Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании цен и его последствиях.
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.
Изучить последствия государственного регулирования цен.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен 5
2 Основные инструменты государственного регулирования цен 7
3 Методы государственного регулирования цен 10
4 Основные последствия государственного регулирования цен 12
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

контрольная комправо государственное регулирование цен.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

В конце 2008 года с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, в России была введена политика «контролируемой  свободы цен»: предприниматели получили возможность изменять цены, предупредив  об этом государственные органы, которые  могли отменить такие изменения.

Однако уже в начале 2009 года цены на товары были переведены на режим  полной или частичной свободы  установления.

С 2000 по 2009г.г. практика государственного регулирования цен в России осуществлялась через так называемые контракты  стабильности, программные контракты  и контракты против повышения  цен.

В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями  соглашения, по которым они имели  право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма государственного регулирования цен – поддержание  стабильности общего уровня цен.

Как показывает практика государственного регулирования цен в России, в  случае если прибыль предприятия  росла быстрее, чем цены, то они  облагались специальным антиинфляционным налогом. Между тем стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала себя.

Российские экономисты пришли к  выводу, что подобное регулирование  за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию  и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность  рынков труда, товаров и услуг.

Как показывает практика, процесс  государственного регулирования цен  в России не означает полного прекращения  всякого вмешательства государства  в процесс ценообразования. Переход  от политики прямого вмешательства  в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе  глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для  экономики означал лишь изменение  формы вмешательства – переход  от жестко «дирижистских» методов к  методам косвенного воздействия  на рынок и цены.

Посредством государственного регулирования  цен в РФ осуществляется борьба с  инфляцией.

Борьба с инфляцией посредствам  государственного регулирования цен  проходит на экономической арене, и  это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

Оценка борьбы с инфляцией посредствам  государственного регулирования цен  чрезвычайно проблематична.

Проблемы борьбы с инфляцией  посредствам государственного регулирования  цен:

Временной лаг.

Это период, обусловленный реализацией  борьбы с инфляцией, включающий этапы:

  • осознания явления (спада или бума);
  • административной задержки (от осознания до принятия мер);
  • преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта).[7]

Приоритеты и баланс целей государственной  политики:

у государства, как известно, много  целей, и политика государственного регулирования борьбы с инфляцией  лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу.

Так, например, задача сбалансирования  госбюджета часто находится в  конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей  порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между  собой приоритеты целей и их баланс;

необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление  фискальной политики в зависимость  от чисто внешних политических устремлений.

Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные – после.

Эффект вытеснения расходов.

Он обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) политика борьбы с инфляцией  посредствам регулирования цен  в тенденции подрывает свою собственную  эффективность.

Так, например, при спаде государство  осуществляет программу роста государственных  расходов. Для их финансирования оно  выходит на финансовый рынок, предлагая  ценные бумаги.[7]

Таким образом процесс борьбы с  инфляцией посредствам регулирования  цен представляет собой «средство  против опасности» для экономического развития в силу ее агрессивности, которая  связана с ее самовоспроизводством.

Эффективность борьбы с инфляцией  посредствам регулирования цен  во многом зависит от скорости реакции  правительства на изменения в  экономике.

Стабильность цен не является однозначно первичной целью денежно-кредитной  политики.

Роль правления четко не урегулирована  в действующем законодательстве России.

Финансовая независимость денежно-кредитной  политики ставится под угрозу неудовлетворительным порядком распределения его прибыли.

В настоящее время отсутствует  доказанный факт существования конфликтов, которые были бы известны общественности и которые были бы выиграны Центральным  банком РФ. Однако «репутация» Центрального банка РФ, преданного целям поддержания  ценовой стабильности, создается  только с помощью такого опыта.

В данной связи существует несколько  препятствий, которые снижают степень  эффективности борьбы с инфляцией  посредствам государственного регулирования  цен.

