Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:21, контрольная работа
Именно на рынке получает общественное признание продукт как товар и именно через механизм цен. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами; - по государственным ценам. Различают различные виды цен, связанные с особенностями купли-продажи. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер экономики цены делят на оптовые, закупочные, на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на платные услуги, оказываемые населению, розничные и т.д. В работе рассматриваются вопросы ценообразования в сфере торговых услуг; состав и формирование цены, структура свободных розничных цен.
Понятие цены и ценообразования.
Состав цены.
Классификация цен.
Роль цен в инфляционных процессах.
Взаимосвязь цен и предложения.
Задача.
СОДЕРЖАНИЕ
Задача.
СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ И ИХ СОСТАВ: ОПТОВЫЕ, ЗАКУПОЧНЫЕ, ОТПУСКНЫЕ, РОЗНИЧНЫЕ, ТАРИФЫ.
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И
Цены – важнейшая
Цены выступают в качестве
активных инструментов экономической
политики, т.к. регулируют спрос предложение,
воздействуют на движение материальных
потоков и определяют структуру
производства, уровень благосостояния,
распределяют товарную массу. Цена определяет
стратегию поведения в
Цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Ценообразование – процесс формирование цен на товары и услуги.
Цена товара, его необходимость
обществу проходит проверку рынком и
на нем окончательно формируется. Именно
на рынке получает общественное признание
продукт как товар и именно
через механизм цен. При рынке
фирмы продают свою продукцию, работы,
услуги, по ценам и тарифам, установленным
по их усмотрению или на договорной
основе, и только в частных случаях,
предусмотренных
Различают различные виды цен, связанные с особенностями купли-продажи. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер экономики цены делят на оптовые, закупочные, на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на платные услуги, оказываемые населению, розничные и т.д.
В работе рассматриваются
вопросы ценообразования в
1.2. СОСТАВ ЦЕНЫ.
Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.
Стоимостные категории цены – это себестоимость, прибыль и косвенные налоги.
Себестоимость – это база цены, т.к. представляет собой издержки производства по изготовлению и реализации продукции.
Прибыль определяется в большинстве
случаев предприятиями
В цену включают косвенные налоги. Это налог на добавленную стоимость (НДС) и по отдельным товарам – акциз.
Если товар не облагается
акцизом, то оптовая цена предприятия
совпадает с отпускной и
Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги.
Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные.
Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые – это цены на промышленную продукцию для производителей, не зависимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.
Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, коммунальные, бытовые.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.
Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.
Регулирование цен осуществляются на основе экономических и административных методов.
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН.
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:
а) оптовые цены на продукцию промышленности;
б) цены на строительную продукцию;
в) закупочные цены;
г) тарифы грузового и пассажирского транспорта;
д) розничные цены;
е) тарифы и платные услуги населению;
ж) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
а) Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.
В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия
— цены изготовителей продукции,
по которым они реализуют
Цена изготовителя продукции
обращена к производству, тесно связана
с ним. Разновидностью оптовой цены
предприятия-изготовителя является трансфертная
цена, которая применяется при
коммерческих операциях между
Оптовые (отпускные) цены промышленности---цены,
по которым предприятия или
Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).
Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
б) Цены на строительную продукцию
имеют несколько
Продукция строительства определяется по трем видам цен:
сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
прейскурантная цена - усредненная
сметная стоимость единицы
договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием рыночных отношений.
в) Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации.
Закупочные цены - договорные
цены, устанавливаемые по соглашению
сторон. Отличие закупочной цены от
других видов цен (оптовых и розничных)
заключается в том, что в ее
состав не включается налог на добавленную
стоимость (НДС) и акцизы. НДС не включается
также в стоимость
г) Тарифы грузового и
пассажирского транспорта - плата
за перемещение грузов и пассажиров,
которая взимается
д) Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Включенный в розничную цену акциз - это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара.
НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20% , но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты и др.). Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль.
2. РОЛЬ ЦЕН В ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ.
Рост цен – один из
важнейших показателей
Инфляция присутствует во всех странах с рыночной экономикой.
Инфляция проявляется в обесценивании денег по отношению к золоту, что вызывает рост рыночной цены золота по отношению к иностранным валютам и товарам (вызывает рост цен на товары).
Избыток денег в обращении вызывает их обесценивание и, следовательно, рост цен. Некоторые экономисты утверждают, что инфляция представляет собой повышение общего уровня цен, и используют для ее измерения индекс цен на потребительские товары.
Но не любое повышение
цен является инфляционным. Цены могут
расти из—за увеличения издерже
Внешними признаками инфляционного роста цен являются:
1) массовость роста цен, т. е. цены растут практически на все виды товаров;
2) непрерывность роста цен;
3) рост цен в течение длительного периода.
Очень сложно провести четкую границу между инфляционным и не инфляционным ростом цен.
Одна из разновидностей кейнсианской теории инфляции объясняет инфляцию ростом издержек производства (инфляция издержек). Согласно этой теории механизм инфляции обусловливается взаимосвязью стремления фирм к увеличению цен для максимизации прибыли и требованиями рабочих повысить зарплату.
Согласно монетаристской теории инфляции на первичной стадии увеличиваются объемы производства из—за увеличения массы денег в обращении. Последнее влечет за собой также увеличение темпов платежеспособного оборота и инвестирование дополнительного финансового капитала. При этом темпы роста цен меньше темпов роста количества денег в обращении.
На следующей стадии инфляции темпы роста цен увеличиваются по сравнению с темпами роста количества денег, находящихся в обращении.
Рост цен в добывающих
отраслях является причиной инфляции
в экономике, так как он оказывает
значительное воздействие на издержки
в большей части отраслей экономики.
Причинами роста цен в
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕН И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
В условиях высоких темпов инфляции главной задачей и обязанностью правительства является сдерживание темпов роста цен, контроль над изменениями цен.
В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.
Взаимосвязь цены за единицу товаров и соответствующего ей предложения можно представить в виде следующей шкалы (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение цены и количества предлагаемого к продаже товара А на рынке