукции.

Применение в экономике страны метода страхового регулирования «блокирует»  процесс дефицита товаров. При этом регулируемым организациям гарантируется  возврат средств с экономически обоснованным уровнем доходности, а  потребители получают возможность  использовать новый объект коммунальной инфраструктуры, расплачиваясь за его  строительство в течение всего  срока использования .

Для успешного применения метода страхового регулирования необходимо доверие  инвесторов, основанное на понимании  политики регулирующих органов, ее последовательности и прозрачности.

Метрологический контроль.

Система государственного регулирования  цен осуществляется путем методического  и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том  числе и по отраслям народного  хозяйства.

Государство в лице своих органов  управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает  нормативы рентабельности на продукцию  предприятий монополистов.

Таким образом, процесс государственного регулирования цен позволяет  понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при  формировании ценового механизма в  РФ в период перехода ее экономики  к рынку.

 

 

 

 

 

 

4 Основные последствия  государственного регулирования  цен

Государственное регулирование цен  в РФ представляет собой процесс  воздействия государства, государственных  органов на процессы производства, распределения, обмена, потребления  товаров и услуг, а также связанные  с ними финансовые потоки, имущественные  отношения в целях эффективного использования ресурсов во имя удовлетворения текущих и перспективных общественных и личных потребностей населения  страны.

Практика государственного регулирования  цен в РФ является процессом, который  не может быть признан в полной мере адекватным для использования  в эффективной рыночной экономике.

Единственным исключением является регулирование тарифов и цен  в отраслях естественных монополий, которое определяется соответствующим  законодательством РФ.

Процесс государственного регулирования  цен в России представляет собой  сложный и чрезвычайно дорогостоящий  процесс.

Из практики государственного регулирования  цен в России известно, что нередко  регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными компаниями, которые  подлежат регулированию. Нередко это  происходит через делегирование  компаниями высококвалифицированных  специалистов в органы регулирования.

Практика государственного регулирования  цен в России выявила целый  ряд проблем:

  • Сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров;
  • Завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами;
  • Переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.

Государственное регулирование цен  в России, где присутствует конкуренция, не имеет смысла, так как она  сама в конечном итоге приведет к  снижению цен.

Государственное регулирование цен  лишь подает неправильные сигналы товаропроизводителям, вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить  ненужную продукцию.

На рынках России во многих случаях  присутствует потенциальная конкуренция  как со стороны технологически близких  производителей, так и со стороны  территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого качества.

Как показывает практика в ходе мирового финансового кризиса 2007-2008г.г. государственное  регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее  время от него смогут отказаться как  региональные, так и федеральные  органы власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями. Региональные власти часто применяют  регулирование цен на социально  значимые товары.[5]

Практика государственного регулирования  цен в России показывает, что для  преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

Всемерное укрепление механизмов рыночной системы.

Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений  на ввоз импортной продукции, систематический  контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и  др.

Курс на постепенное искоренение  неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения.

Если этот курс проводится в течение  нескольких лет, то производители и  потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.[6]

Процесс государственного регулирования  цен в России занимает небольшой  удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую  промышленность, электроэнергетику  и транспорт), а также некоторые  отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и  коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы).

В первом случае РФ устанавливает  все экономические параметры  деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплаты труда и цены на готовую  продукцию, во втором – государство  оказывает минимальное воздействие  на экономические параметры хозяйственной  деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным  сектором.

Такая специфика государственного регулирования цен в России предопределила соотношение между регулируемыми  и свободными ценами на товары и  услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся  в режиме свободного рыночного ценообразования.

Информация о работе Государственное регулирование цен