Понятие цен и ценообразование. Свободные цены и их состав: оптовые, закупочные, отпускные, розничные, тарифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Именно на рынке получает общественное признание продукт как товар и именно через механизм цен. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами; - по государственным ценам. Различают различные виды цен, связанные с особенностями купли-продажи. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер экономики цены делят на оптовые, закупочные, на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на платные услуги, оказываемые населению, розничные и т.д. В работе рассматриваются вопросы ценообразования в сфере торговых услуг; состав и формирование цены, структура свободных розничных цен.

Содержание работы

Понятие цены и ценообразования.
Состав цены.
Классификация цен.
Роль цен в инфляционных процессах.
Взаимосвязь цен и предложения.
Задача.

Файлы: 1 файл

к. р. по ценообразованию.docx

— 102.76 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие цены и ценообразования.
    1. Состав цены.
    2. Классификация цен.     
  2. Роль цен в инфляционных процессах.
  3. Взаимосвязь цен и предложения.

Задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ И  ИХ СОСТАВ: ОПТОВЫЕ, ЗАКУПОЧНЫЕ, ОТПУСКНЫЕ, РОЗНИЧНЫЕ, ТАРИФЫ.

 

1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

 

Цены – важнейшая экономическая  категория, присущая любой экономической  формации, имеющей денежное обращение. В условиях рыночной экономики она  является основным элементом рынка.

Цены выступают в качестве активных инструментов экономической  политики, т.к. регулируют спрос предложение, воздействуют на движение материальных потоков и определяют структуру  производства, уровень благосостояния, распределяют товарную массу. Цена определяет стратегию поведения в конкретный период времени и его конкурентное преимущество, отражая колебания, происходящие в границах этой конкуренции.

Цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Ценообразование – процесс  формирование цен на товары и услуги.

Цена товара, его необходимость  обществу проходит проверку рынком и  на нем окончательно формируется. Именно на рынке получает общественное признание  продукт как товар и именно через механизм цен. При рынке  фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным  по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами; - по государственным ценам.

Различают различные виды цен, связанные с особенностями  купли-продажи. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер экономики  цены делят на оптовые, закупочные, на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на платные услуги, оказываемые населению, розничные и т.д.

В работе рассматриваются  вопросы ценообразования в сфере  торговых услуг; состав и формирование цены, структура свободных розничных  цен.

 

1.2. СОСТАВ ЦЕНЫ.

 

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в  зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. 

Стоимостные категории цены – это себестоимость, прибыль  и косвенные налоги.

Себестоимость – это база цены, т.к. представляет собой издержки производства по изготовлению и реализации продукции.

Прибыль определяется в большинстве  случаев предприятиями самостоятельно и обеспечивает расширенное воспроизводство.

В цену включают косвенные  налоги. Это налог на добавленную  стоимость (НДС) и по отдельным товарам  – акциз.

Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия  совпадает с отпускной и структура  цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастете, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль, косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.

Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги.

Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные.

Закупочные цены устанавливают  на сельскохозяйственную продукцию, оптовые  – это цены на промышленную продукцию  для производителей, не зависимо от форм собственности в порядке  оптового оборота. Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Розничные цены устанавливаются  на товары народного потребления  и на некоторые виды продукции  производственно-технического назначения, реализуемые населению.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, коммунальные, бытовые.

В зависимости от порядка  установления цены делятся на регулируемые и свободные.

Свободные цены устанавливаются  по согласию сторон на основе спроса и  предложения. 

Регулирование цен осуществляются на основе экономических и административных методов.

 

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН.

 

Важнейшим признаком классификации  цен является их дифференциация в  зависимости от обслуживаемой ими  сферы товарного обращения. По этому  признаку цены подразделяются на следующие  виды:

а) оптовые цены на продукцию  промышленности;

б) цены на строительную продукцию;

в) закупочные цены;

г) тарифы грузового и  пассажирского транспорта;

д) розничные цены;

е) тарифы и платные услуги населению;

ж) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

а) Оптовые цены на продукцию  промышленности - цены, по которым реализуется  и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке  оптового оборота. Продукция продается  и покупается оптовыми партиями, нередко  со сменой форм собственности.

В свою очередь оптовые  цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия  и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия  — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную  продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или  фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка.

