Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:19, курсовая работа
Актуальность данной работы обуславливается тем, что рассмотренное предприятие на момент своего создания в Южно-Сахалинске было единственным в своем роде. Это значит, что проблемы ценообразования в этой компании являются отличными от проблем функционирующих на Сахалине предприятий.
Объектом исследования является процесс ценообразования в первом дилерском центре Ниссан на Сахалине. Предмет исследования – стратегии и методы ценообразования выбранной организации.
Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике. Рассмотрение стратегии ценообразования дилерского центра Ниссан на Сахалине, и на основе изученных данных определение путей по улучшению стратегии и методов ценообразования взятого предприятия.
Классификация цен по основным признакам:
1) В зависимости от вида продукта:
- цены на товары;
- тарифы на услуги.
2) В зависимости от сферы обслуживания товарного оборота:
- закупочные;
- оптовые;
- розничные.
3) В зависимости от роли на рынке:
- цены спроса;
- цены предложения;
- цены рыночного равновесия;
- цены соглашений между субъектами рынка.
4) В зависимости от типа рынка:
- конкурентные;
- монопольные.
5) В зависимости от региона действия:
- региональные;
- единые.
6) В зависимости от страны реализации:
- внутренние;
- внешнеэкономические.
7) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов на
внутреннем рынке:
- система цен "Франко" разных видов.
8) Согласно порядку государственного регулирования:
регулируемые; нерегулируемые (свободные).
9) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов,
страхования и таможенное "очищение" товаров во внешнеэкономической деятельности:
- система цен "Инкотернс" разных видов.
10) По вариативности установления:
- твёрдые (фиксированные);
- гибкие.
11) По периоду действия во времени:
- постоянные;
- временные.
12) По степени новизны товара:
- на новые товары;
- на товары которые продаются;
- на товары снятые с производства.
В простом товарном производстве,
основанном на частной собственности
и личном труде, при низкой технической
вооруженности труда и
При развитом капитализме, в силу действия закона средней нормы прибыли, непосредственной основой рыночных цен служит цена производства. Равная прибыль на равный капитал - таков принцип превращения стоимости в цену производства. Цена производства была первой модификацией стоимости. [16. С. 24]
Однако модификация стоимости не отменяет действие закона стоимости. В масштабах общества сумма цен производства (как и сумма монопольно высоких и монопольно низких цен) совпадает с суммой стоимостей всей товарной массы, а в основе динамики цен конкретных товаров в конечном счете лежит движение их стоимостей.
Экономическая сущность цены проявляется
в функциях, которые она выполняет.
Функции цены отражают ее роль и
предназначение в хозяйственном
механизме, а также взаимоотношения
с другими экономическими категориями
и явлениями. При всем многообразии
теоретических трактовок
учетно-измерительная (соизмерительная);
стимулирующая;
балансирования спроса и предложения;
распределительная (перераспределительная);
как средства рационального размещения производства;
информационная.
Цена выполняет все присущие ей функции, но их место в иерархии, содержание, способы и степень реализации зависят от экономической среды и меняются на каждом конкретном этапе развития экономики, так как ту или иную функцию цены могут выполнять и другие элементы хозяйственного механизма – это зависит от принципов системы управления. [23. С. 87]
Сравнивая цены разных товаров, мы можем
их дифференцировать на дорогие и
дешевые. Если цены учитывают полезность,
то по соотношению таких цен можно
судить о соотношении полезности
разных товаров. Перечисленные факты
позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функ
Цена выполняет учетную функцию
На практике с помощью
цены в ее учетной функции исчисляются
все стоимостные показатели на макро-
и микроуровне: валовой внутренний
продукт, национальный доход, объем
розничного товарооборота, объем произведенной
и реализованной продукции
В качестве измерительной, соизмерительной,
учетной функции цена является носителем
важнейшей экономической
Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.
Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.
На рынках с разной степенью
монополизации как на стороне
предложения, так и на стороне
спроса производители и потребители
могут оказывать
В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.
Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так, есть альтернатива сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора и т. д.
Таким образом, стимулирующее
воздействие цены заключается в
том, что ее уровень служит стимулом
к применению наиболее экономичных
методов производства и наиболее
полному использованию
Цена входит в состав экономического
механизма стимулирующего воздействия
на производство через следующие
ориентиры: повышенную (пониженную) рентабельность,
надбавки (скидки) к цене, применение
различных видов цен (свободные,
регулируемые, расчетные и т.д.). Учитывая
стимулирующее воздействие
С помощью розничных цен
стимулируется потребление
Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли.
В систему экономического
стимулирования кроме цены, как известно,
включены все базирующиеся на цене
стоимостные экономические
Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно – перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.
Перераспределение доходов
через цены осуществляется через
уровень цен, их структуру, соотношения
цен на различные виды продукции
добывающих и обрабатывающих отраслей,
продукции сельского хозяйства
и промышленности. Более конкретно
это достигается путем действия
относительно высоких или низких
цен, с помощью включения или,
наоборот, невключения в цену налогов
(налог на добавленную стоимость,
акциз и т. д.), путем установления
системы разных уровней цен для
различных потребителей (при государственном
вмешательстве в
Перераспределительное ценообразование
не есть явление, характерное только
для планово-регулируемой экономики,
или условие существования
Существование монополистических
структур также порождает
Перераспределительное ценообразование
имеет место и в условиях сложившейся
олигополистической структуры рынка,
когда фирмы могут
Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. Но есть здесь и различия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т. д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополии, когда те с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.
Если государство регулирует
с помощью цен накопления отдельных
отраслей экономики, то оно влияет на
темпы их развития, разрешает противоречия
между изготовителем и
Перераспределение накоплений
из одних отраслей в другие через
систему цен не всегда экономически
обосновано и социально приемлемо
при государственном
Выполнение ценой
Информация о работе Основные теоретические походы к определению сущности цены.