Во-первых, это так называемый «разрыв  восприятия», под которым подразумевается  промежуток времени между началом  спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций.

Очень трудно предсказать будущий  характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические  изменения, все же довольно трудно точно  «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей  статистике и будут осознаны.

Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента, когда  эти меры на самом деле принимаются.

У Правительства РФ иногда уходит так много времени на корректировку  фискальной политики, что экономическая  ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными. В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство  принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень  цен.[8]

Таким образом, посредством государственного регулирования цен эффективность  борьбы с инфляцией в РФ все  в большей степени будет ориентироваться  на изменение налогов.

 

 

Заключение

Таким образом, в ходе изучения данной темы я пришла к следующим выводам:

Процесс государственного регулирования  цен позволяет понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма  в РФ в период перехода ее экономики  к рынку.

Посредством государственного регулирования  цен эффективность борьбы с инфляцией  в РФ все в большей степени  будет ориентироваться на изменение  налогов.

Государственное регулирование цен  осуществляется в настоящее время  лишь в высоко монополизированных отраслях РФ.

В современной смешанной экономике  трудно сделать вывод чего же больше: грубого государственного вмешательства, которое несет отрицательное  воздействие на рыночный механизм или  же неучастия государства в регулировании  цен вообще, что, конечно, приведет к  процветанию нерегулируемых монополий  и к ухудшению жизни общества. Но ясно лишь то, что государство  должно заниматься регулированием цен, а каким образом оно должно это делать – вот та проблема, которую необходимо решить нашим  политикам и окружающим их экономистам.

Россия находится в переходе к рыночной экономике, и государственное  регулирование цен здесь необходимо, поэтому проблема государственного вмешательства очень актуальна  для нас сегодня. Так как в  зависимости от выбора той или  иной политики завись наше будущее.

Государственное регулирование цен  призвано способствовать стабильному  развитию экономической системы  в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов  производства. Следует отметить, что  либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства  в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии  с помощью экономических мер  на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, оказания им методологической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию.

Современные условия рыночной экономики  требуют преодоления многих теоретических  и методологических догм и ошибочных  представлений, в том числе и  в области ценообразования. Прежде всего, необходимо указать принципиально  важную проблему, от решения которой  зависят все другие вопросы, связанные  с теорией, методологией и практикой  ценообразования, – каковы место  и роль цены в рыночном хозяйстве.

В рыночной экономике существуют многие механизмы государственного регулирования  цен, но, что принципиально важно, они базируются на использовании  экономических методов, которые  создают условия для повышения  заинтересованности предприятия в  удовлетворении потребностей общества или же, имеют ограничительный  характер, защищают интересы общества, государства.

Таким образом, для поддержания  процесса государственного регулирования  цен в стабильном состоянии государство  должно ужесточить антимонопольное  законодательство, увеличить в несколько  раз налоги на ресурсы. Также государство  должно всесторонне поддерживать и  развивать малый бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Шестакова К.Д. Макроэкономика/К.Д.  Шестакова. – М.: Риор, 2010. – 112 с.

2 Котеров Н.П. Макроэкономика/Н.П.  Котеров. – М.: Академия, 2010. –  208 с.

3 Голубцов В.Г. Государственное  регулирование экономики: правовые  формы      реализации//Законодательство  и экономика. – 2010. – № 3. – С. 14-20.

4 Матвеева Т.Ю. Экономическая  теория/Т.Ю. Матвеева. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 528 с.

5 Кучуков Р.А. Экономическая  теория/Р.А. Кучуков. – М.: Высшее  образование, 2009. – 520 с.

6 Видяпина В.И. Экономическая  теория/В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2010. – 640 с.

7 Кураков Л.П. Экономическая  теория/Л.П. Кураков. – М.: МПСИ, 2009. – 1072 с.

8 Иванов С.И. Основы экономической  теории/С.И. Иванов. – М.: Вита-пресс, 2010. – 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование цен