Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение особенностей формирования цен в современной Российской практике.
При выполнении настоящей работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
1) рассмотреть ценовую политику и стратегию предприятия в современных условиях;
2) охарактеризовать этапы ценообразования и методы формирования цен в Российской практике;
3) изучить особенности ценообразования в Российской экономике.
Свободные оптовые цены и тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями предприятия - изготовителя и предприятия - потребителя. В протоколе согласования свободные оптовых цен указываются:
1) наименование и краткая
характеристика продукции (
2) артикул, марка, тип;
3) техническая документация, кем, когда она утверждена
4) единицы измерения;
5) свободная оптовая (отпускная) цена предприятия - изготовителя;
6) свободная отпускная
цена посреднической
Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) договорах на поставку продукции (товара), в других документах, подтверждающих согласие покупателя уровнем цен, тарифов.
С учетом конъюнктуры рынка, а также повышение цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат при производстве и реализации продукции, товаров и услуг, свободные оптовые цены на них могут изменены предприятием - изготовителем.
Свободные розничные
цены определяются самостоятельно розничными
торговыми предприятиями, предприятиями
общественного питания, бытового обслуживания
населения и другими
На каждом отечественном предприятии торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и других предприятиях, осуществляющих продажу товаров населению, на каждое наименование товара должен быть составлен реестр свободных розничных цен по установленной форме.
Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения и другими предприятиями, осуществляющими продажу товара населению, в зависимости от конъюнктуры рынка за счет корректировки торговых надбавок.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.
Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “ издержки подпирают цену “, то есть расчетные ( а не действительные ) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.
Таким образом, интенсивность государственного вмешательства в вопросы ценообразования в России зависит от многих и зачастую противоречивых причин. В одних случаях оно бывает вызвано массовыми выступлениями населения с требованием о снижении цен на отдельные социально значимые товары и услуги, в других случаях - стремлением в рамках политики общественного благосостояния оказать воздействие на неблагоприятное влияние монополий, поддержать стабильность денежной единицы и т. п. Методы государственного регулирования цен могут осуществляться либо через факторы, действующие на цену со стороны спроса и предложения, либо через прямое влияние на уровни цен. В наибольшей степени это воздействие должно оказываться в период кризисного состояния экономики. Политика государства РФ в области формирования цен на конкретные виды товаров зависит от экономической ситуации и, в частности, от того, предполагается ли нехватка или перепроизводство того или иного вида товаров (услуг). Увеличение товарного предложения может достигаться через использование запасов или через расширение импорта на основе определенной пошлинной политики. Однако это меры в основном текущего характера, реакция на периодически возникающие проблемы на рынке товаров и услуг.
Заключение
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.
Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.
В условиях рынка ценообразование
является сложным процессом, подверженным
воздействию многих факторов. Выбор
общей ориентации в ценообразовании,
подходов к определению цен на
новые и уже выпускаемые
Суть целенаправленной ценовой политики в России заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию компании, предоставляющую самые минимальные цены, приучать покупателей к своим ценам, формировать интерес к своей компании, добиваться роста доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение на рынке - вот главные задачи фирмы. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
Государственное регулирование ценообразования - это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
Выделяются три уровня в регулировании ценообразования: установление государством фиксированных цен; установления условий ценообразования для предприятий; свободные (договорные) цены. Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. В годы экономической реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти.
Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования. Эффективность государственного регулирования ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что прежде чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Таким образом, успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики. Поэтому дальнейшее изучение цены как экономической категории и процесса ценообразования останется одной из важнейших задач экономической науки.
Информация о работе Особенности формирования цен в современной Российской практике