Понятие цен и ценообразование. Свободные цены и их состав: оптовые, закупочные, отпускные, розничные, тарифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Именно на рынке получает общественное признание продукт как товар и именно через механизм цен. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами; - по государственным ценам. Различают различные виды цен, связанные с особенностями купли-продажи. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер экономики цены делят на оптовые, закупочные, на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на платные услуги, оказываемые населению, розничные и т.д. В работе рассматриваются вопросы ценообразования в сфере торговых услуг; состав и формирование цены, структура свободных розничных цен.

Содержание работы

Понятие цены и ценообразования.
Состав цены.
Классификация цен.
Роль цен в инфляционных процессах.
Взаимосвязь цен и предложения.
Задача.

Файлы: 1 файл

к. р. по ценообразованию.docx

— 102.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Аналитические исследования показывают, что различные товары по-разному реагируют на изменение  цены. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости (жилье, электроэнергия и т.д.), товары, которым нет или почти нет замены (молоко, хлеб, лекарства, медицинские услуги), товары относительно недорогие (соль, спички), товары, приобретаемые покупателем из-за отсутствия выбора.

В своей деятельности предприниматель  должен учитывать, что чувствительность потребителей к ценам и их реакция  на ценовые изменения зависит от психологических и экономических факторов. Например, эластичность спроса от цен будет ниже в следующих случаях:

· товар не имеет аналогов;    

 · покупателю не  известны или малодоступны товары-заменители;

· покупателю сложно сравнить качественные характеристики товаров-заменителей;

· затраты покупателей  на товар составляют небольшую часть их бюджета;

· потребитель может часть  затрат на приобретение товара (или  услуги, например, медицинское обслуживание) разделить с кем-то (фирмой, страховой  компанией);

· продукт используется в  комплексе с ранее приобретенными (базовыми) (прикладные программы к PC);

· товар относится к  категории «предметов первой необходимости»;

· товару приписывают лучшее воздействие на здоровье потребителя, большую экологическую чистоту и престиж;

· товар не подлежит длительному  хранению.

Если фирма проводит исследование возможного рынка сбыта новых товаров, то для расчета эластичности спроса можно использовать данные выборочного статистического исследования спроса на новый товар или экспертные оценки.

Определенный на основе ценовой  эластичности спрос образует верхнюю  границу цены.

Предпринимателей также  интересует эластичность спроса по отношению не только к цене, но и к другим переменным, например, к доходу.

Эластичность спроса может  быть использована и для принятия решений в условиях изменения  налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает решение о повышении цены таким образом, чтобы его финансовое положение практически не ухудшилось.

 

ЗАДАЧА.

 Определите прибыль  в свободной отпускной цене  изделия;

Составьте структуру регулируемой розничной цены. Исходные данные:

• стоимость – 1750 руб.;

• НДС — 18%;

• свободная отпускная  цена с НДС — 3200 руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ардзинов В.Д. Ценообразование и сметное дело в строительстве. – СПБ.: Питер, 2010. – 176 с.

2. Деева А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие / А. И. Деева. – М.: Издательство Экзамен, 2008. – 288 с.

3. Емельянова Т.В. Ценообразование: учеб. пособие/ Т. В. Емельянова. – 3-е изд., перераб. – Мн.: Выш. шк.,2009. – 255 с.

4. Лысова Н.А. Управление ценами: учебное пособие / Н. А. Лысова, Л. Ф. Чернева.- М.: КНОРУС, 2006. – 200 с.

5. Куликов А.Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2011. – 200с.

6. Слепов В. А. Ценообразование: Учебное пособие./ Под ред. проф. В.А. Слепова. – Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – 2-е изд., испр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. – 152 с.

7. Фомина И. Б. Ценообразование: 100 Экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. М.: ИКЦ  МарТ ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2011. – 192 с.

8. Цены и ценообразование. Под ред. В.Е. Есипова Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб: Издательство «Питер», 2009.

9. Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебное – практическое пособие. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский Дом Дашков и, 2011. – 216 с.   

 

 

 

 

 

 

 

СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ И  ИХ СОСТАВ: ОПТОВЫЕ, ЗАКУПОЧНЫЕ, ОТПУСКНЫЕ, РОЗНИЧНЫЕ, ТАРИФЫ.

1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

Цены – важнейшая экономическая  категория, присущая любой экономической  формации, имеющей денежное обращение. В условиях рыночной экономики она  является основным элементом рынка.

Цены выступают в качестве активных инструментов экономической  политики, т.к. регулируют спрос предложение, воздействуют на движение материальных потоков и определяют структуру  производства, уровень благосостояния, распределяют товарную массу. Цена определяет стратегию поведения в конкретный период времени и его конкурентное преимущество, отражая колебания, происходящие в границах этой конкуренции.

Цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Ценообразование – процесс  формирование цен на товары и услуги.

Цена товара, его необходимость  обществу проходит проверку рынком и  на нем окончательно формируется. Именно на рынке получает общественное признание  продукт как товар и именно через механизм цен. При рынке  фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным  по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами; - по государственным ценам.

Различают различные виды цен, связанные с особенностями  купли-продажи. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер экономики  цены делят на оптовые, закупочные, на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на платные услуги, оказываемые населению, розничные и т.д.

В работе рассматриваются  вопросы ценообразования в сфере  торговых услуг; состав и формирование цены, структура свободных розничных  цен.

1.2. СОСТАВ ЦЕНЫ.

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в  зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. 

Стоимостные категории цены – это себестоимость, прибыль  и косвенные налоги.

Себестоимость – это база цены, т.к. представляет собой издержки производства по изготовлению и реализации продукции.

Прибыль определяется в большинстве  случаев предприятиями самостоятельно и обеспечивает расширенное воспроизводство.

В цену включают косвенные  налоги. Это налог на добавленную  стоимость (НДС) и по отдельным товарам  – акциз.

Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия  совпадает с отпускной и структура  цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастете, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую  долю в цене занимают затраты, прибыль, косвенные налоги. На основе этого  определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту  и цели предприятия.

Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги.

Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные.

Закупочные цены устанавливают  на сельскохозяйственную продукцию, оптовые  – это цены на промышленную продукцию  для производителей, не зависимо от форм собственности в порядке  оптового оборота. Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и  оптовые (отпускные) цены промышленности.

Розничные цены устанавливаются  на товары народного потребления  и на некоторые виды продукции  производственно-технического назначения, реализуемые населению.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, коммунальные, бытовые.

В зависимости от порядка  установления цены делятся на регулируемые и свободные.

Свободные цены устанавливаются  по согласию сторон на основе спроса и  предложения. 

Регулирование цен осуществляются на основе экономических и административных методов.

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН.

Важнейшим признаком классификации  цен является их дифференциация в  зависимости от обслуживаемой ими  сферы товарного обращения. По этому  признаку цены подразделяются на следующие  виды:

а) оптовые цены на продукцию  промышленности;

б) цены на строительную продукцию;

в) закупочные цены;

г) тарифы грузового и пассажирского  транспорта;

д) розничные цены;

е) тарифы и платные услуги населению;

ж) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

а) Оптовые цены на продукцию  промышленности - цены, по которым реализуется  и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке  оптового оборота. Продукция продается  и покупается оптовыми партиями, нередко  со сменой форм собственности.

В свою очередь оптовые  цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия  и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия  — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную  продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или  фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила  бы им функционировать в условиях рынка.

Цена изготовителя продукции  обращена к производству, тесно связана  с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при  коммерческих операциях между подразделениями  одной и той же фирмы или  предприятия. Использование трансфертных цен может существенно на конкурентоспособность  фирмы.

Оптовые (отпускные) цены промышленности---цены, по которым предприятия или организации-потребители  оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

Если цены изготовителей  продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого  товара (или биржевых сделок), которая  формируется на базе биржевой копировки  и надбавок или скидок с нее  в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

б) Цены на строительную продукцию  имеют несколько разновидностей.

Продукция строительства  определяется по трем видам цен:

сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого  объекта;

прейскурантная цена - усредненная  сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительства  объекта;

договорная цена, устанавливаемая  по соглашению между заказчиками  и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием  рыночных отношений.

в) Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется  сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической  реализации.

Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включается налог на добавленную  стоимость (НДС) и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых  сельским хозяйством материально-технических  ресурсов.

г) Тарифы грузового и пассажирского  транспорта - плата за перемещение  грузов и пассажиров, которая взимается  транспортными организациями с  отправителей грузов и населения.

д) Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в  розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как  правило, выбывают из сферы обращения  и потребляются в домашнем хозяйстве  или в производстве.

Включенный в розничную  цену акциз - это косвенный налог  на потребителя, включаемый в цену товара.

НДС, являясь также косвенным  налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20% , но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты  и др.). Торговая надбавка (скидка) возмещает  издержки обращения торговых организаций  и образует их прибыль.

2. РОЛЬ ЦЕН В  ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ. 

Рост цен – один из важнейших  показателей инфляции. Снижение покупательной  способности денег, вызванное избытком наличных и безналичных платежных  средств в обращении, порождает  инфляцию цен, спроса, издержек, доходов  и др.

Информация о работе Понятие цен и ценообразование. Свободные цены и их состав: оптовые, закупочные, отпускные, розничные, тарифы