Особенности формирования цен в современной Российской практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение особенностей формирования цен в современной Российской практике.
При выполнении настоящей работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
1) рассмотреть ценовую политику и стратегию предприятия в современных условиях;
2) охарактеризовать этапы ценообразования и методы формирования цен в Российской практике;
3) изучить особенности ценообразования в Российской экономике.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Метод ценообразования  на основе уровня текущих цен довольно популярен в зарубежной практике. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмы  полагают, что уровень текущих  цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог справедливой нормы прибыли. Кроме того, они полагают, что придерживаться уровня текущих цен – значит сохранять равновесие в рамках отрасли.

6. Установление окончательной цены на товар

Зная спрос на товар, расчетную цену предложения, а также цены конкурентов, предприятие готово к установлению окончательной цены собственного товара. Эта цена будет находиться в интервале между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличием уникальных достоинств товара предприятия. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого предприятию и следует придерживаться при назначении цены.

Кроме того, перед назначением  окончательной цены для рыночной продажи предприятие должно рассмотреть  ряд дополнительных соображений:

- учесть психологию ценовосприятия. Продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены. Большинство потребителей смотрят на цену, как на показатель качества. Поэтому цена (допустим, возросшая по сравнению с прошлым периодом) должна быть обоснована прежде всего качеством. Многие продавцы считают, что цена должна выражаться нечетным числом, допустим 299, а не 300 руб. за единицу товара. Психологически потребитель будет воспринимать эту цену в 200 с лишним рублей не в 300 и выше;

- проверить предполагаемую цену на предмет предоставления скидок с цены, которые могут иметь место во время заключения сделок. Как правило, готовится несколько вариантов таких сделок. Здесь опять же срабатывает психология покупателя и продавца. Если продавец согласился на одну-две скидки, то покупатель может быть доволен произведенной сделкой. Но при этом у продавца могут быть еще варианты возможных скидок, которые он не выставил;

- помимо всего, учитывать реакцию на предполагаемую цену со стороны других участников рыночной деятельности. Как отреагируют на нее конкуренты? Узнав об установленной фирмой цене, не поднимут ли  свои цены поставщики сырья и материалов? Не вмешаются ли государственные органы, чтобы воспрепятствовать торговле товарами по это цене? В последнем случае необходимо знать и применять законы, касающиеся установления цен.

При назначении цен на свои товары продавец должен строго соблюдать положения действующих законов в области ценообразования. Он должен избегать:

- фиксирования цен;

- ценовой дискриминации;

- продажи по ценам ниже минимально допустимых;

- мошеннического завышения цен.

 

 

3 Особенности ценообразования в Российской экономике

 

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании  социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального  прогресса, в сохранении общественных ценностей на основе экономической свободы, конкуренции и частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, как достижение определенного уровня занятости, стабилизация цен, снижение инфляции, равновесие экономики, которые традиционно в смешанной экономике возлагаются на государство, дополняются социальными целями.

В соответствии со статьёй 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

Политика цен - это  действия органов государственной  власти, местного самоуправления и  субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной  дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

В структуре органов  исполнительной власти предусматриваются  органы, формирующие и реализующие  политику цен. На федеральном уровне - это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

Будучи центральным  органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики - управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы - управление ценовой и налоговой политики.

Органы ценообразования  субъектов Федерации (республик  в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен  на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Основные направления  государственной ценовой политики в России: во-первых, последовательное проведение либерализации цен и  тарифов. Причем либерализация цен  должна быть увязана с развитием  конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Во-вторых, осуществление  государственного регулирования цен  и тарифов в отраслях, относящихся  к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

В настоящее время  разграничена компетенция в регулировании  цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется  регулирование цен и тарифов  в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Политика регулирования  цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста - повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В перечень продукции  производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти входят:

- газ природный (кроме  реализуемого населению и жилищно-  строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению)

- продукция ядерно - топливного  назначения

- электроэнергия и  теплоэнергия.

Тарифы, которые регулируются Федеральной энергетической комиссией:

- перекачка, перевалка  и налив нефти;

- продукция оборонного  значения;

- драгоценные металлы  и драгоценные камни;

- протезно - ортопедические  изделия;

- перевозки грузов, погрузочно- разгрузочные работы на железнодорожном  транспорте (кроме перевозок в  пригородном сообщении);

- обслуживание воздушных  судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

- отдельные услуги  почтовой и электронной связи,  услуги связи по трансляции  программ Российских государственных  телерадиоорганизаций по перечню  утверждённому Правительством РФ.

Перечень продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ:

- газ населению и  жилищно- строительным кооперативам;

- электроэнергия и  теплоэнергия;

- топливо твердое,  топливо печное бытовое и керосин,  реализуемые населению;

- перевозки пассажиров  и багажа всеми видами транспорта  в городском (включая метро)  и пригородном сообщении (кроме  железнодорожного транспорта);

- оплата население  жилья и коммунальных услуг;

- ритуальные услуги;

- услуги водоснабжения  и канализации;

- торговые надбавки  к ценам на лекарственные средства  и изделия медицинского значения;

- услуги почтовой и  электронной связи по перечню,  утверждённому Правительством РФ;

- перечень услуг транспортных снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

- снабженческо- сбытовые  и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;

- наценки на продукцию  (товары), реализуемые в предприятиях  общественного питания при общеобразовательных  школах, профтехучилищах, средних  специальных и высших учебных заведениях и т. д.

Для решения вопроса  об установлении цен, необходима информация, которую следует тщательно подвергнуть  изучению и анализу.

Обычно информацию собирают по следующим основным направлениям:

- рынок труда;

- тип конкуренции;

- конкуренты;

- правительственная политика;

- объёмные и качественные  показатели по производству конкретного  товара.

Права органов исполнительной власти в части регулирования  цен в значительной степени увязаны  с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий  по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

Как известно, свободные  цены и тарифы в рыночных условиях устанавливаются с учетом спроса и предложения. Но в любом случае, должна быть разработана и утверждена методика формирования и применения их. Она приведена в следующих документах: Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, утвержденные Министерством экономики Российской Федерации, а также Временные рекомендации по формированию ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами Российской Федерации, утвержденные тем же Министерством.

Свободные оптовые (отпускные) цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг). Свободная оптовая (отпускная) цена (тариф) в установленном законодательством порядке увеличивается на сумму налога, на добавленную стоимость, а по товарам народного потребления, облагаемым акцизом, - на сумму акцизов.

Информация о работе Особенности формирования цен в современной Российской практике