Цена изготовителя продукции  обращена к производству, тесно связана  с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при  коммерческих операциях между подразделениями  одной и той же фирмы или  предприятия. Использование трансфертных цен может существенно на конкурентоспособность  фирмы.

Оптовые (отпускные) цены промышленности---цены, по которым предприятия или организации-потребители  оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

Если цены изготовителей  продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости  от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

б) Цены на строительную продукцию  имеют несколько разновидностей.

Продукция строительства  определяется по трем видам цен:

сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

прейскурантная цена - усредненная  сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительства  объекта;

договорная цена, устанавливаемая  по соглашению между заказчиками  и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием  рыночных отношений.

в) Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется  сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической  реализации.

Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включается налог на добавленную  стоимость (НДС) и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых  сельским хозяйством материально-технических  ресурсов.

г) Тарифы грузового и  пассажирского транспорта - плата  за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными  организациями с отправителей грузов и населения.

д) Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в  розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как  правило, выбывают из сферы обращения  и потребляются в домашнем хозяйстве  или в производстве.

Включенный в розничную  цену акциз - это косвенный налог  на потребителя, включаемый в цену товара.

НДС, являясь также косвенным  налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20% , но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты и др.). Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль.

 

2. РОЛЬ ЦЕН В ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ.

 

 

 Рост цен – один из важнейших показателей инфляции. Снижение покупательной способности  денег, вызванное избытком наличных и безналичных платежных средств  в обращении, порождает инфляцию цен, спроса, издержек, доходов и  др.

Инфляция присутствует во всех странах с рыночной экономикой.

Инфляция проявляется  в обесценивании денег по отношению  к золоту, что вызывает рост рыночной цены золота по отношению к иностранным  валютам и товарам (вызывает рост цен на товары).

Избыток денег в обращении  вызывает их обесценивание и, следовательно, рост цен. Некоторые экономисты утверждают, что инфляция представляет собой  повышение общего уровня цен, и используют для ее измерения индекс цен на потребительские товары.

Но не любое повышение  цен является инфляционным. Цены могут  расти из—за увеличения издержек производства или из—за повышения качества товаров, выпуска новых моделей и т. п. В таких случаях рост цен не является инфляционным.

Внешними признаками инфляционного  роста цен являются:

1) массовость роста цен, т. е. цены растут практически на все виды товаров;

2) непрерывность роста цен;

3) рост цен в течение длительного периода.

Очень сложно провести четкую границу между инфляционным и  не инфляционным ростом цен.

Одна из разновидностей кейнсианской теории инфляции объясняет инфляцию ростом издержек производства (инфляция издержек). Согласно этой теории механизм инфляции обусловливается взаимосвязью стремления фирм к увеличению цен для максимизации прибыли и требованиями рабочих повысить зарплату.

Согласно монетаристской теории инфляции на первичной стадии увеличиваются объемы производства из—за увеличения массы денег  в обращении. Последнее влечет за собой также увеличение темпов платежеспособного  оборота и инвестирование дополнительного  финансового капитала. При этом темпы  роста цен меньше темпов роста  количества денег в обращении.

На следующей стадии инфляции темпы роста цен увеличиваются  по сравнению с темпами роста  количества денег, находящихся в  обращении.

Рост цен в добывающих отраслях является причиной инфляции в экономике, так как он оказывает  значительное воздействие на издержки в большей части отраслей экономики. Причинами роста цен в добывающих отраслях могут быть повышение уровня заработной платы в данных отраслях, расходы на оборудование и т. д. Рост цен в основных отраслях сельского хозяйства и транспортных тарифов также играет значительную экономическую роль и существенно влияет на издержки в смежных отраслях. Увеличение цен и тарифов на сырье, энергоносители и транспорт ставит практически все отрасли экономики в сложное положение. Рост цен в сырьевых отраслях влечет за собой рост цен в отраслях, в которых используются сырье и энергоносители, а в дальнейшем и в остальных отраслях.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕН И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

В условиях высоких темпов инфляции главной задачей и обязанностью правительства является сдерживание темпов роста цен, контроль над изменениями цен.

В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

Взаимосвязь цены за единицу  товаров и соответствующего ей предложения можно представить в виде следующей шкалы (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение цены и количества предлагаемого к  продаже товара А на рынке 

Информация о работе Понятие цен и ценообразование. Свободные цены и их состав: оптовые, закупочные, отпускные, розничные, тарифы